18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Типовые вопросы и ответы по итогам методического консультирования для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей

842

Типовые вопросы и ответы по итогам методического консультирования для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей

Тема

Вопрос

Ответ

ФИО

эксперта

1.

Организация деятельности ШПР

 

Обязательно ли необходима рецензия для программ дополнительного образования, разработанных специалистами Службы?

 

Порядок реализации программы дополнительного образования регламентируется ст.75 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. Об образовании, в п. 4 . Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями

 

Кольтинова В.В.

2.

Повышение квалификации и переподготовка специалистов

Как оформить информационную карту аттестуемого для прохождения аттестации специалистами Служб сопровождениями

Аттестация педагогических кадров в образовательной организации регламентируется ст.49 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г., а именно  3. Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, имеющие другую ведомственную подчиненность,  аттестуют своих работников в соответствии с отраслевым законодательством.

 

Кольтинова В.В.

3.

Особенности сопровождения замещающей семьи со сложной категорией детей (сиблинги, ОВЗ, подростки)

 

 

Методические рекомендации по сопровождению замещающей семьи, воспитывающей подростков-сиблингов (11, 14 лет)?

 

Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов»

 

Кольтинова В.В.

4.

Организация деятельности ШПР

 

методические разработки

 

Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов» http://www.family2children.ru/upload/file/Model_soprovozhdeniya.pdf

 

Кольтинова В.В.

5.

Проверки и отчеты

Какие документы должны быть в личном деле замещающей семьи.

Перечень документов установлен ""Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

Рудов А.Г.

6.

Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей

 

Какими психологическими тестами и методиками лучше пользоваться при выявлении уровня адаптации ребенка в семье? Что посоветуете для диагностики кандидатов в замещающие родители (определение уровня готовности к образованию замещающей семьи)?

 

Согласно п.1.3.2 Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам опеки и попечительства по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей (Письмо Минобрнауки России от 01.09.2014 N ВК-1850/07
"О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей) законы субъекта Российской Федерации,  муниципальные правовые акты  должны определить перечни и стандарты качества предоставляемых указанными организациями услуг

 

Кольтинова В.В.

7.

Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей

 

 Подскажите,  пожалуйста, как и с чего мне начать работу.

 

В зависимости от ведомственной принадлежности Центр помощи детям (медицинские организации, организации социального обслуживания, образовательные организации) разрабатывает Устав организации, в котором указывается вид деятельности по переданному органами опеки и попечительства полномочию, деятельность Службы сопровождения регламентируется Положением о службе сопровождения, имеющим статус локального акта организации, действия специалиста фиксируются в документе "Должностные обязанности", в котором прописаны основные профессиональные действия, права и ответственность, Основными направлениями деятельности педагога-психолога службы сопровождения замещающих семей является психолого-педагогическая диагностика ребенка, помещенного в замещающую семью, членов замещающей семьи, психолого-педагогическая профилактика конфликтных взаимоотношений в семье, психологическое консультирование членов замещающей семьи, психолого-педагогическое просвещение членов замещающей семьи и психолого-педагогическая коррекция поведения и черт личности ребенка, помещенного в замещающую семью.

 

Кольтинова В.В.

8.

Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС

 

Прошу разъяснить, какие услуги оказывают специалисты "Центра помощи детям" семьям, находящимся на сопровождении (Перечень услуг). В нашем учреждении задействованы специалисты по сопровождению семей: соц. педагог, мед. работник, педагоги семьи, педагоги дополнительного образования.

 

Положение  об организации деятельности служб сопровождения замещающих семей в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствовании сети служб сопровождения замещающих семей" разрабатывается субъектами Федерации.  В качестве основных направлений деятельности по сопровождению замещающих семей могут быть предусмотрены:
1) оказание психолого-педагогической, социально-педагогической и юридической помощи гражданам, изъявившим желание принять детей на воспитание в свои семьи;
2) подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в установленных законодательством Российской Федерации формах;
3) проведение психологического обследования граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью ребенка-сироту, ребенка, оставшегося без попечения родителей;
4) комплексное сопровождение замещающих семей, включая:
психолого-педагогическую, социальную, правовую и иную поддержку замещающих семей в процессе принятия ребенка в семью и во время адаптации семьи и ребенка, в течение иных кризисных периодов для снижения уровня напряжения в семье и профилактики отказов от воспитания приемных детей;
комплексное (психологическое, педагогическое, социальное) обследование детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, и других членов замещающих семей;
оказание детям, воспитывающимся в замещающих семьях, и их законным представителям, а также при необходимости другим членам семей психолого-педагогической, правовой и иной помощи, содействия в получении детьми образования, медицинской помощи, социальных услуг;
проведение мониторинга развития и адаптации детей в замещающих семьях, подготовку по его результатам рекомендаций специалистов о мерах по защите прав и интересов детей;
организацию и проведение обучающих семинаров, тренингов для замещающих семей, детей, а также при необходимости для других членов семей, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности;
участие в проведении экспертиз и независимой оценки психологического состояния ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, положения замещающей семьи в случае возникновения споров или конфликтов между семьями, интересами приемных детей и замещающих родителей, органами опеки и попечительства и замещающими родителями;
5) подготовка детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к проживанию в семьях;
6) проведение работы по формированию среди населения положительного отношения к детям, оставшимся без попечения родителей, замещающих семей;
7) содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями;
8) консультирование граждан по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Кольтинова В.В.

9.

Юридическая составляющая подготовки  и сопровождения ЗС

 

 Скажите,  пожалуйста, прекращается ли сопровождение семьи по достижению ребёнком совершеннолетия. Спасибо.

 

Договор  по сопровождению замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей вступает в силу с момента его подписания и  действует  до   полного  выполнения  сторонами  своих  обязательств  по настоящему  договору  (выполнения программы индивидуального сопровождения замещающей семьи и др.). Договор может быть расторгнут досрочно: в  случае  достижения ребенком (всеми детьми), переданным на воспитание  в  замещающую  семью,  возраста  18 лет либо приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Форма договора разрабатывается на региональном уровне в соответствии с Типовым положение о службе сопровождения замещающих семей и Порядком организации и осуществления сопровождения замещающих семей службами сопровождения замещающих семей конкретного субъекта Федерации

 

Кольтинова В.В.

10.

 Законодательство, регламентирующее деятельность Служб сопровождения замещающих семей

Просим Вас оказать содействие по вопросу разъяснения законодательства РФ в сфере сопровождения  замещающих семей. Каким нормативным правовым актом регулируется работа специалистов служб сопровождения замещающих семей; имеется ли норматив по количеству семей, находящихся на сопровождении у 1 специалиста; при каких организациях целесообразно организовывать службы сопровождения замещающих семей.

 

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 01.09.2014 N ВК-1850/07 "О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствовании сети служб сопровождения замещающих семей" мероприятия по организации  служб сопровождения должны планироваться и осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации ими полномочий по решению комплекса вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, отнесенных к компетенции указанных органов подпунктами 24 и 24.2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в п. 1.3.3.5.  указанного документа отмечается: Определение потребности в развитии сети организаций (служб), предоставляющих услуги по социальному, медицинскому, психологическому, педагогическому сопровождению детей в субъекте Российской Федерации целесообразно осуществлять на основании результатов анализа существующей системы поддержки семей с детьми, в том числе находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов.

При решении вопросов развития указанной сети организаций (служб) целесообразно обеспечить соблюдение следующих условий:

количество указанных служб, их материально-техническое и кадровое обеспечение должны быть достаточными для удовлетворения потребностей детей, находящихся в организациях для детей-сирот и в приемных семьях, в том числе выводимых (переводимых) из ликвидируемых или реорганизуемых организаций для детей-сирот, как на текущий момент, так и в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

размещение указанных служб должно осуществляться в пределах максимальной территориальной доступности для детей, в том числе при необходимости предусматривать возможность выезда специалистов по месту жительства (пребывания) детей или подвоза детей в такие службы для оказания им соответствующей помощи;

следует по возможности создавать указанные службы в том числе на базе организаций для детей-сирот, продолжающих функционировать в этом качестве, а также использовать в целях создания таких служб здания и помещения организаций для детей-сирот, ликвидируемых и реорганизуемых в рамках реструктуризации сети этих организаций., Таким образом, количество учреждений по сопровождению и нагрузка специалистов этих учреждений определяются нормативными документами субъектов РФ.

Кольтинова В.В.

11.

Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей

 

В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Пункт 8 отчета «Сведения о расходах, произведенных за счет имущества несовершеннолетнего подопечного» содержит ограниченный перечень сведений:
1. Оплата лечения несовершеннолетнего подопечного в медицинских организациях:
2. Приобретение товаров длительного пользования, стоимость которых превышает установленный в соответствии с законом двукратный размер величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации
3. Ремонт жилого помещения несовершеннолетнего подопечного
4. Итого расходы за отчетный период. В данном отчете не предусмотрены расходы, произведенные за счет имущества несовершеннолетнего подопечного на питание, приобретение одежды, обуви, сан-гигиенических средств и товары, книги, игрушки, канцтовары, затраты на отдых, оплаты ЖКУ и многое другое.
Согласно Методических рекомендаций по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. N 06-364) :
Раздел 10. Правовой режим имущества подопечных:
В соответствии с примечанием к пункту 8 отчета при невозможности предоставить платежные и иные документы, подтверждающие текущие расходы опекуна (попечителя), либо в случае покупки продуктов питания опекун (попечитель) вправе приложить к отчету расписку в простой письменной форме о расходах, произведенных им в отчетный период. Практически опекуны в основном за счет имущества опекаемого приобретают продукты, одежду, обувь, сан-гигиенических средства и товары, книги, игрушки, канцтовары, оплачивают ЖКУ и отдых ребенка и другое, все что не входит в отчет опекуна. Прямых указаний и обязанности прилагать к отчету расписку о произведенных тратах на предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды нормативные акты не содержат.
Опекуны задают вопросы, что относится к предметам первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Согласно ст. 25 48-ФЗ:
« 3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.»
При утверждении отчетов нередко возникают вопросы на что потрачены денежные средства опекаемого. Опекуны поясняют на предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды, которые в отчете не отражаются т.к. нет перечня таких товаров и услуг.
Просим разъяснить:
1) что относится к предметам первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды и должны ли траты на них отражаться в отчете опекуна.
2) есть ли какие-либо нормативные документы о нормах питания детей, одежды, канц. и сан. товаров и т.п. кроме норм для детских садов, госучреждений и потребительской корзины для малоимущих?
3) что включает понятие «содержание» ребенка?
4) должен ли опекун отчитываться за денежные средства, получаемые на содержание опекаемого за счет средств субъекта РФ, либо должен отчитывать только за денежные средства полученные в виде пенсий, пособий, алиментов и т.п

 

В Постановлении Правительства РФ от 18 сентября 2017 г. № 1117 “Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета. Опекун получает сумму целостным образом и отчитывается за нее целиком. Согласно ст. 25 48-ФЗ,
п. 3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства

 

Кольтинова В.В.

12.

Организация деятельности ШПР

 

Как с нуля открыть ШПР?

 

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. № 253 утвержден Порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в котором определены, цели, задачи, организации, осуществляющие подготовку, порядок передачи полномочий по подготовке граждан органами опеки, охарактеризованы специалисты, ведущие подготовку, представлены требования к их квалификации. В Порядке прописаны сроки  подготовки, трудоемкость программ подготовки, технологии подготовки, порядок аттестации, психологического обследования, а также характер документа, выдаваемого по окончанию подготовки.

 

Кольтинова В.В.

13.

Организация деятельности ШПР

Способы выявления рисков кандидатов в замещающие родители в отношении мотивации приема ребенка в семью

Наиболее сложным моментом в работе педагога – психолога с кандидатами в приемные родители, патронатные воспитатели является определение истинной мотивация граждан, желающих принять ребенка в семью. Выявление истинной мотивации принять ребенка – сироту в собственную семью помогает определить шансы на успех потенциального усыновителя, патронатного воспитателя. Эта работа ведется на протяжении всего периода подготовки кандидатов, является очень трудоемкой. Специалисту следует знать, что мотивы принятия ребенка – сироты в собственную семью делят на 3 группы:

-           желание изменить структуру семьи (отсутствие собственных детей, желание иметь больше детей, желание изменить поло – возрастной состав семью, синдром «пустого гнезда»);

-           самореализация (желание любить кого – то, профессиональная самореализация, экзистенциальные мотивы);

-           общегуманистические мотивы помощи (желание помочь обездоленному ребенку, изменить несправедливое устройство общества).

К позитивным мотивам принятия ребенка – сироту в собственную семью относят:

-           отсутствие собственных детей, нереализованное материнство и отцовство;

-           желание иметь больше детей, не до конца реализованный родительский потенциал;

-           потеря ребенка;

-           желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством патронатного, приемного  ребенка;

-           повторение семейной истории;

-           привязанность к конкретному ребенку;

-           потребность заботиться о ком-либо;

-           трудоустройство;

-           стремление изменить статус семьи в глазах окружающих (стыдно быть бездетными);

-                       желание воздействовать на ситуацию в семье на кого-то из ее членов.

При этом специалистам следует помнить, что мотивационная сфера как и другие параметры психики постоянно изменяется, находится в движении, противоречивых связях и зависимостях. Задача специалиста ШПР состоит в прояснении истинных мотивов принятия ребенка, оценки их природы, убеждении кандидатов в замещающие родители в том, что деструктивные мотивы принятия ребенка в свою семью прежде всего опасны для ребенка как наименее защищенного представителя социума, но и чреваты для всей семейной системы в целом, ее эмоционального и нравственного благополучия

Кольтинова В.В.

14.

Организация деятельности ШПР

Сколько времени в ШПР отводится работе педагога - психолога с кандидатами в замещающие родители, включая индивидуальную и групповую работу?

В п. 3 Требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденных  приказом Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2012 г. № 623 установлено, что «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную).   Общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70% академических часов, практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)».

Федеральные требования не устанавливают распределения по часам и по видам занятий в той или иной теме (разделе).

Распределение количества  часов по темам программы устанавливается региональными документами.

 

Кольтинова В.В.

15.

Организация службы сопровождения

У замещающих родителей часто складываются конфликтные неприязненные отношения с учителями в образовательной организации, в которой обучаются приемные и подопечные дети. Каково содержание работы с такими замещающими родителями

Статья 63. Семейного кодекса РФ раскрывает права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, а именно:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, также внимание замещающих родителей следует обратить на статью 44 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Таким образом в Российском законодательстве приоритетная роль в организации воспитания детей принадлежит семье, и в том числе и замещающей семье, на которой лежит большая ответственность за воспитание, поведение детей, принятых в семью, семья осуществляет первичный социальный контроль за детьми и несет за них ответственность.

Кольтинова В.В.

16.

Организация деятельности ШПР

Какие показатели взять за основу оценки ресурсности семьи при подготовке заключения

По опыту работы можем предложить в ходе изучения психолого-педагогического модуля программы    оценивать ресурсность семьи по параметрам: оценка стабильности семьи; оценка материально-экономических условий семьи, оценка экономической мобильности семьи; оценка адекватности ожиданий от ребенка; самооценка (родительских компетенций, качества жизни); уровень адекватности задачам воспитания ребенка мотивов его приема в семью; ведущие мотивы приема ребенка; оценка возможностей семьи к установлению эмоционально близких отношений с приемным ребенком.

На данном этапе работы тревожными сигналами могут стать: неготовность к сотрудничеству с уполномоченной службой, закрытость, недоверие, обвинительная позиция по отношению к педагогу – психологу, оценивающему потенциального альтернативного родителя; серьезные внутренние межличностные  проблемы семьи, несогласованность действий членов семьи, принципиальные разногласия в выработке и принятии совместного решения; недостаточная компетентность, отсутствие соответствующих навыков взаимодействия с детьми определенного возраста.

 

Кольтинова В.В.

17.

Организация деятельности ШПР

 В условиях неопределенности психодиагностических процедур в условиях ШПР какими подходами следует вооружиться

Процесс оценивания другого человека -  всегда сложная психологическая задача.  Успешность процессов восприятия, понимания и оценивания людьми друг друга (социальная перцепция) зависят как от воспринимающего субъекта, его опыта взаимодействия с другими людьми, установок по отношению к другим людям, личных качеств: доброжелательности / недоброжелательности, доверия / подозрительности и д.р. Также успех в понимании и оценивании других людей зависит от воспринимаемого субъекта, органичности его внутреннего мира и внешнего поведения, адекватности поведения наличной ситуации взаимодействия субъектов, умения познаваемого лица предъявлять окружающем себя, свою личность, правильно заявлять о своих намерениях.

Для более эффективной оценки кандидатов, желающих принять ребенка в семью,  предлагаются некоторые этические  правила:

  • Стремиться минимизировать субъективность оценки кандидата в альтернативные родители;
  • Оценочный процесс должен быть непрерывным, иметь временную протяженность;
  • Педагог – психолог должен корректно, предельно профессионально стараться выяснять мотивацию кандидата в приемные родители. Доминирование материальной мотивации для помещения ребенка – сироты или оставшегося без попечения родителей,  в собственную семью может тщательно скрываться,  и данное обстоятельство должно быть замечено специалистом;
  • исключить поспешные выводы, стремиться не потерять потенциальных кандидатов;
  • для организации самоотбора кандидатам предоставить исчерпывающую информацию о воспитании патронатных, приемных детей;

Данный этап работы педагога – психолога с семьёй потенциальных усыновителей, приемных родителей предполагает использование многообразных методов: психодиагностических средств, беседы, интервью. Следует отметить, что существуют многообразные средства диагностики индивидуально – типологических особенностей личности потенциальных родителей (Методика «Паспорт темперамента», личностные опросники Айзенка, Кеттела, ОРО, АСБ Э.Г. Эйдемиллера, КРС Р.Бернса и мн.др.) Для специалиста необходимо выделить блоки диагностируемых черт: психофизиологического плана, характерологического, поведенческого, эмоционального, мотивационного. Данные диагностики позволят создать «психологический портрет» потенциального родителя для более тщательного подбора конкретного ребенка в данную семью в дальнейшем. Для достижения совместимости между потенциальными родителями и ребенком очень важна психофизиологическая совместимость, динамические характеристики процессов ВНД, доминирующие типы темпераментов.

Характерологические черты также важны для обеспечения психологической совместимости будущих родителей и детей – сирот, принимаемых в семью. Сюда входят и особенности коммуникативной деятельности, инструментальной, черты характера, выражающие отношение к себе, другим людям, вещам и материальным предметам, труду.

Кольтинова В.В.

18.

Организация деятельности ШПР

При подборе кадров, психологов для деятельности в ШПР и службе сопровождения, на какие качества специалиста следует обратить внимание работодателю

Как специалист, работающий в Школе приемных родителей советую воспользоваться  мнением Римантаса Кочюнаса, который считает  что психолог должен располагать следующим профессионально значимыми личностными чертами:

1. Проявление глубокого интереса к людям, следствием чего является терпение в общении с ними.

2. Чувствительность к установкам и поведению других людей, способность отождествляться с самыми разными людьми.

3. Эмоциональная стабильность и объективность. Имеется в виду способность уважать права других людей, восприятие других людей как способных решать свои собственные проблемы и принимать на себя ответственность.

4. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать ее на решение реальных проблем. В этом качестве он выделяют две стороны:

доступность - степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него;

экспрессивность ~ степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.

5. Открытость собственному опыту. Это означает искренность в восприятии собственных чувств. Консультант должен знать, замечать свои чувства, в том числе и отрицательные, не вытеснять их. Только в таком случае он будет успешно контролировать свое поведение. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента только тогда, когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.

Кольтинова В.В.

19.

Содержание юридического блока программы ШПР

Как относиться при подготовке замещающих семей к вопросу о возможной передаче детей- родственников в разные замещающие семьи

Действующее законодательство не запрещает проживание детей, оставшихся без попечения родителей в разных замещающих семьях.

СК РФ, Статья 145. «Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» устанавливает, что - «5. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей».

Основным интересом и правом детей, является воспитание в семье. Тем более, что дети не утрачивают родственных прав и  никто не ограничивает право братьев и сестер на общение. Поэтому, если нет отказа детей, старше 14 лет, идти в разные семьи, то орган опеки и попечительства ОБЯЗАН устраивать их на воспитание в семьи.

Следует подчеркнуть в правовом модуле подготовки замещающих родителей, что замещающая семейная забота всегда имеет конкретный временной характер, а также предписывает опекуну организацию контактов с родственниками ребенка, обогащающими его социализацию.

 

20.

Организация службы сопровождения замещающих семей

На какие нормативные акты следует опереться при разработке положения  о сопровождении замещающих семей

Положение о Службе советуем  разработать  в соответствии со следующими нормативными правовыми актами международного и российского законодательства:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 02 июля 2013 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года";

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации";

постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";

иные нормативные правовые акты.

http://base.garant.ru/43189098/

 

Кольтинова В.В.

21

Организация деятельности ШПР

Что должно входить в содержание заключения об обучении кандидатов для органа опеки и попечительства?

В   Приказе  Минобразования и науки РФ от 20  августа 2012 г.   №  623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" установлено, 

Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий в том числе:

- обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные  родители, выполнения домашних заданий;

- обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

- проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

- составление итогового заключения о готовности  и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Таким образом, заключение о результатах обучения НЕ ЯВЛЯЕТСЯ психологическим заключением.   По сути дела в нем могут отражаться только: 1) Участив в процессе обучения: посещаемость, выполнение домашних заданий, активность в работе, заинтересованность и 2) выводы о готовности или неготовности слушателей на основании обсуждения с ними и их рефлексии (самооценки) в отношении к готовности к принятию ребенка.

Рудов А.Г.

22.

Общий вопрос; (Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС)

При форме устройства "приемная семья" (опека на возмездной основе) засчитывается ли приемному родителю трудовой стаж с занесением в трудовую книжку? Производятся ли отчисления от вознаграждения приемного родителя в пенсионный фонд и налоговую инспекцию? Является ли приемный родитель работником, если он заключил договор о возмездной опеки?

 

Нет, не засчитывается. Договор "О создании приемной семьи" не является трудовым, а является гражданско-правовым. Приемный родитель не является работником по Трудовому кодексу и, соответственно, трудового стажа начисляться не будет, внесения записи в трудовую книжку не производится.

Приемная семья это не выполнение трудовых функций, а возмездное выполнение услуг, в данном случае полномочий законного представительства.

 

Рудов А.Г.

23.

Организация деятельности ШПР (Особенности сопровождения ЗС со сложной категорией детей (сиблинги, ОВЗ, подростки)).

Какие основные вопросы должны быть освещены при подготовке граждан, выразивших желание взять на воспитание в семью детей с ОВЗ и инвалидностью.

В данный момент разработаны требования к программе подготовки детей с ОВЗ (включая и тех, кто имеет инвалидность по той или иной причине). К приказу, который будет вводить требования к региональным программам будет дополнительно выпущены рекомендации по проведению подготовки и Примерная программа с подробным перечнем тем и вопросов.

Сейчас эта программа находится в стадии экспертной оценки, а далее она будет разослана в регионы для  получения отзывов и замечаний специалистов.  До выхода требований нет смысла создавать региональные программы, а для практической работы лучше ориентироваться на конкретные запросы лиц,  обращающихся за подготовкой и желающих принять детей с ОВЗ, а с перечнем вопросов может помочь коррекционный педагог.

 

Рудов А.Г.

24.

Организация деятельности ШПР

Должен ли специалист ШПР проводить диагностику будущих приемных родителей на "способность быть приемными родителями"? Есть ли утвержденный перечень таких диагностик? Должен ли специалист, проводящий данную диагностику обладать какой-то специализацией? Как данный вопрос регламентируется законом?

Пунктом 17 Порядка  организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2015 г. №235,  установлено, что «17. Психологическое обследование граждан в процессе подготовки проводится только с их письменного согласия. Результаты психологического обследования передаются гражданину лично.

Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина.».

Иных требований не установлено. Перечня каких-либо утвержденных методик тестирования не существует. Соответственно никаких требований к специалисту и обязанности проводить диагностику слушателей, проходящих подготовку нет.

Мы считаем, что отработка тестирования  в такой сфере очень кропотливый и длительный процесс и ориентироваться на появление в ближайшее время, каких либо адекватных тестов в такой тонкой сфере не стоит. Это долгий путь.

Рудов А.Г.

25.

Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание» . (Организация деятельности ШПР).

Есть ли конкретные сроки прохождения школы опекунов или это всё индивидуально?

 

Сроки и требования по периодичности подготовки прописаны в  ПРИКАЗЕ Минобрнауки РФ от 13 марта 2015 г. N 235 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ".             8. Подготовка организуется таким образом, чтобы обеспечивалась ее регулярность и территориальная доступность для граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Период ожидания гражданами начала проведения подготовки не должен превышать 30 календарных дней.

....

11. Период проведения подготовки не должен быть менее 5 календарных дней и более 180 календарных дней.

 

Рудов А.Г.

26.

Организация деятельности ШПР.

 

Необходимо ли гражданам, являющимся или являвшимся опекунами, попечителями, приемными родителями, принявшим решение вновь принять ребенка на воспитание в семье проходить подготовку в ШПР, если ранее они ее не проходили, т.к. такого требования в законодательстве не было?

В законодательстве (п. 1. ст. 146 СК РФ) установлено, что подготовку обязательно должны пройти  лица  - "… кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей". 

То, что они ранее не проходили подготовку ситуации никак не меняет - они по-прежнему опекуны настоящие (действующие) или бывшие.

Никаких изменений в этой части не произошло и не планируется в ближайшее время вводить.

 

Рудов А.Г.

27.

Организация деятельности ШПР

В настоящее время планируем открыть ШПР на базе нашего Центра. Меня волнует следующий вопрос: процедура проведения итоговой аттестации и выдачи свидетельства. В законодательстве не прописаны ни критерии прохождения итоговой аттестации, ни выдачи свидетельства. Если, например, кандидат не прошел аттестацию, то по закону он все равно получит свидетельство. Имею ли я право отправлять в опеку заключение после первичного интервью с кандидатом и прохождения им обучения?

 

Необходимо уточнить цель подготовки тогда станет понятно какие требования применять. Подготовка является обязательно услугой. Это не профессиональное обучение, не дополнительное образование и не отсеивающим фильтром. Это вариант курсов повышения компетенции без каких-либо экзаменов и тестов. Цель помочь будущим родителям принять осознанный выбор, разобраться в тонкостях, повысить компетентность в педагогических и психологических вопроса. Из этого и нужно исходить.  Порядок выдачи свидетельств и аттестации достаточно подробно прописан в  ПРИКАЗЕ Минобрнауки РФ от 13 марта 2015 г. N 235 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОДГОТОВКЕ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ". Там же совершенно четко указано, когда может быть и при каких условиях дано заключение - "17.

Психологическое обследование граждан в процессе подготовки проводится только с их письменного согласия. Результаты психологического обследования передаются гражданину лично. Результаты психологического обследования направляются в орган опеки и попечительства только с письменного согласия гражданина."

 

Рудов А.Г.

28.

Организация деятельности ССЗС

 

Обязательно ли заключение договора на сопровождение между замещающей семьей и организацией осуществляющей деятельность по сопровождению?

 

Нет. Такого требования нет. Сопровождение является дополнительной услугой для семьи, а не обязанностью приемного родителя.

Само слово договор подразумевает наличие доброй воли на заключение такого договора с обеих сторон.

 

Рудов А.Г.

29.

Организация деятельности ССЗС. (Организация деятельности ШПР).

Этические вопросы ШПР, взаимодействие с органами опеки и попечительства.

Не совсем ясно о чем вопрос.  Чаще всего имеется ввиду взаимодействие между курсами подготовки (ШПР) и органами опеки и передаче информации относительно информации о слушателях. Если относительно информации о слушателях, то эти вопросы не совсем этические и регулируются законодательно в частности Федеральным законом о персональных данных и УК РФ, Статьей 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни - 1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации". Из этого вытекает, что никакой информации о частной жизни слушателей специалисты передавать не в праве. Они могут выдать или не выдать свидетельство о прохождении подготовки, если не соблюдены условия участия и посещения.

Кроме того, возможно составление итогового заключения о готовности  и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители ПО ИХ ЖЕЛАНИЮ). Никакие сведения о личности, семейных проблемах и т.д. в органы опеки передаваться НЕ МОГУТ. Нужно четко помнить, что подготовка - это обязательная услуга, помощь, а не контроль, надзор и не фильтр  органов опеки

Рудов А.Г.

30.

Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей. (Организация деятельности ШПР).

Если я правильно поняла, что оформляются по итогам подготовки кандидатов два документа:

1. Заключение по результатам психологического обследования (с согласия кандидата проводится и с его же согласия передается в орган опеки и попечительства).

2. Итоговое Заключение по результатам подготовки.

Вопрос связан с Итоговым Заключением: может быть, существует какая-либо форма его написания? Если нет, расскажите, пожалуйста, поподробнее, что должно описываться в нем, какие аспекты, данные.

 

Специальной формы итогового заключения не установлено. В Приказе  Минобразования и науки РФот 20  августа 2012 г.   №  623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" указано как осуществляется Подведение итогов, заключая процесс составления Итогового заключения.

Раздел 13 «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители», включающий в том числе:

-        обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные  родители, выполнения домашних заданий;

-        обсуждение степени усвоения курса подготовки кандидатов в приемные родители;

-        проведение самооценки кандидатов в приемные родители и выявление готовности кандидатов в приемные родители к приему ребенка на воспитание;

-        составление итогового заключения о готовности  и способности кандидатов в приемные родители к приему детей на воспитание в семью (составляется совместно с кандидатами в приемные родители по их желанию).

Таким образом, заключение о результатах обучения НЕ ЯВЛЯЕТСЯ психологическим заключением.  То есть  в нем могут отражаться только:  1) Участив в процессе обучения: посещаемость, выполнение домашних заданий, активность в работе, заинтересованность и 2) выводы о готовности или неготовности слушателей на основании обсуждения с ними и их рефлексии (самооценки) в отношении к готовности к принятию ребенка.

 

 

31.

Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС.

 

Может ли гражданин решением суда лишенный родительских прав, НО решением суда восстановленный в родительских правах, быть кандидатом в опекуны, быть опекуном?

 

В случае восстановления в родительских правах, он не считается лишенным родительских прав т.к. его восстановили в правах, то есть их ему права вернули.

В пункте 3, пункте 1, ст. 127 и абзаце втором пункта 1 статьи 146 СК РФ указано - "лишенных родительских прав", а не ЛишавШИХСЯ" что совсем не одно и то же.

Соответственно такой гражданин может быть как усыновителем, так и опекуном, ограничения для него сняты.

 

Рудов А.Г.

32.

Организация деятельности ШПР. (Юридическая составляющая подготовки ПР и сопровождения ЗС).

 

Нужно ли обучать опекунов близких родственников* в Школе подготовки кандидатов в приёмные родители? Будут ли и для такой категории граждан какие либо условия обучения, перед тем, как взять на воспитание ребёнка?

___________________________

* Сейчас эта категория потенциальных опекунов освобождена от прохождения обязательной подготовки.

Это очень спорный вопрос. Во-первых, возникает конфликт интересов, с одной стороны важные знания, с другой стороны не менее важно не отрывать на время обучения опекуна от ребенка, если тот уже передан под предварительную опеку, или фактически является фактическим воспитателем.

Во-вторых, требование может быть введено только на уровне внесения изменений в Семейный кодекс, а значит должно получить поддержку большинства депутатов в Государственной Думе.  Большинство законодателей не считают необходимым ужесточать требования к родственникам вообще, а заметная часть настаивает на расширение преференций для родственников.

В-третьих,  если ввести обучение для близких родственников, то получится, что большая половина материала программы будет им не нужна, а в оставшейся части многие вопросы  не будут отвечать их потребностям полностью. 

Истина где-то посередине. Вероятно, даже речь не должна идти о подготовке, а  разработке особого вида сопровождения с большой долей обучения. И ещё один момент  - никто не запрещает проводить подготовку ближайших родственников при их желании, другое дело, что существующая негибкая  организация обучения во многих территориях и  неумение специалистов заинтересовать эту категорию слушателей приводят к тому, что они уклоняются. Думаю, что начинать нужно с того чтобы подумать как организовать для них удобное обучение, возможно по укороченной программе (без выдачи свидетельства) в рамках сопровождения и, конечно, нужно учиться мотивировать их на обучение.

 

Рудов А.Г.

33.

Порядок подготовки и представления документов. (Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей).

 

Будет ли обязательным документом заключение о ресурсности семьи после прохождения "Школы приёмных родителей"?

 

Возможно через некоторое время  получение заключения такого рода станет обязательным.

Однако, прежде чем кого-то оценивать неплохо было бы подготовить научно обоснованную систему оценки, провести её лонгитюдную опробацию, обучить и  аттестовать  специалистов, которые будут  выдавать такого рода заключения.

Всё это требует времени и очень больших усилий специалистов, а значит не стоит ожидать появления её в ближайшие пару лет. Многие страны, например, Германия отрабатывала свою систему оценки 26 лет, прежде чем появились такого рода заключения. Кроме того, как и в предыдущем ответе, хочу сделать акцент на умении преподавателей заинтересовать и мотивировать семьи проходить такого рода оценку добровольно и с пользой для себя.

 

Рудов А.Г.

34.

Организация деятельности ШПР. (Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей). 

 

Как быть, когда кандидаты в усыновители отказываются от обучения в ШПР, аргументируя это тем, что тайна усыновления оказывается под угрозой?

 

Прежде всего, разъяснить слушателям, что представляет тайна усыновления. Во-вторых, объяснить, что страхи и опасения заявителей не являются основанием для непрохождения подготовки.

Как вариант можно: 1) Провести индивидуальную беседу, на которой рассказать, когда наступает тайна усыновления (после вступления решения суда в силу),  насколько реально сохранять эту тайну в условиях, когда в процесс будут вовлечено минимум 60-70 человек, что скрыть от ребенка его усыновление невозможно.  Например, выдача паспортов сейчас сопровождается проверкой смены фамилии и это нужно указывать, если смена фамилии не будет указана - последует отказ в выдаче паспорта с разъяснением, что скажем, в 2 года фамилия была изменена. 

2) Предложить пройти индивидуальную подготовку. А уже в   процессе подготовки разъяснить всё вышесказанное.

 

Рудов А.Г.

35.

Психолого-педагогическая составляющая подготовки принимающих родителей и сопровождения семей. (Организация деятельности ШПР).

Как быть с родственниками кровной опеки при прохождении обучения в ШПР, т.к. программа больше рассчитана для кандидатов, желающих принять в семью не кровных детей?

 

Можем порекомендовать два варианта: 

1) Для близких родственников не обязанных проходить подготовку можно организовать либо спец курс либо приглашать их на занятия выборочно и сделать дополнительное занятие, ориентированное на родственников. Свидетельство они не получат, но оно им и не нужно.

2) Для родственников, которые обязаны проходить подготовку,   можно составить отдельное расписание. Из него можно  исключить или укоротить темы, их не интересующие и добавить (расширить) темы, которые им нужны и важны. Какие-то маловажные для них занятия можно заменить и провести для них специальные микрогруппы. Часть часов можно занять индивидуальными занятиями, практическими заданиями (в том числе, выполняемыми дома).

Рудов А.Г.

36.

Особенности сопровождения ЗС со сложной категорией детей (сиблинги, ОВЗ, подростки).

Роль организации для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в осуществлении сопровождения детей при оформлении опеки.

 

Перечня специальных действий или услуг (а сопровождение относится к социальным услугам) при сопровождении не установлено.

Если между Вашей организацией  и будущим опекуном заключен договор о сопровождении, то перечень помощи будет определен договором.

Если договора нет, то  Ваша организация может предлагать разовую помощь (услуги) кандидатам, например: консультации врача, психолога в процессе знакомства с детьми, кроме того, если в организации есть грамотный юрист, то он может помогать кандидатам готовить документами, - проводить аудит правильно ли они составлены.

Важно понимать, что у организации, оказывающей помощь в сопровождении, нет каких либо прав или полномочий обязывать опекуна что-либо делать. Более того, при установлении опеки, детская организация не вправе давать согласие  или несогласие при передачи ребенка под опеку. Такое право появляется только в случае усыновлении и предоставляется оно в суд.

 

Рудов А.Г.

37.

Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей».)

 

Может ли специалист обязать действующего приемного родителя проходить подготовку в ШПР? Имеет ли право отстранить от обязанностей приемного родителя, если приемный родитель написал заявление от освобождения его от исполнения обязанностей опекуна.

 

Нет, не имеет.

Действующий (как и бывший) приемный родитель, если они не были отстранены от исполнения опеки решением органа опеки и попечительства не обязаны проходить подготовку см. п. 1. ст. 146 СК РФ.        

Для отстранения опекуна от обязанностей нужны установленные законом основания -  п. 5, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 №48-ФЗ - "5. Орган опеки и попечительства вправе отстранить опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом."

Одного только факта заявления об отказе от опеки недостаточно.

В соответствии с пунктом 3 ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 №48-ФЗ опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

 

Рудов А.Г.

38.

Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание».)

 

Существует ли необходимость включить в программу обучения кандидатов в замещающие семьи обязательные занятия, лекции для других членов данной семьи (бабушек, дедушек, родных детей и т.д.) по проблемам приема, адаптации, воспитания приемного ребенка?

 

Обязать и требовать посещения занятий членов семьи, которые не будут в дальнейшем являться усыновителями или опекунами незаконно т.к. обязательность подготовки установлена законодательно ст. 127 и ст. 146 СК РФ и требуется только для лиц, имеющих намерение оформить опеку или усыновление.

Члены их семей это члены их семей и они не более того. То есть требовать не можете, можете предложить и объяснить их полезность для них и семьи в целом. 

В целом, -  старайтесь избегать насильственного подхода. Специалисту помогающей организации нужно научиться меньше требовать от граждан и больше убеждать, делиться, а главное, - помогать.

 

Рудов А.Г.

39.

Общий вопрос. (Вопрос относится к теме – «Защита личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей».)

 

Какие категории граждан не обязаны проходить подготовку к приему детей-сирот в семью? В каких законодательных актах это прописано?

 

Исключение из числа лиц, имеющих намерение принять ребенка на воспитание в семью, которые не обязаны проходить подготовку установлен:

-        для усыновления в подпункте 12) пункта 1 статьи 127 Семейного Кодекса

-        для опеки в п. 1. ст. 146 Семейного кодекса и содержат идентичный текст – «(за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей).

Кроме того  в п. 3 ст. 127 СК РФ установлено, что требование проходить подготовку так же не распространяется на отчима и мачеху усыновляемого ребенка.

К близким родственникам ребенка относятся: бабушки, дедушки, братья и сестры. Двоюродные братья, сестры, тёти, дяди к ним не относятся, как и другие родственники.

Существует мнение, что предварительно назначенный опекун обязан проходить подготовку т.к. он ещё «не совсем опекун» и назначен упрощенным порядком. Однако  это заблуждение. Закон не оговаривает как должен быть назначен опекун. Предварительно назначенный опекун так же является опекуном и порядок назначения не влияет его правовое положение. Органы опеки не вправе заставлять предварительно назначенных опекунов проходить подготовку.

 

Рудов А.Г.

40.

Стандарт предоставления услуги «Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

 

Имеется ли разработанные формы заключения по результатам психологического обследования кандидата в приемные родители?

 

Специальной формы заключения, принятого на федеральном уровне нет.

Некоторые регионы утвердили свои формы для своих экспериментальных площадок.   Вы можете разработать собственную форму.

Требуется понимать, что в заключении в важно отразить наличие ресурсов, требуемых для воспитания приемного ребенка, наличие рисков, особенности семейной системы, насколько осознанно кандидаты принимают решение о приемном ребенке. Отношение членов семьи, осознание ими изменений, которые возникнут при принятии ребенка, понимания, что такое приемный ребенок и приемное родительство. Так же важно, что в заключении не может быть дано конкретного вывода могут быть обратившиеся члены семьи  усыновителями/опекунами/приемными (далее принимающими) родителями или нет.

Во-первых, не существует каких либо проверенных критериев и способов оценки соответствия этим критериям, во-вторых, прерогатива принятия решения могут данные лица быть принимающими родителями или не могут,  имеется только у органа опеки.

Да, часто именно орган опеки хочет видеть в психологическом заключении вывод о возможности или невозможности  семьи быть принимающей семьей. Это понятно -   органу опеки так проще и удобней, но это так же обесценивает их работу и делает ответственными за принятие решения не орган опеки, а психолога.

 

Рудов А.Г.

 

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

28 Марта 2024

Число детей, проживающих в детдомах, сократилось с 34,1 тыс. до 31,6 тыс., отметила вице-премьер России Татьяна Голикова

20 Марта 2024

Официальные разъяснения по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей»

15 Марта 2024

«Мотивация и стрессоустойчивость-залог успешности выпускника». Стартует новый курс повышения квалификации для специалистов организаций для детей-сирот (воспитателей, психологов, социальных педагогов и др.)

01 Марта 2024

Центр развития социальных проектов продолжает дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Медиация. Профессиональный (базовый) курс» (120 ак. часов).