Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей...
934
Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье
Общие положения
Методические рекомендации по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – видеосюжеты о детях), а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье разработаны в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с указанным поручением в 2015 г. Минобрнауки России проведен мониторинг информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены полномочия региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – региональный оператор, государственный банк данных о детях), по вопросу наиболее эффективных механизмов размещения в средствах массовой информации производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи их на воспитание в семью (далее – механизмы размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей) в особенности, так называемой трудноустраиваемой категории детей, к которой относятся дети старше 7 лет и/или имеющие инвалидность и/или имеющие братьев и сестер.
Очевидно, что в настоящее время проблема сокращения численности детей, оставшихся без попечения родителей, развитие семейных форм устройства детей этой категории может быть решена лишь при условии конструктивного взаимодействия государственных и муниципальных органов со всеми заинтересованными СМИ, а также общественными структурами. В данной ситуации одним из важнейших аспектов деятельности органов власти становится обеспечение информационной открытости, прозрачности и доступности информации.
Практика устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан свидетельствует о том, что одним из основных факторов, сдерживающих передачу детей на воспитание в семьи российских граждан, является недостаточная доступность информации в области семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе недостаточные объем, качество и доступность предоставляемой гражданам информации о детях указанной категории, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), и возможностях их семейного устройства, которые способствуют формированию у населения ошибочного представления о положении дел в данной области, распространению в обществе мнения о чрезмерной сложности процедуры приема ребенка в семью.
Таким образом, для повышения уровня информированности и доступности предоставляемой информации о детях и формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, для всех граждан, рекомендуется:
обеспечивать размещение производной информации о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семьи (своевременное удаление устаревшей производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, размещение актуальной информации) на официальном Интернет-сайте органа опеки и попечительства или регионального оператора в специальном разделе либо на Интернет-сайтах общественных организаций, фондов, организаций, осуществляющих подбор и подготовку замещающих родителей, Интернет-сайтах посвященных вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (далее – специализированные Интернет-сайты) (за исключением Интернет-сайтов организаций для детей-сирот);
размещать в средствах массовой информации только качественные фото-, видео- и аудиоматериалы о детях, оставшихся без попечения родителей.
Наиболее эффективным способом распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, является создание и размещение в СМИ (на телеканалах и специализированных Интернет-сайтах) видеосюжетов о детях (видеоанкеты, видеоролики).
Так, в 2013-2014 годах в 76 субъектах Российской Федерации проводились мероприятия по созданию видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, различными организациями: региональными телерадиокомпаниями и медиакорпорациями, благотворительными фондами и общественными организациями, организациями для детей-сирот и другими организациями, а также их размещению на различных специализированных Интернет-сайтах.
Между тем анализ предоставленной региональными операторами информации по вопросу популярности способов распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, показал, что наибольший эффект по устройству детей в семьи может быть достигнут при размещении производной информации о ребенке сразу в нескольких источниках (в том числе фотоматериалов на специализированных Интернет-сайтах, в газетах, журналах и иных периодических печатных изданиях и аудиоматериалов в тематических передачах на радиостанциях, а также проведение социальных акций (к примеру, фотовыставки, размещение информации на уличных баннерах), распространение буклетов, листовок и другое).
Во многом выбор способа распространения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, зависит от географического расположения субъекта Российской Федерации, возможностей бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, степени осведомленности органов опеки и попечительства и регионального оператора о новейших способах предоставления гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей. Исходя из ситуации, сложившейся в субъекте Российской Федерации, задачей органов власти субъектов Российской Федерации является поиск и реализация наиболее эффективных способов размещения производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.
Требования нормативных правовых актов к созданию производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей
В соответствии с требованиями Федерального закона от 16 апреля 2001 г.
№44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» в видеосюжете должен содержаться фото-, видео-, аудио- и печатный материал только с производной информацией о ребенке.
Так, согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 16 апреля 2001 г.
№44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» конфиденциальная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть использована региональными операторами и федеральным оператором для создания производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, и распространения указанной информации посредством опубликования в средствах массовой информации или иным способом в целях информирования населения Российской Федерации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи. Использование производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в коммерческих целях не допускается. При создании и распространении указанной информации должна быть исключена возможность идентификации личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителей и других его родственников. К производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, может быть отнесена такая информация, как пол, возраст, приметы, за исключением особых примет, состояние здоровья, физическое и умственное развитие, особенности характера таких детей, причины отсутствия родительского попечения, состояние здоровья их родителей, наличие у таких детей несовершеннолетних братьев и сестер, их возраст и состояние здоровья, наличие совершеннолетних родственников и информация об их отказе принять таких детей на воспитание в свои семьи, а также возможные формы устройства таких детей на воспитание в семьи и фотографии таких детей.
Таким образом, необходимо еще раз обратить внимание, что размещение производной информации о детях на сайтах организаций для детей-сирот, в которых они находятся, запрещено.
Пунктом 3 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, и пунктом 3(1) Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, установлено, что орган опеки и попечительства через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации информирует о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены либо нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства (производная информация).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с этим организация, осуществляющая создание видеосюжетов о детях, предоставляет документы, содержащие обязательства лиц, осуществляющих съемку детей, оставшихся без попечения родителей, и монтаж их видеосюжетов не использовать и не распространять конфиденциальную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, а также об организации для детей-сирот, в которой производились съемки.
Создание и размещение в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей
Создание видеосюжетов о детях, позволяет гражданам получить более полное представление о личностных особенностях ребенка и способствует принятию ими осознанного решения о посещении ребенка в организации для детей-сирот, а в дальнейшем и приеме ребенка в свою семью.
Однако эффективность данного способа сильно зависит от качества видеосюжета о ребенке. Недостаточная доступность, низкое качество, некорректность предоставления информации о ребенке нередко становится серьезным препятствием для его устройства в семьи граждан.
К сожалению, многие регионы при создании видеосюжетов о детях не определяют их технические и содержательные характеристики, и в результате в связи с тем, что у съемочных групп, которые ранее не осуществляли подобного рода съемки, отсутствует необходимый опыт работы с детьми указанной категории, в СМИ размещаются видеосюжеты о детях, не соответствующие установленным законодательством Российской Федерации требованиям к производной информации о детях и этическим нормам.
В связи с этим Минобрнауки России рекомендует региональным операторам, органам опеки и попечительства, а также организациям для детей-сирот при организации работ по созданию видеосюжетов о детях учитывать следующее.
Рекомендуемые технические параметры к созданию видеосюжетов
Видеосъемку необходимо производить камерами, отвечающими требованиям HD-формата, а также желательно использовать звуковое и осветительное оборудование.
При съемке должны быть исключены потери резкости (расфокусировка), дрожание и блуждание камеры.
Для обеспечения четкости звука голос ребенка можно записывать как на отдельный, так и на накамерный микрофон (желательно, чтобы камера находилась на расстоянии 1-1,5 м от ребенка при создании портретного, среднего плана). При этом громкость фоновой музыки не может превышать 20Дб и не должна перекрывать закадровый голос и голос ребенка.
Продолжительность видеосюжета может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, состояния здоровья ребенка, а также наполнения видеосюжета о ребенке. Рекомендуемая длительность видеосюжета о ребенке от 1,5 до 30 минут.
Видеосюжет, как правило, создается только об одном ребенке, однако исключением может быть наличие у него братьев и сестер, которые только вместе могут быть устроены на воспитание в замещающую семью. В данном видеосюжете могут быть использованы, в том числе кадры со всеми братьями и сестрами. При этом длительность видеосюжета рекомендуется увеличить, чтобы у потенциального приемного родителя сложилось наиболее полное представление о всех детях.
Рекомендации к организации видеосъемок
При создании видеосюжета о ребенке в первую очередь должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка.
В начале, необходимо провести подготовительную работу, связанную с созданием примерного сценария, по которому будет снят видеосюжет. Его отсутствие может привести к монтажу отснятых кадров вне логики, что может негативно сказаться на качестве предоставляемой информации. Наличие у съемочной группы несколько типовых сценариев в зависимости от возраста ребенка, состояния здоровья, наличия у него братьев и сестер, которые могут быть заранее оценены организациями для детей-сирот и/или органами опеки и попечительства и/или региональным операторам, ответственным за создание видеосюжетов о детях, позволит более эффективно организовать процесс создания видеосюжета о ребенке.
Рекомендуется для обеспечения подготовки и психологического комфорта ребенка, о котором будет снят видеосюжет, провести с ним индивидуальную беседу (подготовить к интервью). Учитывая, что даже непродолжительный съемочный процесс является безусловным стрессом для ребенка беседу должен проводить специалист, обладающий знаниями психологии детей-сирот и входящий в состав съемочной группы. В случаях создания видеосюжетов детей старше 10 лет следует спросить его мнение о создании и размещении видеосюжетов о нем, подробно разъяснив для какой цели это делается.. При проведении интервью с ребенком не следует задавать ему бестактных вопросов и обсуждать темы, которые могут быть болезненными для него (должны быть исключены любые негативные описания его жизни с родителями, его оценка образа жизни его родителей или иных родственников, ставшего причиной отсутствия родительского попечения).
Также желательно для эффективности организации работ по созданию видеосюжетов о детях обязать руководителя организации для детей-сирот содействовать съемочному процессу, в том числе проинформировать воспитателей, педагогов, психологов или иных специалистов о ходе и этапах предстоящего съемочного процесса.
Для обеспечения более полной информированности граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, в видеосюжете о ребенке желательно показать как можно больше разнообразных граней развития ребенка.
Темы, на которые рекомендуется сделать акцент при общении с ребенком (в зависимости от его возраста и состояния здоровья) в процессе создания видеосюжета:
досуг ребенка: любимые игры, книги, виды спорта, фильмы, уроки в школе, еда, любимые занятия и другое;
взаимоотношения ребенка с его друзьями, учителями, воспитателями, значимыми для него взрослыми;
позитивные воспоминания ребенка: поездки во время каникул на природу, на море, в лагерь, посещение концертов или выставок;
желания или планы ребенка относительно своего будущего: поступление в университет, колледж, освоение профессии;
хобби, увлечения ребенка: умение играть на музыкальном инструменте, спорт, рисование, чтение, плавание и другое.
К примеру, сценарий может содержать следующие кадры:
для грудных детей можно проводить такие занятия, как прослеживание взглядом за игрушкой, захват игрушки, реакция на звуки, речь, переворачивание, удерживание головы;
для детей дошкольного возраста могут быть показаны моменты из повседневной жизни ребенка, режима дня: прогулки, кормление, общие организационные дневные мероприятия. Для детей более старшего возраста могут быть отражены сведения о дополнительном образовании ребенка: рисование, музыкальное занятие, лепка, настольные игры, игры в группе с детьми и с воспитателями, катание на лошадях, качелях, лазание по горкам и другое;
для детей школьного возраста желательно показать, в том числе учебный процесс при участии учителя либо педагога в организации, где находится ребенок, в ходе которого ребенку предлагается выполнить несколько заданий (с учетом возраста ребенка и его особенностей развития). Можно отметить, к каким предметам проявляет интерес ребенок, нуждается ли ребенок в помощи взрослого в процессе обучения, активность ребенка на уроках, общение с одноклассниками (к примеру, быстро идет на контакт, много друзей в классе, помощь сверстникам и другое), отношение к похвале/поощрению;
в случае, если у ребенка имеются отставание в нервно-психическом или умственном развитии, инвалидность или другие ограниченные возможности здоровья рекомендуется показать выполнение ребенком упрощенных заданий;
в случае, если видеосюжет создается о подростке с девиантным поведением, то не следует давать оценку поведения несовершеннолетнего в его присутствии, специалистам, участвующим в видеосъемке, рекомендуется в корректной форме, не унижая человеческого достоинства, дать рекомендации об изменении поведения в условиях семейного воспитания.
Представленные выше примерные сценарии не должны содержать исключительно кадры с интеллектуальными достижениями ребенка (которые безусловно важны для замещающих родителей, но которых может и не быть у ребенка), не менее важно эмоциональное развитие ребенка, эмоциональные реакции при взаимодействии со взрослыми и детьми.
Состояние здоровья ребенка целесообразно озвучивать как общую оценку развития ребенка, делая акцент на рекомендации по дальнейшему лечению и/или профилактике заболевания. К примеру, если у ребенка есть задержка развития, данный факт можно осветить, а также прокомментировать, чем обусловлено отставание, какие дополнительные занятия, с какими специалистами необходимы для того, чтобы соответствовать уровню ровесников.
Обязательным условием при съемке видеосюжета о ребенке является следующее - ребенок должен быть показан в чистой аккуратной одежде в соответствии с этическими требованиями и нормами морали (с учетом рекомендованных этических принципов в отношении журналистских материалов о детях, разработанных медиа-группой ЮНИСЕФ), с учетом особенностей возрастного, индивидуально-личностного развития ребенка, с акцентированием внимания на его положительных характеристиках. Недопустимо показывать в кадре ребенка без одежды (полуодетого), плачущего, с синяками и ссадинами.
Примерный сценарий также может содержать кадры с участием воспитателей ребенка, учителей, медицинских работников, психологов и других специалистов (без указания их фамилий, наименования, адреса и контактной информации организации для детей-сирот, в которой находится ребенок), способных рассказать о данном ребенке (к примеру, его увлечениях, характере, взаимоотношении с друзьями и другое), при этом должны быть исключены личные оценочные суждения воспитателей в отношении ребенка. При этом недопустимо сообщать любую информацию, относящуюся к персональным данным ребенка и его биологическим родителям и иным родственникам (в том числе о пристрастии родителей к алкоголю и наркотикам, об отбывании наказания родителями, аморальном поведении родителей и родственников и т.д.).
При этом не следует ограничиваться такими определениями, как «хороший мальчик/девочка». Рекомендуется использовать больше разнообразных позитивных прилагательных (дружелюбный, добродушный, ласковый, заботливый, отзывчивый, чувствительный, сердечный и другие), позволяющих более полно охарактеризовать ребенка. Необходимо использовать минимальное количество деепричастных оборотов, кратких прилагательных, причастий и прочих грамматически-сложных конструкций, стараться избегать конструкций с использованием косвенной речи («по словам воспитателей», «… говорят педагоги»), тавтологий, слов «очень», «вообще» и «довольно», бюрократизмов, просторечий. Слово «дом» по возможности следует употреблять только в отношении будущего дома, где ребенок будет жить с родителями.
Если в кадрах во время какой-либо игры, занятий либо прогулок на улице появляются и другие дети, то в данной ситуации желательно показывать этих детей на дальних либо средних дальних планах, применять размытость фона, чтобы сфокусировать внимание потенциальных приемных родителей на переднем плане с ребенком, о котором создается видеосюжет.
Показ действий ребенка в разных планах - крупных, средних и общих со всех сторон (спина при этом должна появляться в кадре минимально) является одним важных средств выразительности видеосюжета о ребенке. Обязательно наличие кадров ребенка во весь рост.
Рекомендации к монтажу видеосюжета
Исходные фрагменты видеоматериалов, полученных в процессе видеосъемки, структурируются (монтируются). Важно использовать специализированные компьютерные программы - видеоредакторы. Для обеспечения качественного звука смонтированных фрагментов видеосюжета о ребенке необходимо проводить работы по выравниванию звука.
Видеосюжет не должен быть искусственно затянут путем увеличения интервалов, пауз и заставок.
Видеосюжет о ребенке должен включать контактную информацию органа опеки и попечительства либо регионального оператора, к которому будут обращаться потенциальные приемные родители для приема ребенка на воспитание в семью.
Если в видеоролике присутствует голос ребенка (когда он играет, общается с друзьями и т.п.), целесообразно сохранить его в видеосюжете в случае, если он не перекрывает голос диктора.
В видеосюжет о ребенке может быть включена рубрика по освещению положительного опыта граждан, принявших детей на воспитание в семью, в целях укрепления потенциальных приемных родителей в их желании взять ребенка. Также желательно наличие краткой информации о службах сопровождения, которые могут оказать профессиональную поддержку семье, принявшей ребенка-сироту. Все это особенно актуально в случае сюжета о детях трудноустраиваемой категории.
Рекомендации к размещению видеосюжетов о детях
Органам опеки и попечительства и/или региональным операторам и/или организациям для детей-сирот, ответственным за создание видеосюжетов о детях, необходимо просматривать созданные видеосюжеты о детях перед размещением их в открытом доступе.
Видеосюжет для достижения наибольшего эффекта по устройству ребенка в семью может быть размещен на телевидении, а также на Интернет-сайтах, в том числе посвященных вопросам защиты детей, социальной и семейной политики и т.д.
Для удобства поиска потенциальными родителями желанного ребенка рекомендуется размещать видеосюжеты о детях на специализированных Интернет-сайтах, имеющих поисковую систему, а также указывать дату создания видеосюжета для достижения наибольшей достоверности при предоставлении информации.
В случаях, когда граждане не имеют возможности ознакомиться с видеосюжетами на телевидении либо в сети Интернет, органы опеки и попечительства либо региональные операторы должны показать видеосюжеты гражданам на личном приеме.
Кроме того, видеоматериалы либо созданные из них видеосюжеты могут быть использованы при создании социальной рекламы.
Для удобства граждан в осуществлении поиска ребенка, а также в целях наглядного представления особенностей характера ребенка, допустимо размещение ссылки на специализированный Интернет-сайт в графе «Особенности характера» анкеты ребенка, оставшегося без попечения родителей, состоящего на учете в государственном банке данных о детях. Ссылка размещается строго на те видеосюжеты о детях, которые были одобрены органом опеки и попечительства либо региональным оператором.
Особо следует обратить внимание на необходимость:
актуализации видеосюжетов о детях, которые не были переданы на воспитание в семьи граждан (рекомендуемый срок актуализации – не реже 1 раза в 2 года для детей в возрасте до 6 лет, не реже 1 раза в 3 года для детей старше 6 лет);
принятия мер по удалению видеосюжетов о детях из общего доступа в сети Интернет после наступления оснований прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях.
Требования к созданию и размещению производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в иных СМИ
К наиболее массовому способу распространения производной информации о детях относится размещение фотографии ребенка и его краткой характеристики на специализированных Интернет-сайтах и в печатных периодических изданиях (в том числе буклетах, брошюрах, листовках).
При размещении информации в печатном виде необходимо учитывать требования, предъявляемые к фотографии ребенка, установленные пунктом
13 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101.
При этом следует учитывать, что:
фотография ребенка должна быть четкой и позволять потенциальным приемным родителям получить общее представление о внешности ребенка. Помимо этого, в целях защиты прав и законных интересов ребенка, учитывая морально-этические нормы, недопустимо размещать фотографию ребенка без одежды (полуодетого), спящего, плачущего, с синяками и ссадинами. В целях защиты персональных данных фотография не должна содержать данные, позволяющие идентифицировать личность ребенка и его местонахождение (фамилия, имя ребенка, наименование организации, в которой находится ребенок);
описание характера не должно содержать негативных качеств ребенка (необходимо отражать информацию о ребенке с учетом особенностей его возрастного, индивидуально-личностного развития, системы отношений ребенка к значимым взрослым, сверстникам, самому себе и окружающему миру, акцентируя внимание на его положительных характеристиках. Важно учитывать, что для определения особенностей характера необходимо длительное наблюдение за ребенком, регулярное внесение изменений в соответствии с его возрастом.
Наиболее эффективно размещение информации о детях на официальных сайтах органов опеки и попечительства в специальном разделе, посвященном вопросам выявления, учета и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
В целом для популяризации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, формирования в обществе позитивного образа семей, принимающих на воспитание детей этой категории необходима реализация на постоянной основе комплексных проектов информационно-просветительской направленности, включающих создание и запуск на теле- и радиоканалах, в печатных СМИ, на интернет-ресурсах специальных программ, тематических выпусков, фильмов, роликов социальной рекламы.