14 Лет
Вот уже 14 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее. А опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.

За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Рекомендуемый перечень литературы

Общий список  литературы ко всем разделам

 

Нормативная

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994);

Конвенция о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей (Гаага, 25 октября 1980 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 31 мая 2011 г.  № 102-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»);

Конвенция о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей (Гаага, 19 октября 1996 г.) (ратифицирована Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 62-ФЗ  «О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей»);

Указ Президента Российской федерации от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4312;

Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 16. Ст. 2268.

Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7860;

Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 30.10.2017 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1.
Ст. 16;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часит первая) (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст.410;

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552;

Жилищный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14;

Федеральный закон от  21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880;

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.03.1995) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1929;

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029;

Федеральный закон от  21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996. № 52. Ст. 5880;

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 18.06.2017) «Об актах гражданского состояния» // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5340;

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802;

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

 Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. № 17. Ст. 1643;

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 29.97.2017) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 2031;

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1755;  

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 53. Ст. 7598.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г.  № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2013.т № 52. Ст. 7007.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2017.

№ 30. Ст. 4442;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (ред. от 02.06.2016) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» // СЗ РФ. 2000. № 15. Ст. 1590;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 195 (ред.
от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» // СЗ РФ. 2001. № 13. Ст. 1251;

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г.  № 719 (ред.
от 02.06.2016) «Об утверждении Порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» // СЗ РФ. 2001. № 43. Ст. 4101;

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 г. № 272 (ред.
от 15.10.2014) «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» // СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2093;

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г.  № 654 (ред.
от 16.12.2014) «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» // СЗ РФ. 2006. № 46. Ст. 4801;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (ред. от 10.09.2015) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2572;

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 (ред.
от 10.02.2014) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2581;

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г.  № 481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // СЗ РФ. 2014. № 22. Ст. 2887;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г.  № 999 (ред. от 12.10.2017) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации»);

Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2015 г. № 170 «Об утверждении Правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1530;

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. № 1066 «Об утверждении Правил обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы» // СЗ РФ.  2017. № 37.Ст. 5532;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2017 № 1116 «Об утверждении Правил выплаты ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета» // СЗ РФ. 2017. №  39. Ст. 5697;

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2017 № 1117 «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием» /// СЗ РФ. 2017. №  39. Ст. 5698.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации № 369, и Министерства образования Российской Федерации № 641 от 25 декабря 1995 г. «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» (вместе с «Положением об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации») (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  5 марта 1996 г., регистрационный № 1045);

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2009 г. № 212 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2009 г., регистрационный № 14354);  

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2009 г., регистрационный № 15610);

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  31 декабря 2009 г., регистрационный № 15909);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 января 2010 г. № 23н «Об утверждении формы акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 15 февраля 2010 г., регистрационный  № 16416);

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25 июня 2010 г. № 480н «О порядке предоставления сведений о состоянии здоровья детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 23 августа 2010 г., регистрационный № 18224);

Приказ Минздравсоцразвития России от 18 октября 2011 г. № 1180н «Об утверждении Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации  6 марта 2012 г., регистрационный  № 23417);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 июня 2012 г.
№ 493 «Об утверждении административных регламентов Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственных услуг по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2012 г., регистрационный № 25941);

Приказ Минобрнауки России от 20 августа 2012 г.  № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  27 августа 2012 г., регистрационный № 25269);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2012 г. №  676 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2012 г., регистрационный  № 25942);

Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. № 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан» (Зарегристрирован Министерством юстиции Российской Федерации  28 июля 2014 г., регистрационный № 33306);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1642 «Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный  № 36129).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 101 (ред. от 17.03.2016)  «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2015 г., регистрационный № 36498);

Приказ Минобрнауки России от 13 марта 2015 г.  № 235 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 мая 2015 г., регистрационный № 37205);

Приказ Минобрнауки России от 24 июля 2015 г. № 753 «Об утверждении примерной формы соглашения между родителями, усыновителями либо опекунами (попечителями), организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2015 г., регистрационный  № 38800);

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 сентября 2015 г. № 588н «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и медицинских организациях, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» (Зарегистрирован  Министерством юстиции Российской Федерации 27 ноября 2015 г., регистрационный  № 39875);

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2015 г.
№ 711н «Об утверждении формы направления на медицинское обследование, а также перечня исследований при проведении медицинского обследования и формы заключения о состоянии здоровья ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещаемого под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Зарегристрирован и Министерством юстиции Российской Федерации  23 октяря 2015 г., регистрационный № 39447).

 

Учебная

Постатейный комментарий к Семейному кодек­су Российской Федерации и Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашениннико­ва. М., 2010.

Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 7. С. 85 - 90.

Серебрякова А.А. Органы опеки и попечительства как субъекты семейного права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 37-41.

Шершень Т.В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Российский судья. 2009. № 10. С. 18 - 21.

Антокольская М.В. Семейное право. М., 2010.

Михеева Л.Ю.  Опека и попечительство. Теория и практика / Под. ред. Р.П. Мананковой. М., 2004.

Дополнительная литература

Байкин И.М. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. 2011. № 2. С. 39 - 42.

Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. 3 4. С. 3-8.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - № 2. - С. 68 - 70.

Жукова Т. Гарантии для детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2011. № 14. С. 14.

Ильина О.Ю., Алексеев А.А. Коррупциогенные факторы в законодательстве об опеке и попечительстве как предпосылка нарушения прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. 2010. № 2. С. 3 - 6.

Ковин В.А. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Законность. 2013. N 7.

Косевич Н.Р. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Косолапова Н.В. Межведомственное взаимодействие в решении социально-правовых проблем несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 3. С. 9 - 11.

Кузнецова М. Ювенальная проформа // ЭЖ-Юрист. 2010. № 13. С. 11 - 12.

Косевич Н.Р. Защита прав детей в практике Европейского суда по правам человека // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.-  № 3. - С. 14 - 19.

Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 9-14.

Лебедева О. Ю. Опека над несовершеннолетними по законодательству Германии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 58-62.

Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 14-19.

Макеева А.А. Реализация международно-правовых норм в сфере защиты прав детей // Журнал российского права. 2011. № 9. С. 100 - 106.

Ненастьев А. Судьи примеряют роль воспитателей [Интервью с С.В. Инюкиным] // Вопросы ювенальной юстиции. 2010. № 5. С. 10 - 11.

Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 25-32.

Нечаева А.М. История законодательства об опеке и попечительстве над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 3-8.

 

Николаева Ю.В. К вопросу о стратегии и видах государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. 2011. № 5. С. 57 - 63.

Рабец А.М. Реализация и защита прав несовершеннолетних, помещенных в организации, выполняющие функции опекунов и попечителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 32-37.

Ржевская Л.В. Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран // Юридический мир. 2010. № 8. С. 41 - 44.

Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Внесудебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 3. С. 3 - 6.

Рузанова Е.В. Вопросы совершенствования правового регулирования осуществления и защиты прав несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 46-50.

Самойлова М.В. О двух ограниченных вещных правах ребенка (современное состояние и перспективы) // Гражданское право. 2010. № 1. С. 33 - 37.

Серебрякова А.А. Органы опеки и попечительства как субъекты семейного права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 37-41.

Тарасова А. Е. Правосубъектность граждан. Особенности правосубъектности несовершеннолетних. М., 2008.

Тарасова А.Е. Новая система опеки и попечительства над несовершеннолетними как элемент современного механизма обеспечения и защиты их прав и законных интересов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 19-25.

Тарусина Н.Н. Семейное законодательство России и стран ближнего зарубежья об опеке и попечительства: сравнительная характеристика подходов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 50-53.

Татаринцева Е.А. Поддержка специальной опеки несовершеннолетних в Англии // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 4. С. 53-57.

Шершень Т.В. Теоретические и практические проблемы обеспечения права ребенка на содержание в современной России // Российский судья. 2009. № 10. С. 18 - 21.

 

Обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних

Илюшина Е. А. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 335-337.

Методические рекомендации по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей. – М.: АНО «Центр развития социальных проектов», ООО «Вариант», 2014. – 190 стр.

Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов

Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 15-4/10/2-6725 «Профилактика отказов от несовершеннолетних в родильных домах»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
№ 06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» (вместе с «Рекомендациями об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми»)// Вестник образования. № 12. Июнь. 2009.

 

Ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № ВК-2569/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по созданию и размещению в сети Интернет и средствах массовой информации видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иной производной информации указанной категории детей с целью реализации права детей жить и воспитываться в семье»);

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. № 07-3765 «О применении норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей»

 

Организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители (подготовка кандидатов)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»)// Вестник образования. № 18. Сентябрь. 2012.

Боулби Дж. Привязанность.- М.: Гардарики, 2003. –  С. 228

Братья и сестры. Мифы и реальность. Генри Абрамович. — М.: Класс, 2016.

Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности. От теории к практике.. — М.: Когито-Центр, 2012.

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Ирина Бгажнокова – М.: Владос, 2011.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Ольга Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007.

Галасюк И.Н. Родительские позиции в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.//Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2014. №3. -С. 52-64

Дерябина В.В.  Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье. /Канд. диссерт. - М.: МГОУ, 2010.

Детская медицинская психология: психологическая педиатрия. Д.Н. Исаев. — Санкт-Петербург: Речь, 2004

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Мэш Э., Вольф Д. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Детские церебральные параличи. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О В. – М.: Книга по Требованию, 2013.

Дневник приемной матери. Майя Ракита. –  М.: Форум, 2013

Ланцбург М.Е. Роль психологической подготовки и поддержки в реализации родительских функций.//Психологическая наука и образование.  2011, №1. -С. 15-26

Ослон В.Н.  Практическое руководство по психологическому обследованию  граждан, желающих принять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. психодиагностический комплекс. 208с.

Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. -368с.

Ослон В.Н. Психодиагностический комплекс по психологическому обследованию  граждан, желающих принять детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи. психодиагностический комплекс. Журнал «Детский дом» №3 июль – сентябрь 2013г. (43). С. 9-13

Ослон В.Н. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы повышения квалификации  специалистам школ приёмных родителей и служб сопровождения семей «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.

Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012.

Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Тара Делании. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.

Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015.

 Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015

Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.// Развитие личности.- 2004, № 1, С.28-46.

Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. Джон Боулби. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2016.

Терапия нарушений привязанности. От теории к практике. Карл Хайнц Бриш. — М.: Когито-Центр, 2012.

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.  – М.: Academia, 2001.

Шульга Т.И. Особенности  подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ, к передаче в замещающие семьи. // Вестник МГОУ Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 72-88.

Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. /Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3.- С. 40-51.

Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей. /Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 3. С. 40-51.

Шульга Т.И. Технологии помощи  при  сопровождении замещающих    семей, воспитывающих  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей с ОВЗ: монография /Т.И.Шульга. М.: Федеральный институт развития  образования, 2016.-170с.

Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Пhttp://elibrary.ru/item.asp?id=25138931">сихологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки // Пhttp://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1529862">рикладная психология и психоанализ. 1998. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1529862&selid=25138931">№ 2.- С. 34-56.

.Рекомендуемая литература для слушателей ШПР

Психосоматика у детей. И.П. Брязгунов. М.: Психотерапия, 2009.

Синдром жестокого обращения. И.Н. Григович. М.: Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения. 2012.

Психологическая защита у детей. И.М. Никольская, Р.М. Грановская. СПБ:Речь, 2010.

Сиблинги

Братья и сестры, болезнь любви. Марсель Руфо. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Старшие дети (подростки)

Как ты ведешь себя/ Л. Петрановская

Трудный ребенок/ А. Каздин. –  М.: Издательство «Э», 2015.

Детская социальная психиатрия для непсихиатров. Н. М. Иовчук, А.А. Северный, Н.Б. Морозова. – СПБ.: Питер Пресс, 2006.

Дневник приемной матери. Майя Ракита. –  М.: Форум, 2013.

Дети с ОВЗ (с подразделами)

Дети с вызывающим поведением. Раасел Баркли. – М.: Импульс, 2011.

Аутичный ребенок. Пути помощи. О. С. Никольская, Е. Р.Баенская, – М. М. Либлинг –  М.: Теривинф, 2000.

Белое на черном. Рубен Гальего. – СПБ.: Лимбус Пресс, 2006.

Стёртая дизартрия у детей Архипова Е.Ф.   М.: АСТ: Астрель, 2007

Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. 

Электронные ресурсы:

Родителям детей с синдромом Дауна  https://downsideup.org раздел «Родителям» и форум.

Родителям детей с СДВГ http://www.sdvg-deti.com

Родителям детей с аутизмом и аутоподобными расстройствами - Форум http://asdforum.ru">http://asdforum.ru

Форум для родителей детей-инвалидов (разные разделы по заболеваниям) http://invamama.ru">http://invamama.ru

Речевые нарушения. Родителям и специалистам подборка литературы: http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?theme=1135">http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?theme=1135. Материалы и форум: http://www.defectolog.ru , http://logoped.org">http://logoped.org (форум по общим вопросам), http://logoped.ru">http://logoped.ru

Российские книги для молодежи с ограниченными возможностями http://www.rbby.ru/?p=1278#more-1278">http://www.rbby.ru/?p=1278#more-1278

 

Дополнительная информация. Аннотация информационных материалов, которые могут быть использованы при проведении занятий с кандидатами в замещающие родители, выразившими желание принять на воспитание детей сложных категорий (А. Рудов).

При поиске и использовании специальной литературы так же стоит проявлять осторожность и иметь ввиду, что в последнее время появилось много сервисов по изданию книг на заказ (в единичных экземплярах).  Такие издания не проходят стандартных процедур оценки издателем и рецензирования и, по сути, является самиздатом. Примером  такого издательства, активно печатающего книги по специфике детей с ОВЗ является  Издательский дом LAP Lambert Academic Publishing. Он печатает книги на заказ, по технологии – «Книга по требованию», когда автор отправляет издательству текст и его печатают as–is (как есть).

Наиболее подробное описание практических занятий при организации устройства детей с ОВЗ дано в сборнике Автономной некоммерческой организации «Про-мама» – «Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей». – М.: АНО «Про-мама», 2015.  У этого издания имеется первая часть – «Семейное устройство детей с особыми потребностями: книга для родителей».   И, хотя, она обращена к принимающим родителям, для специалистов она может служить сборником материалов для подготовки лекционных и семинарских занятий.

Для подготовки занятий и работе со слушателями  рекомендуется активно использовать литературу, приведенную в перечне изданий для родителей. 

 

Перечень материалов для специалистов:

Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. Джон Боулби. — М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2016.

Основной предмет размышлений Боулби - почему разлука с матерью в младенчестве и раннем детском возрасте переживается ребенком как острое горе и почему последствия разлуки сказываются на психическом и телесном благополучии в течение всей последующей жизни? Автор последовательно убеждает читателя в том, что понятия и подходы, разработанные в области исследования поведения животных, многое проясняют и могут стать основой для практических действий детских и клинических психологов.

Терапия нарушений привязанности. От теории к практике.
Карл Хайнц Бриш. — М.: Когито-Центр, 2012.

В книге рассказывается об опыте применения теории привязанности в клинической практике. Кратко изложена история возникновения теории привязанности, представлены методы и результаты научных исследований по данной проблеме, а также различные подходы к классификации так называемых "нарушений привязанности". Научные выводы подкрепляются описанием отдельных показательных случаев из клинической практики на материале историй болезни всех возрастных групп пациентов. В заключительной части книги рассказывается о возможностях плодотворного практического применения знаний по теории привязанности в таких областях, как профилактика, педагогика, семейная и групповая терапия.

Братья и сестры. Мифы и реальность. Генри Абрамович. — М.: Класс, 2016.

Книга юнгианского психоаналитика, профессора университета Тель-Авива исследует противостояние мифа и реальности в вопросе братьев и сестер. Несмотря на то, что отношения братьев и сестер - фундаментальный аспект человеческого существования, в психологии их рассматривают на удивление поверхностно, закрывая глаза на тот факт, что братья и сестры всегда борются друг с другом за свое место в семейной системе. 

Семейное устройство детей с особыми потребностями: модули к тренингу подготовки замещающих родителей. – М.: АНО «Про-мама», 2015.

Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. Мэш Э., Вольф Д. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста, медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является образцом учебника, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нормального детского и юношеского развития и психопатологии этих возрастов. «Выдающийся текст, лучшее пособие как для новичка, так и для профессионала. Настоящее научное произведение искусства!»

Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков. Т. А. Колосова, Д. Н. Исаев. — Санкт-Петербург: КАРО, 2012.

В пособии представлены следующие разделы для изучения психологии умственно отсталых детей и подростков – «Систематика состояний умственной отсталости», «Диагностика лиц с умственной отсталостью», «Расстройства поведения у детей и подростков с умственной отсталостью», «Особенности восприятия у детей и подростков с умственной отсталостью», «Развитие умственно отсталых детей и подростков» и др.

После каждой главы, где в кратком изложении дается теоретический материал, приводятся вопросы и задания для самостоятельной работы, а также список рекомендуемой литературы.

Пособие адресовано студентам медицинских и педагогических вузов, аспирантам, дефектологам и практикующим специалистам.

Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями.
Наталия Коняева, Елена Соломина, Б. Горский, Татьяна Никандрова, Юлия Костенкова. — М.: Владос, 2011.

Учебное пособие содержит теоретический и методический материал по одному из основных разделов коррекционной педагогики (дефектологии) - олигофренопедагогике - изучению, обучению, воспитанию, педагогической реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития. Наряду с теоретическим материалом, в издании представлены современные концепции развития специальной коррекционной школы и высшего дефектологического образования как составной части государственной системы образования в процессе его модернизации, а также методики учебно-коррекционной работы с учащимися в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. 

Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. — М.: Владос, 2003.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.  Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. Шевченко С.Г. – М.: АРКТИ, 2001.

В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы коррекционно-развивающего обучения детей с задерж​кой психического развития различного генеза, а также детей, име​ющих парциальные нарушения, создающие специфические труд​ности в усвоении учебных программ, в адаптации к требованиям школы. Адресовано студентам факультетов начального обучения, де​фектологических факультетов.

Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. http://www.ozon.ru/person/3024479">Петер Антон Янн. — СПБ.: Каро, 2011. 

Российский профессор И.В. Королева (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи) и немецкий профессор П. Янн (Пфальц-институт) в своей книге рассказывают о слухоречевой абилитации детей с нарушенным слухом и описывают современный метод реабилитации глухих и слабослышащих детей. Данный метод основан на развитии речи у слабослышащих и глухих детей, прежде всего, посредством слуха, который ребенку обеспечивают современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты. Метод предполагает активное вовлечение родителей в процесс развития ребенка с нарушенным слухом. Этот метод включает в себя и обучение специалистов такому подходу.

В книге обсуждаются разные вопросы, связанные с помощью детям с нарушенным слухом, затрагиваются психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушенным слухом.

Книга предназначена для родителей детей с нарушенным слухом, сурдопедагогов и врачей-сурдологов.

Книга является частью материалов, входящих в программу «Я слышу мир», направленную на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху.

Дети с глубокими нарушениями зрения. Альбина Саматова. — СПБ: Феникс, 2006. 

Проблемы, обсуждаемые в книге, которую вы держите в руках, несомненно, сложны, поскольку они касаются детей, которые стали для своих родителей не только чудом, но и серьезным испытанием.

Данное издание представляет собой курс практических рекомендаций для родителей и тех, кто принимает участие в воспитании детей с глубокими нарушениями зрения, - рекомендаций о том, как развивать младенцев и детей младшего возраста. Вашему вниманию предлагается книга незрячего тифлопедагога-практика, опирающегося не только на знания, полученные за годы работы с детьми, а также исследования отечественной и зарубежной науки, но и на собственный опыт, приобретенный за годы адаптации к слепоте. 

Книга, в первую очередь, адресована родителям, тифлопедагогам, а также людям, каким-либо образом соприкоснувшимся с проблемой воспитания детей с глубокими нарушениями зрения.

Детская медицинская психология: психологическая педиатрия. Д.Н. Исаев. — Санкт-Петербург: Речь, 2004.

Книга посвящена важным и нередко опасным для здоровья детей и подростков психологическим проблемам, которые возникают как в детско-подростковой клинике, так и на амбулаторном приеме. Описаны особенности психических нарушений, появляющихся в случаях осложнений инфекционных и соматических заболеваний. Представлены описания психопатологической симптоматики. Подробно изложена клиника трудных для диагностики соматизированных расстройств, телесных нарушений при нервных и психических заболеваниях. Большое место уделено диагностике нервных и психических расстройств. Рассмотрена проблема психологии больного ребенка и многое другое. Книга предназначена для педиатров, клинических, специальных и детских психологов, детских неврологов и психиатров. Она будет полезна педагогам и воспитателям, а также всем, заботящимся о психическом и соматическом здоровье детей.

Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. Тара Делании. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016.

В пособии американского специалиста по работе с детьми с аутизмом синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации Тары Делани, предлагается системный подход к развитию сенсорных, социальных и коммуникативных навыков ребенка в игровой форме. К каждой игре дается пояснение, какие именно навыки развиваются и как данное игровое занятие помогает преодолевать имеющиеся трудности. Интегративность игр будет способствовать сбалансированной работе разных систем организма ребенка и поможет ему адаптироваться к разным ситуациям жизни и взаимодействия с окружающими людьми.

Детские церебральные параличи. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О В. – М.: Книга по Требованию, 2013.

В пособии освещены этиология и патогенез детских церебральных параличей. Особенности диагностики неврологических отклонений представлены с учетом эволюционно-возрастной динамики развития нервной системы. Особое внимание уделено критериям распознавания церебральных параличей у детей первых месяцев жизни. Даны конкретные рекомендации по реабилитации больных церебральными параличами (методы направленной стимуляции двигательных, речевых и психических функций, обучение, воспитание, профессиональная ориентация).

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. Ольга Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007.

В пособии предложены технология изучения, содержание социального паспорта, формы и методы исследования проблем и социально-психологической помощи, семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В Приложениях - практические материалы для специалистов, педагогов, работающих с данной категорией детей и их семей, в т.ч. памятки и правила для педагогов и родителей, программа медико-социальной, психолого-педагогической помощи семье по социальной адаптации в обществе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 

Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О. Г.  – М.: Academia, 2001.

В пособии представлены клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, методы обследования их развития, система лечебно-восстановительной работы в специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждениях. Особое внимание уделено технологиям специального образования детей с церебральным параличом. В приложении приведена карта диагностического обследования детей разных возрастов и конспекты коррекционных занятий. 

Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.  Ирина Бгажнокова – М.: Владос, 2011.

В программно-методических материалах представлены современные подходы к организации и содержанию воспитания детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития в условиях детских домов, интернатов, ПМС Центров, ЦЛП.

 

Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание,  в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10
«О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

Постановление Верховного суда от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»;

«Обзор практики рассмотрения судами в 2012 - 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта российской федерации» (утв. Президиумом верховного суда российской федерации 10 декабря 2015 г.);

 «Обзор практики рассмотрения в 2015 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами российской федерации, постоянно проживающими за пределами территории российской федерации» (утв. Президиумом верховного суда российской федерации 27 апреля 2016 г.);

Письмо минобрнауки россии от 31 августа 2010 г.  № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»;

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2012 г. «Рекомендательное письмо о необходимости создания при стационарных учреждениях социального обслуживания для детей-инвалидов семейно-воспитательных групп и развития служб социального сопровождения неблагополучных семей»;

Письмо Минобрнауки России от 19 июля 2013 г. № 07-1060 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № ВК-1508/07 «Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»;

Письмо Минобрнауки России № ДЛ-172/07, Минздрава России № 15-3/10/2-2844, Минтруда России № 12-3/10/В-3155 от 11 мая 2016 г. «Об организациях для детей-сирот»»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2016 г. № 07-3446 «О направлении информации»;

Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 12-1/10/В-8544 «О недопущении отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации»

Бардышевская М.К. Лебединский В.В. (2003). Диагностика эмоциональных нарушений у детей: учебное пособие.  Москва: Психология. 320 с.

Веретенников А.В. К вопросу о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Законодательство и экономика. - 2010. - N 2. - С. 68 - 70.

Зуева Н.Л. Социально-правовые проблемы работы с кровной и замещающей семьей ребенка // Анализ итогов семинаров-тренингов для специалистов служб сопровождения замещающих семей «Технологии работы служб сопровождения замещающих семей и оценка их эффективности» (информационно-аналитический бюллетень)/ под науч. ред. Г.В. Семья – М.: СФГА, 2008. - С. 68-73

Иванов М.В., Козловская Г.В., Марголина И.А., Платонова Н.В.  (2016) Психический дизонтогенез у детей, подвергшихся психической депривации. Психиатрия. 1, 12-18

Карнаух И.С.  (2006) Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома. Автореферат диссертации. Москва: Московский государственный областной университет. 28 с.

Козлов С.С., Митчина Л.А. Формы и методы устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Семейное и жилищное право. - 2011.-  N 3. - С. 14 - 19.

Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 9-14.

 

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 1255 о распространении во всех субъектах Российской Федерации эффективных моделей социализации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о реализации программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Право ребенка на семью», на территории 11 субъектов Российской Федерации;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2016 г. № ВК-72/07 и письмо Минтруда России от 1 декабря 2015 г. № 12-3/10/П-7479 об обеспечении открытого доступа к информации по деятельности домов-интернатов для умственно-отсталых детей.

Зуева Н. Л. «Реформирование организаций для детей-сирот в условиях политики деинституционализации»//«Вестник Московского государственного областного университета». - № 2. - 2014. - С.1-7

Мухамедрахимов Р. Ж., Пальмов О. И., Никифорова Н. В., Гроарк К., МакКолл Р . Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства. Дефектология. 2003. №4. С.44-53

Мухамедрахимов Р. Ж., Шевчук Е. А. Лист регистрации изменений поведения и состояния детей. Методика оценки проявлений дезадаптивного поведения и также неразборчивого дружелюбия у детей раннего возраста. 2009

Повышение эффективности общественного контроля в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное и жилищное обеспечение): создание Академии общественного контроля : сборник докладов конференции по итогам социально значимого проекта / под ред. Тарасовой А.Е. М.: Юрист, 2015. – 296 с.

Рабец А.М. Реализация и защита прав несовершеннолетних, помещенных в организации, выполняющие функции опекунов и попечителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 32-37.

 

Осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан

Величкова О.И. Опека над детьми несовершеннолетних родителей // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 3-8.

Зуева Н. Л. Развитие добровольческого движения среди замещающих родителей Вологодской области.// «Вестник Московского государственного областного университета». - № 1. - 2014. - С. 24-29

Малеина М.Н. Средства защиты прав несовершеннолетнего, применяемые органом опеки и попечительства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 14-19.

Нечаева А.М. Семейно-правовой статус опекуна (попечителя) над несовершеннолетними // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 25-32.

Оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сопровождение)

Асламазова Л.А. Детско-родительские отношения в замещающих семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук: СПб., 2012.- 24 с.

Белова Л. А. Восприятие приемными детьми отношений в замещающей семье // Высшее образование сегодня. 2010. №3.- С. 88-90.

Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: советы воспитателям и опекунам.  М.: НЦЭНАС, 2002.- 54 с.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник нормативных документов. Составитель – Татьяна Волосовец – М.: Навигатор российского образования, 2016.

Ослон В.Н.  Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий  // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92. doi:10.17759/pse.2017220309

Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // Сборник научных статей. "На пороге взросления"/ под ред. Л.Ф. Обуховой, И.А. Корепановой. – Москва: Издательство МГППУ, 2011. – С. 227 – 238

Ослон В.Н. Влияние травмы сиротства на подростка при родственной и неродственной опеке// Журнал Детский Дом. — 2011. — № 3(40) – С. 2-14.

Ослон В.Н. Дошкольник в замещающей семье//ж. "Современное дошкольное образование. Теория и практика" 2011. — №2. С.48-58

Ослон В.Н. Концепции психосоциального сопровождения замещающей семьи» //«ДИАЛОГ@ (РБ). Психологический и социально-педагогический журнал» №2 С.9-18, C, №3 С.26-33, №4 С.15-24 2015

Ослон В.Н. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению//Стандарт предоставления услуги «Сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Москве. Методические рекомендации по технологиям сопровождения семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и рекомендации по их внедрению// под редакцией Г.В. Семья. М.: ООО «Исследовательский проект», ООО «Вариант», 2014. С. 45-87

Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей1 семьи/ // PSYEDU.ru. Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2015. Том 7. № 2, С. 1-12

Ослон В.Н. Особенности психосоциального развития подростков-сирот в замещающей семье// Российский научный журнал. – 2011. — №5 (24) С.163-170

Ослон В.Н. Особенности становления привязанности у замещающих матерей// Журнал Ослон В.Н. Детский Дом. — 2010. — № 1(34) – С. 31-48.

Ослон В.Н. Психодиагностика становления идентификации в замещающей семье // Вестник СПбГУ сер. №. 3, Психология. —2010. №12. . —С.53-62 .

Ослон В.Н. Психологическое  сопровождение замещающей семьи в рамках эколого-динамического подхода.//Российский научный жкрнал.-2011. №6. -С.161-167.

 

Ослон В.Н. Учебно-методический комплекс дополнительной профессиональной программы повышения квалификации  специалистам школ приёмных родителей и служб сопровождения семей «Подготовка и сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей — сирот сложной категории (подростков, братьев и сестер, детей с ОВЗ и инвалидностью)», 2016 г., 372 с.

Ослон В.Н. Эколого - динамический подход как методологическое основание к психологическому сопровождению замещающей семьи//Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения..-М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013, 240с

Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. . – 2011. – № 1. –. C. 27 - 38.

Ослон В.Н., Пимонов В.А. Основы воспитания ребенка в замещающей семье. – Ханты – Мансийск, 2010. –456 с.

Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов», 2016 [Электронный ресурс] http://iuorao.ru/wp-content/uploads/2017/0382-1f

Особые дети в приемной семье и в учреждении: как помочь? Сборник материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы  приемных родителей. _ М.: БФ «Здесь и сейчас», 2014 г. -252с.

Печникова Л.С. Восприятие семьи и самоотношение у детей и подростков с различным ранним опытом эмоциональной депривации. Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект. М.: Институт Психологии Российской академии наук, 2015.- С.500-517.

Тренинг по предупреждению эмоционального выгорания замещающих родителей, воспитывающих приемных детей Материалы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» http://cpms-smol.ru/spec-mp/79-tpev

Фанина Е.Н. Особенности социально-психологической адаптации сиблингов из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в новой семье.  - М., 2016. – С. 260–273

Шульга Т.И.  Особенности сопровождения  замещающих семей с детьми разного возраста. Психическая  депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник  научных статей./ Ред. В.Н.Ослон, Е.В.Селенина.- М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013 г. с. 95-110

Шульга Т.И., Семья Г.В. Особенности сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: методические рекомендации.- М.: ИУУ МГОУ, 2015.- 204с.

Шульга Т.И., Татаренко Д.Д. Психологические особенности подростков-сирот, не имеющих опыта социализации в семье // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 2. С. 203-213.

 

Обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних

Богданова Т.В., Рыбальченко А.А. Защита прав несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве // Законность. 2011. N 6. С. 16 - 20.

Букшина С.В., Кирюшина И.В. К вопросу о правах несовершеннолетнего ребенка - члена семьи собственника жилого помещения // Семейное и жилищное право. 2010. N 4. С. 9 - 12.

Методические рекомендации по вопросам защиты личных неимущественных и имущественных прав и интересов детей. – М.: АНО «Центр развития социальных проектов», ООО «Вариант», 2014. – 190 стр.

Повышение эффективности общественного контроля в социальной сфере (здравоохранение, образование, социальное и жилищное обеспечение): создание Академии общественного контроля : сборник докладов конференции по итогам социально значимого проекта / под ред. Тарасовой А.Е. М.: Юрист, 2015. – 296 с.

Тарасова А.Е. Жилья для детей-сирот: первые проблемы нового закона // http://zakon.ru/Blogs/One/6538?entryName=zhile__dlya__detejs

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новости

11 Июня 2019

С 11 июня 2019 года в России вступают новые правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий. Они касаются списка организаций, жилищные займы которых можно погашать за счет средств маткапитала, а также перечня документов, необходимых для использования средств на оплату строительства или реконструкции частного дома. Утвержденный кабинетом министров документ опубликован на федеральном интернет-портале нормативных правовых актов.

27 Мая 2019

Впервые Министерство образования Московской области совместно с киностудией «Союзмультфильм» в преддверии Международного дня защиты детей подводит итоги конкурса рисунков на тему «Каникулы в Подмосковье». Участники - дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, воспитывающиеся в подмосковных детских домах и в замещающих семьях.

21 Мая 2019

Госдума разрешила усыновление детей больным ВИЧ и гепатитом С. Речь идет лишь о тех случаях, когда ребенок живет с потенциальным усыновителем или опекуном «в силу уже сложившихся семейных отношений»

17 Апреля 2019

Россиянам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и гепатита С, могут разрешить усыновлять уже проживающих с ними детей. Соответствующий законопроект, подготовленный Правительством, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.