18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

«Как получить согласие несовершеннолетнего, уже воспитывающегося в семье опекуна (попечителя), на принятие на воспитание в семью еще ребенка (детей), оставшихся без попечения родителей»

683

5.jpg

 

Ситуация:

 

В органе опеки и попечительства поставлен на учет кандидат в приемные родители, постоянно проживающей на территории другого субъекта Российской Федерации, обратившийся для получения сведений о детях из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В заключении органа опеки и попечительства, выданному кандидату по месту жительства, указано, что в семье уже воспитывается пятеро несовершеннолетних подопечных разного возраста, от 10 лет и старше, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью. У двоих из детей в возрасте 15 и 16 лет имеется паралич.  Согласно заключению кандидат может принять на воспитание в семью еще одного ребенка подросткового возраста, с V группой здоровья, имеющего инвалидность.

Процедура ознакомления со сведениями о ребенке и знакомства с ребенком проведена в установленном порядке. Кандидату была представлена информация о ребенке и выдано направлено на его посещение в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам посещения ребенка кандидат выразил желание принять его на воспитание в свою семью.

Кандидат обратился в орган опеки и попечительства с заявлением о назначении его опекуном несовершеннолетнего в возрасте 12 лет, имеющего V группу здоровья и инвалидность. К заявлению кандидатом были приложены документы в соответствии с установленным перечнем.

Органом опеки и попечительства было отказано кандидату в назначении его опекуном. Причиной отказа стало отсутствие письменного согласия несовершеннолетних подопечных кандидата на прием в семью на воспитание ребенка.

 

Вопрос:

 

  • Является ли отказ органа опеки и попечительства в назначении опекуном правомерным?
  • Как может быть выражено согласие несовершеннолетнего подопечного, проживающего совместно с кандидатом в опекуны (попечители) на прием ребенка (детей) в семью?

 

Ответ:

 

  • Отказ органа опеки и попечительства не правомерен.

 

Согласно положениям статьи 57 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном и  прилагает к нему перечень документов, в том числе письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью. Порядок подачи заявления в орган опеки и попечительства определен пунктом 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (далее – Правила).

Правилами не регламентируется вопрос о том, в какой форме должно быть выражено мнение ребенка, достигшего десяти лет, и не содержится требования о наличии письменного заявления от ребенка.

 

  • Учет мнения несовершеннолетнего подопечного.

 

Опекуны (попечители) исполняют свои функции, учитывая мнение подопечного, а при невозможности его установления - с учетом информации о предпочтениях подопечного, полученной от его родителей, прежних опекунов, иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (абзац четвертый пункта 3 статья 36 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, не содержит ограничений относительно возраста гражданина, которого можно признать недееспособным.

Органу опеки и попечительства также следует выяснять мнение ребенка и фиксировать его в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем).

 Выяснять мнение ребенка следует с учетом его возраста и степени развития, обусловливающей способность ребенка сформулировать собственные взгляды по рассматриваемому вопросу, в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. При опросе ребенка органу опеки и попечительства необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него опекуна или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

При опросе детей, не достигших возраста 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, рекомендуется участие педагога или психолога, с согласия законных представителей. Опрос ребенка также должен проводиться в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц.

В случае невозможности установления мнения ребенка – необходимо учитывать информацию о предпочтениях ребенка, полученной от его родителей, опекуна (попечителя), иных лиц, оказывавших ему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

 

 

Рекомендации

 

Основные этические правила при общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами

 

  1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, воспитателю.
  2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью, даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом.
  3. При встрече с ребенком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
  4. Не делайте акцент на инвалидности ребенка. Не хвалите ребенка без повода.
  5. Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь, переспросите.
  6. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а с подростками — как со взрослыми.
  7. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.
  8. Разговаривая с ребенком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли его.
  9. Когда вы говорите с ребенком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  10. Чтобы привлечь внимание ребенка, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.
  11. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.

 

Как вести себя с ребенком-аутистом

Аутисты общаются особенным способом. Им нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой обстановке или собеседнику. Дайте им это время.

Не навязывайте свое общение, предлагайте его понемногу. Начните с того, чтобы просто быть в одной комнате.

Ребенок-аутист может вести себя агрессивно, нервничать или кричать. Обычно это происходит из-за того, что его не поняли, а он не в состоянии объяснить точнее. Дайте ему немного побыть в покое и уединении, чтобы он мог взять себя в руки.

Также реакция может возникнуть из-за физического дискомфорта. Аутисты имеют повышенную сенсорную чувствительность. Звуки, свет и ощущения, на которые вы не обратите внимания, могут быть нестерпимыми для них. Набор неприемлемых ощущений у каждого свой. Относитесь к этому с пониманием.

Иногда аутистам проще общаться с помощью картинок, альбомов с карточками или планшета. Это называется альтернативным общением.

 

Как вести себя с ребенком, у которого имеется паралич или который совершает неконтролируемые движения

Сосредоточьтесь на смысле слов собеседника, а не на его движениях. Предлагайте помощь ненавязчиво, не привлекая всеобщего внимания. Иногда помощь постороннего, не привыкшего к телесным реакциям такого ребенка, может только мешать. Не обижайтесь, если вам отказывают. Не бойтесь возражать, не старайтесь успокоить ребенка с неконтролируемыми движениями. Его поведение не связано с его душевным состоянием.

 

Как общаться с ребенком с проблемами речи

Будьте готовы потратить на разговор больше времени, чем обычно. Проявите терпение, позвольте ребенку договорить, даже если это ему дается с трудом. Не перебивайте, не пытайтесь закончить фразу вместо него или ускорить разговор. Поддерживайте зрительный контакт и максимально концентрируйтесь на содержании. Не пытайтесь замедлить свою речь, если вас об этом не попросили дополнительно.

 

Как общаться со слабовидящим или незрячим ребенком

Сопровождая незрячего ребенка, кратко описывайте ему все, что происходит вокруг, называйте окружающие предметы. В беседе не забывайте назвать себя и представить других собеседников. Обращайтесь не к сопровождающему, а к самому ребенку. Общаясь с группой незрячих, называйте по имени каждого, к кому обращаетесь. Предлагая незрячему ребенку сесть, просто положите его руку на подлокотник кресла, но не усаживайте насильно. В общении с незрячим ребенком нормально употреблять слово «смотри». Для него это значит видеть руками. Не забирайте палочку у незрячего ребенка, даже если ведете его за руку. Она помогает ему ориентироваться в пространстве.

 

Как общаться со слабослышащим или глухим ребенком

Чтобы обратить на себя внимание слабослышащего, коснитесь его плеча или руки. Во время общения смотрите в глаза ребенку. Он должен видеть выражение вашего лица. Некоторые слабослышащие могут читать по губам. Но таким образом четко прочитывается только треть слов. Говорите четко, используйте простые слова и короткие фразы. Мимика, жесты и движения тоже помогут вам понять друг друга. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, старайтесь обращаться не к нему, а к самому слабослышащему.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

01 Апреля 2024

Если ваш ребенок пережил психологическую травму и последствия его прошлого опыта до сих пор сказываются на жизни семьи, теперь есть место, где вы можете бесплатно получить профессиональную консультативную и реабилитационную помощь.

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)