18 Лет
Вот уже 18 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Ленинградская область

17

Лучшие практики наставничества в номинации «Наставничество в социальной сфере»

 

В целях обеспечения подготовки воспитанников к самостоятельной жизни реализуется проект «Уверенным шагом во взрослую жизнь» по направлению «Наставничество в социальной сфере».

В 2018 году данный проект, реализуемый на базе «Тихвинского ресурсного центра», вошел в ТОП-100 фестиваля-проектов, проводимых по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Вектор детства».

Внедрение проекта запланировано в деятельность всех организаций для детей указанной категории, расположенных на территории Ленинградской области.

 

Название организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Контактные данные

Адрес интернет-сайта организации

1

Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству»

Руководитель организации

Шалагина Ирина Владимировна

Телефон: 8 (81367) 70670

E-mail: tihvin_dd@mail.ru

http://tihvindd.ru /

 

 

Инновационный проект сопровождения выпускников государственного бюджетного учреждения Ленинградской области центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству «Организация постинтернатного сопровождения и поддержки выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации».

 

Общая информация

 

Название практики о наставничестве

Уверенным шагом во взрослую жизнь

 

Принадлежность практики наставничества к номинации

«Наставничество в социальной сфере» - практики социально-педагогического, социально-психологического и иного, в том числе волонтерского, сопровождения, участниками которых являются граждане и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане, нуждающиеся в поддержке в сфере  профессиональной навигации, граждане старшего поколения и другие группы граждан.

Описание практики

Работа строится в три этапа:

1 этап – период проживания ребенка в ГБУ ЛО «Тихвинский ресурсный центр»: за ребенком указанной категории закрепляется приказом руководителя «наставник» - педагог с кем более всего эмоционально привязан ребенок.

Ребенок проживает в течение года 2-3 дня в неделю отдельно от детей в «Социальной гостинице», специально оборудованной для указанных целей.

В период пребывания в Социальной гостинице ребенка обучает навыкам самостоятельной жизни наставник, закрепленный приказом руководителя.

Работа закрепленного наставника строится по отдельному плану.

Достижения ребенка либо его неудачи анализируются еженедельно на заседании рабочих групп, по результатам которых выносится решение, вносятся коррективы в план работы.

2 этап – период обучения ребенка в профессиональной образовательной организации, расположенной на территории муниципального образования «Тихвинский муниципальный район».

На данном этапе работа с ребенком продолжается, он обучается-получает профессию и продолжает проживать в Социальной гостинице, работа наставника длится в период обучения ребенка в профессиональной образовательной организации.

3 этап – работа с молодым человеком наставника продолжается по отдельному плану в рамках оказания постинтернатного сопровождения.

Молодой человек проживает в предоставленном жилом помещении либо в жилом помещении за пределами организации в специально оборудованной квартире.

Наставник оказывает содействие выпускнику в трудоустройстве, обеспечивает взаимодействие с работодателем, продолжает дистанционно курировать выпускника либо при посещении его на дому.

Предмет наставничества

Обеспечение комплексного подхода к социальной адаптации и поддержке лиц (выпускников) из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В этой связи развитие наставничества в ГБУ ЛО «Тихвинский ресурсный центр», организация наставничества с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, представляется одним из наиболее эффективных средств формирования у них социального опыта, воспитания гуманности, морально-нравственных ценностей.

Формируя нравственный потенциал подростка, необходимо стремиться к тому, чтобы не только дать представление о высших человеческих ценностях, но и помочь осознать эти ценности и в собственной жизни, пробудить желание жить в соответствии с ними, формировать духовные потребности, обеспечивающие мотивацию деятельности и поступков.

Наставник является доверенным другом подростка на сложном этапе жизни.

Выстраивает на длительный срок личностно ориентированные отношения (рекомендуемый срок наставничества не менее 1 года).

  1. Обеспечивает поддержку и сопровождение.
  2. Помогает обрести необходимые жизненные навыки и уверенность в себе.
  3. Хвалит, стимулирует, слушает, направляет.
  4. Помогает подопечному раскрывать свой внутренний потенциал, способности.
  5. Мотивирует использовать свои сильные стороны для реализации жизненных целей.
  6. Сопровождает в профессиональном самоопределении и адаптации к новым условиям.
  7. Способствует формированию ответственности за свое будущее с фокусом на получение образования и профессиональных навыков.
  8. Побуждает подопечного критично оценивать любую жизненную ситуацию и искать конструктивный выход из нее, действовать позитивно.

Цель

Обеспечение социализации личности воспитанников государственного бюджетного учреждения Ленинградской области центра помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Тихвинский ресурсный центр по содействию семейному устройству», создание возможности адаптироваться во взрослой жизни.

Задачи и функции наставников

-        научить воспитанника жить самостоятельно;

-        сформировать умение обеспечивать себя и свои нужды,

-        содержать жилое помещение в соответствии с предъявляемыми требованиями,

-        смоделировать ситуацию законопослушного гражданина

Функции: принять на себя обязательства по защите интересов выпускника и способствовать становлению самостоятельности своего подопечного в течение всего периода сопровождения

– не меньше 8 часов в месяц.

Показатели оценки эффективности наставничества

Выпускники проживают самостоятельно, создают семью, не нуждаются в наставничестве, законопослушные граждане.

Целевые показатели

100% самостоятельное успешное проживание выпускников, обучение либо трудоустройство, создание семьи, обучение в профессиональных образовательных организациях, отсутствие

Доля выпускников-получателей услуги, проживающих самостоятельно в своем жилье, рационально планирующих свой бюджет, обеспечивающих соблюдение бытовой, личной гигиены и самообслуживания, составляет - 100%

Доля выпускников, самостоятельно разрешающих трудные ситуации, обеспечивающих соблюдение своих прав и обязанностей, выбирающих позитивные и эффективные стили поведения, составляет – 65%

Доля выпускников, имеют четкие представления о своем будущем - 42%

Доля выпускников, чье жилье отремонтировано при поддержке СО НКО – 100%

Доля выпускников, кому оказана помощь в приобретении бытовой техники и мебели при поддержке СО НКО – 100%

Доля выпускников, расширивших сеть позитивных социальных контактов, выстраивающих эффективные и позитивные коммуникации, составляет 70%

Доля выпускников, у которых отсутствуют правонарушения, проблемы с употреблением алкоголя и психоактивных веществ, составляет 49%

Ключевые показатели практики

не менее 10 воспитанников в текущем году, 10 наставников. С 2010 года подготовлено - 70 воспитанников к самостоятельной жизни

Ключевые факторы успеха

Высокая мотивация наставников, эмоциональная устойчивость, профессионализм, обучаемость различным нововведениям, успешность.

-         Системность подхода на всех этапах: поэтапная подготовка наставников, подбор пар с учетом индивидуальных особенностей ребенка, разработка индивидуальных планов развития с постановкой и мониторингом достижения целей, комплексная оценка эффективности. 

-         Долгосрочность - средний срок общения ребенка с наставником – 3 года.

-         Регулярность - встречи ребенка с наставником происходят не реже одного раза в неделю. Минимальный срок общения пары – один год с возможностью дальнейшего продления.

-         Тщательный отбор и подготовка наставников – все наставники программы проходят обучение.

-         Профессиональное сопровождение - каждую пару «наставник-выпускник» сопровождает психолог на протяжении всего времени сопровождения.

Возможность тиражирования практики

Тиражирование возможно для организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ключевой фактор "Социальная гостиница".

Возможность масштабирования практики

Возможность обучения наставников, контроль за их деятельностью. Использование практики на уровне субъекта. Повышение общественного интереса. Привлечение новых целевых групп

Описание инфраструктуры поддержки проекта

В рамках реализации проекта обеспечивается взаимодействие:

1)  с социально ориентированными некоммерческими организациями в части повышения квалификации наставников, организации мероприятий для воспитанников;

2) с коммерческими организациями в части оборудования жилых помещений, обстановки;

3) с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) с индивидуальными предпринимателями в целях содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие самозанятости.

Новости Минпросвещения РФ