13 Лет
Вот уже 13 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Резолюция II съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сыктывкар, 22-26 сентября 2014 года

 

В период с 22 по 26 сентября 2014 г. в городе Сыктывкаре Республики Коми прошел II Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – II Съезд). Во II Съезде приняли участие около 500 представителей всех субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, уполномоченных по правам ребенка, руководителей организаций для детей-сирот и де6тей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), общественных организаций.

В 2013 г. в Москве прошел первый съезд, в котором приняли участие более 1000 представителей всех субъектов Российской Федерации.

Участники II Съезда отмечают, что по исполнению резолюции первого съезда за 2013-2014 годы федеральными органами исполнительной власти:

обеспечена методическая поддержка региональной реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот;

принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая
2014 г.  № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом предложений участников первого съезда;

утверждены требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства;

подготовлен проект приказа Минобрнауки России «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства»;

подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий  деятельность «профессиональной» семьи. 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации  от 28 декабря
2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принят ряд нормативных правовых актов, направленных на стимулирование кандидатов на прием воспитанников из организаций для детей-сирот, законодательно закреплены льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение в образовательные организации, реализующие программы высшего образования. Внесенные изменения в Семейный кодекс Российской Федерации установили безусловный приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их временность нахождения в организациях для детей-сирот всех типов.

Участники II Съезда отмечают, что к проблеме социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условиям их проживания в условиях институционализации сегодня приковано пристальное внимание, как государства, так и общества. Государственная политика и законодательство в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика работы  с ними постоянно совершенствуются.

На конец 2013 г. на территории Российской Федерации функционировало 1520 организации для детей-сирот, из них: 

1197 образовательных организаций для детей-сирот (в них детей-сирот – 65,4 тыс.);

194 домов ребенка (в них детей-сирот - 9,3 тыс.);

129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот – 13,5 тыс.).

На 1 сентября 2014 г. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, уже находятся сведения о 95 тысячах детей,  порядка 77 тысяч из которых находятся под надзором в организациях для детей-сирот разных типов.

На протяжении 2009-2013 годов количество образовательных организаций для детей-сирот сократилась на 18% благодаря активной политике семейного устройства воспитанников (в 2009 г. – 1 468 организаций, в 2013 г. – 1197 организаций). Сократилась и численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в такие организации, на 26 % (в 2009 г. – 83 563 человек, в 2013 г. - 61 736  человек).

Сегодня в субъектах Российской Федерации активно идет процесс реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот, изменения направлений их работы, создания новых организаций для детей-сирот в форме центров содействия семейному воспитанию, центров содействия семейному устройству и сопровождения приемных семей, межведомственных центров по защите прав детей и пр.

Каждый регион разрабатывает и принимает План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет  их будущее. Идет процесс разукрупнения организаций, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, использования ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.

Расширяется применение таких форм работы по социализации и семейному  воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан (гостевая семья) и семейная воспитательная  группа, патронатная семья в  отношении  детей-сирот, которых, как правило, трудно устроить в семью на постоянной или долгосрочной основе: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, подростков и сиблингов. Внедряются новые технологии работы по привлечению кандидатов: видео-портфолио и видео-паспорта воспитанников, проведение дней открытых детей, дней аиста, социальный рекрутмент семей, создание сети волонтерских семей приемных родителей, экспонируются галереи портретов, видео-презентации воспитанников в публичных местах, в СМИ.  Проводятся научные исследования и разрабатываются на их основе инновационные модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как программа для домов ребенка «Как дома». В этом процессе активно участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, социально ответственный бизнес, гражданское сообщество.

Однако по-прежнему остается много нерешенных вопросов: создание семейных условий проживания в организациях для детей-сирот, где до сих пор могут проживать до 300 воспитанников; привлечение и развитие профессиональных кадров, знающих специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; отсутствие профессиональных стандартов для ряда категорий специалистов, работающих в организациях, в том числе воспитателя.

По-прежнему в организациях для детей-сирот проживает достаточно большое количество детей, временно помещенных по заявлению по заявлению законного представителя.

В течение трех дней участники II Съезда обсуждали вопросы реформирования и развития системы организаций для детей-сирот, обеспечения их прав и законных интересов, обменивались опытом, лучшими социальными практиками.

В центре внимание было обсуждение региональных моделей реформирования сети организаций для детей-сирот, недопустимости формального подхода к этому  процессу, безальтернативности закрытия организаций в возможно короткие сроки и передаче детей на воспитание в семьи граждан без предварительного создания системы подготовки детей и комплексного сопровождения замещающих семей, без учета мнения ребенка.

Совместно участники II Съезда искали ответ на вопросы:

обеспечения временности нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей, под надзором в организации для детей-сирот;

изменения санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот, чтобы они действительно были домашними;

условий и сроков временного нахождения детей в организациях для детей-сирот, помещенных по заявлению законных представителей;

создания правовых, организационных, кадровых, методических условий в организациях для детей-сирот, необходимых для содержания, воспитания и образования детей, соответствующих их состоянию здоровья и потребностям;

реализации новых направлений деятельности организаций для детей-сирот.

Участники II Съезда делились инновационным опытом выполнения организациями для детей-сирот функций уполномоченных организаций, привлечения и сотрудничества с негосударственными некоммерческими, благотворительными организациями и гражданами, волонтерами, осуществляющих деятельность в сфере социализации детей, оставшихся без попечения родителей, их семейного устройства, повышения уровня профессиональной подготовки и компетентности специалистов организаций.

По итогам работы II Съезда участники  выработали  следующие предложения  по приоритетным направлениям деятельности:

 

1.     Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

принять проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий деятельность «профессиональной» семьи с целью устройства  в семью детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;

ускорить принятие поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, разъясняющих основные понятия: «дети, оставшиеся без попечения родителей»; законодательно закрепить порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью с участием суда; изменить основания и порядок лишения родительских прав, ограничения родителей в родительских правах; ввести  институт восстановления в правах усыновителей.

 

2.     Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:

завершить разработку санитарных норм и правил к организациям для детей-сирот с учетом задач по развитию форм семейного устройства, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе семейной, и постинтернатному сопровождению выпускников на основании предложений и замечаний участников II Съезда;

завершить работу по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих порядок сохранения льгот работников организаций для детей-сирот вне зависимости от их ведомственной принадлежности;

выйти с законодательной инициативой по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части приравнивания организаций для детей-сирот к льготному порядку осуществления закупок, установленный для учреждений культуры и образовательных организаций;

разработать профессиональные стандарты по различным видам профессиональной деятельности, связанной с работой в организациях для детей-сирот, в том числе воспитателя;

обеспечить распространение во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников этих организаций, технологий работы в качестве уполномоченных организаций;

проводить на системной основе всероссийские совещания, интернет-конференции и другие мероприятий для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и руководителей организаций для детей-сирот в целях обеспечения методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации;

продолжить и расширить практику проведения всероссийских общественно-значимых мероприятий для воспитанников организаций для детей-сирот, включая творческие конкурсы, спортивные соревнования;

разработать и реализовать программу повышения квалификации руководителей организаций для детей-сирот и разработать справочник директора организаций для детей-сирот с учетом изменившейся нормативной правовой базы;

разработать методические рекомендации по вопросу вариативности порядка осуществления функций законного представителя несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот, поступивших на обучение в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования или высшего образования.

3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти, руководителям организаций для детей-сирот:

при разработке и реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проводить общественное обсуждение, учитывать мнение руководителей организаций для детей-сирот, экспертов; обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на ее реализацию, проводить и регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации;

продолжить на уровне субъектов работу по определению основных видов деятельности организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям и приведению наименований и уставов в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;

в процессе реструктуризации принимать решения в отношении каждой организации для детей-сирот индивидуально с учетом региональных особенностей, в том числе возможности организации обучения воспитанников соответствующей организации в близлежащих общеобразовательных организациях, а также перспектив реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации;

продолжить совершенствование нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации в части определения:

перечней организаций для детей-сирот, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, их организационно-правовую форму;

перечней и стандартов качества предоставляемых указанными организациями услуг;

порядка и нормативов финансирования деятельности организаций для детей-сирот;

норм материального обеспечения и мер социальной поддержки детей, находящихся в организациях для детей-сирот;

создать региональные/муниципальные банки данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;

создать систему осуществления функций законного представителя выпускников организаций для детей-сирот, обучающихся в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования или высшего образования, попечителями на возмездной основе, а также центрами постинтернатной адаптации (сопровождения) выпускников - организациями для детей-сирот;

организовать на системной основе проведение обучающих мероприятий для  работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, предусмотренных постановлением правительства от 24 мая 2014 г.  № 481 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

разработать механизмы взаимодействия организаций для детей-сирот с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; шире внедрять в практику современные технологии наставничества, гостевой семьи, социального рекрутмента семей для устройства воспитанников в семьи и пр.; обеспечить организацию подготовки и обучения  волонтеров;

внедрять программы работы с родителями, лишенными родительских прав, готовыми к исполнению родительских функций, находящимися в местах лишения свободы,  их подготовки и сопровождения в процессе восстановления родительских прав с целью возврата воспитанников в кровные семьи;

создавать благоприятные условия пребывания детей-сирот, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей;

внедрять программы подготовки воспитанников к переходу в замещающую семью, программ подготовки к самостоятельной жизни, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов;

организовать психолого-педагогическую поддержку работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.

 

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. - до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», - говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

Новости

Все новости

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

15 Июня 2018

9 и 10 июня в Москве прошел ежегодный Фестиваль приемных семей.

07 Июня 2018

В Москве пройдет традиционный городской фестиваль приемных семей. Он состоится 9-10 июня под эгидой Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Сейчас в Москве в приемных семьях находятся 19 020 детей-сирот. Это 92,1 процента от общего количества детей-сирот в столице.