Учредители общественной организации
Закон предусматривает минимальный состав учредителей при регистрации общественной организации – не менее 3-х физических лиц.
Гражданский кодекс не предусматривает возможность участия в общественной организации юридических лиц, хотя в законе об общественных объединениях предусматривается возможность членства юридических лиц – общественных объединений.
После государственной регистрации учредители общественной организации автоматически становятся членами этой организации, т.е. на них распространяются все права и обязанности членов данной организации. Сведения о тех лицах, которые учредили общественную организацию остаются в Едином государственном реестре юридических лиц и изменению не подлежат.
Членами общественной организации могут быть полностью дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
Процедура регистрации общественной организации
Отличие общественных организаций от других некоммерческих организаций состоит в том, что они осуществляют свою деятельность на определенной территории, т.е. общественные организации могут быть:
Регистрация местных, региональных и межрегиональных общественных организаций осуществляется в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации. Регистрация общероссийских общественных организаций осуществляется Министерством юстиции России.
Для государственной регистрации общественной организации необходимо подготовить следующий комплект документов:
Устав – единственный учредительный документ общественной организации, который должен содержать следующие сведения: наименование, место нахождения, предмет и цели деятельности, условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, состав и компетенция органов общественной организации и порядок принятия ими решений, права и обязанности члена общественной организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.
Протокол о создании общественной организации, подписанный председателем и секретарем собрания. В протоколе обязательно должны содержаться сведения о создании организации, утверждении её устава, об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов, о порядке, размере, сроках и способах образования имущества общественной организации, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию организации.
Если общественная организация действует на территории более двух субъектов России также при регистрации необходимо предоставить протоколы о создании в этих субъектах региональных отделений общественной организации.
Помимо протокола необходимо подготовить заявление о государственной регистрации в котором указываются сведения об учредителях, месте нахождении организации, сведения о руководителе и видах деятельности организации.
Структура управления в общественной организации
Высшим органом управления общественной организации является общее собрание членов общественной организации (Съезд/Конференция – для межрегиональных и общероссийских общественных организаций).
К исключительной компетенции общего собрания членов общественной организации относится:
В общественной организации обязательно должен быть образован единоличный исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).
В общественной организации может быть образован коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом общественной организации. Если уставом общественной организации будет предусмотрено создание коллегиального органа управления, то утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации можно отнести к его компетенции.
Также следует отметить, что лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов общественной организации, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления общественной организации и не могут являться их председателями.
Структура общественной организации может быть разнообразной, в зависимости от потребностей учредителей и членов данной организации. Могут быть предусмотрены дополнительные органы, такие как Попечительский совет, Контрольный совет, различные рабочие группы и комитеты.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.