14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Резолюция II съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сыктывкар, 22-26 сентября 2014 года

 

В период с 22 по 26 сентября 2014 г. в городе Сыктывкаре Республики Коми прошел II Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – II Съезд). Во II Съезде приняли участие около 500 представителей всех субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, уполномоченных по правам ребенка, руководителей организаций для детей-сирот и де6тей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), общественных организаций.

В 2013 г. в Москве прошел первый съезд, в котором приняли участие более 1000 представителей всех субъектов Российской Федерации.

Участники II Съезда отмечают, что по исполнению резолюции первого съезда за 2013-2014 годы федеральными органами исполнительной власти:

обеспечена методическая поддержка региональной реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот;

принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая
2014 г.  № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом предложений участников первого съезда;

утверждены требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства;

подготовлен проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства»;

подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий  деятельность «профессиональной» семьи. 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации  от 28 декабря
2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят ряд нормативных правовых актов, направленных на стимулирование кандидатов на прием воспитанников из организаций для детей-сирот, законодательно закреплены льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение в образовательные организации, реализующие программы высшего образования. Внесенные изменения в Семейный кодекс Российской Федерации установили безусловный приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их временность нахождения в организациях для детей-сирот всех типов.

Участники II Съезда отмечают, что к проблеме социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условиям их проживания в условиях институционализации сегодня приковано пристальное внимание, как государства, так и общества. Государственная политика и законодательство в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика работы  с ними постоянно совершенствуются.

На конец 2013 г. на территории Российской Федерации функционировало 1520 организации для детей-сирот, из них: 

1197 образовательных организаций для детей-сирот (в них детей-сирот – 65,4 тыс.);

194 домов ребенка (в них детей-сирот - 9,3 тыс.);

129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот – 13,5 тыс.).

На 1 сентября 2014 г. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уже находятся сведения о 95 тысячах детей,  порядка 77 тысяч из которых находятся под надзором в организациях для детей-сирот разных типов.

На протяжении 2009-2013 годов количество образовательных организаций для детей-сирот сократилась на 18% благодаря активной политике семейного устройства воспитанников (в 2009 г. – 1 468 организаций, в 2013 г. – 1197 организаций). Сократилась и численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в такие организации, на 26 % (в 2009 г. – 83 563 человек, в 2013 г. - 61 736  человек).

Сегодня в субъектах Российской Федерации активно идет процесс реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот, изменения направлений их работы, создания новых организаций для детей-сирот в форме центров содействия семейному воспитанию, центров содействия семейному устройству и сопровождения приемных семей, межведомственных центров по защите прав детей и пр.

Каждый регион разрабатывает и принимает План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет  их будущее. Идет процесс разукрупнения организаций, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, использования ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.

Расширяется применение таких форм работы по социализации и семейному  воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан (гостевая семья) и семейная воспитательная  группа, патронатная семья в  отношении  детей-сирот, которых, как правило, трудно устроить в семью на постоянной или долгосрочной основе: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, подростков и сиблингов. Внедряются новые технологии работы по привлечению кандидатов: видео-портфолио и видео-паспорта воспитанников, проведение дней открытых детей, дней аиста, социальный рекрутмент семей, создание сети волонтерских семей приемных родителей, экспонируются галереи портретов, видео-презентации воспитанников в публичных местах, в СМИ.  Проводятся научные исследования и разрабатываются на их основе инновационные модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как программа для домов ребенка «Как дома». В этом процессе активно участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, социально ответственный бизнес, гражданское сообщество.

Однако по-прежнему остается много нерешенных вопросов: создание семейных условий проживания в организациях для детей-сирот, где до сих пор могут проживать до 300 воспитанников; привлечение и развитие профессиональных кадров, знающих специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; отсутствие профессиональных стандартов для ряда категорий специалистов, работающих в организациях, в том числе воспитателя.

По-прежнему в организациях для детей-сирот проживает достаточно большое количество детей, временно помещенных по заявлению по заявлению законного представителя.

В течение трех дней участники II Съезда обсуждали вопросы реформирования и развития системы организаций для детей-сирот, обеспечения их прав и законных интересов, обменивались опытом, лучшими социальными практиками.

В центре внимание было обсуждение региональных моделей реформирования сети организаций для детей-сирот, недопустимости формального подхода к этому  процессу, безальтернативности закрытия организаций в возможно короткие сроки и передаче детей на воспитание в семьи граждан без предварительного создания системы подготовки детей и комплексного сопровождения замещающих семей, без учета мнения ребенка.

Совместно участники II Съезда искали ответ на вопросы:

обеспечения временности нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзором в организации для детей-сирот;

изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот, чтобы они действительно были домашними;

условий и сроков временного нахождения детей в организациях для детей-сирот, помещенных по заявлению законных представителей;

создания правовых, организационных, кадровых, методических условий в организациях для детей-сирот, необходимых для содержания, воспитания и образования детей, соответствующих их состоянию здоровья и потребностям;

реализации новых направлений деятельности организаций для детей-сирот.

Участники II Съезда делились инновационным опытом выполнения организациями для детей-сирот функций уполномоченных организаций, привлечения и сотрудничества с негосударственными некоммерческими, благотворительными организациями и гражданами, волонтерами, осуществляющих деятельность в сфере социализации детей, оставшихся без попечения родителей, их семейного устройства, повышения уровня профессиональной подготовки и компетентности специалистов организаций.

По итогам работы II Съезда участники  выработали  следующие предложения  по приоритетным направлениям деятельности:

 

1.     Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

принять проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий деятельность «профессиональной» семьи с целью устройства  в семью детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;

ускорить принятие поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, разъясняющих основные понятия: «дети, оставшиеся без попечения родителей»; законодательно закрепить порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью с участием суда; изменить основания и порядок лишения родительских прав, ограничения родителей в родительских правах; ввести  институт восстановления в правах усыновителей.

 

2.     Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

завершить разработку санитарных норм и правил к организациям для детей-сирот с учетом задач по развитию форм семейного устройства, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе семейной, и постинтернатному сопровождению выпускников на основании предложений и замечаний участников II Съезда;

завершить работу по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих порядок сохранения льгот работников организаций для детей-сирот вне зависимости от их ведомственной принадлежности;

выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части приравнивания организаций для детей-сирот к льготному порядку осуществления закупок, установленный для учреждений культуры и образовательных организаций;

разработать профессиональные стандарты по различным видам профессиональной деятельности, связанной с работой в организациях для детей-сирот, в том числе воспитателя;

обеспечить распространение во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций, технологий работы в качестве уполномоченных организаций;

проводить на системной основе всероссийские совещания, интернет-конференции и другие мероприятий для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и руководителей организаций для детей-сирот в целях обеспечения методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации;

продолжить и расширить практику проведения всероссийских общественно-значимых мероприятий для воспитанников организаций для детей-сирот, включая творческие конкурсы, спортивные соревнования;

разработать и реализовать программу повышения квалификации руководителей организаций для детей-сирот и разработать справочник директора организаций для детей-сирот с учетом изменившейся нормативной правовой базы;

разработать методические рекомендации по вопросу вариативности порядка осуществления функций законного представителя несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования или высшего образования.

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти, руководителям организаций для детей-сирот:

при разработке и реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проводить общественное обсуждение, учитывать мнение руководителей организаций для детей-сирот, экспертов; обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на ее реализацию, проводить и регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации;

продолжить на уровне субъектов работу по определению основных видов деятельности организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям и приведению наименований и уставов в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

в процессе реструктуризации принимать решения в отношении каждой организации для детей-сирот индивидуально с учетом региональных особенностей, в том числе возможности организации обучения воспитанников соответствующей организации в близлежащих общеобразовательных организациях, а также перспектив реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации;

продолжить совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в части определения:

перечней организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;

перечней и стандартов качества предоставляемых указанными организациями услуг;

порядка и нормативов финансирования деятельности организаций для детей-сирот;

норм материального обеспечения и мер социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;

создать региональные/муниципальные банки данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;

создать систему осуществления функций законного представителя выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования или высшего образования, попечителями на возмездной основе, а также центрами постинтернатной адаптации (сопровождения) выпускников - организациями для детей-сирот;

организовать на системной основе проведение обучающих мероприятий для  работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, предусмотренных постановлением правительства от 24 мая 2014 г.  № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

разработать механизмы взаимодействия организаций для детей-сирот с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; шире внедрять в практику современные технологии наставничества, гостевой семьи, социального рекрутмента семей для устройства воспитанников в семьи и пр.; обеспечить организацию подготовки и обучения  волонтеров;

внедрять программы работы с родителями, лишенными родительских прав, готовыми к исполнению родительских функций, находящимися в местах лишения свободы,  их подготовки и сопровождения в процессе восстановления родительских прав с целью возврата воспитанников в кровные семьи;

создавать благоприятные условия пребывания детей-сирот, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей;

внедрять программы подготовки воспитанников к переходу в замещающую семью, программ подготовки к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов;

организовать психолого-педагогическую поддержку работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

05 Сентября 2019

Жители Мурманской области, усыновившие ребенка, получат 121 тысячу рублей

13 Августа 2019

Министерство труда подготовило проект приказа о внесении изменений в Порядок осуществления ежемесячных выплат при рождении первого и (или) второго ребенка, сообщает "Парламентская газета".

06 Августа 2019

Президент России Владимир Путин подписал закон о создании федерального реестра лиц, которые не могут быть усыновителями, опекунами и попечителями. Документ, опубликованный в субботу на официальном портале правовой информации, вступит в силу с 1 января 2020 года.

29 Июля 2019

Тема кровных родственников — едва ли не самая эмоционально заряженная, когда речь заходит об усыновлении или опеке над сиротой.