19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Консультации по часто задаваемым вопросам

18593
7 Июня 2020

Natalia

Я гражданка Германии... каковы у меня шансы усыновить/удочерить ребенка (возможно до 3-ех детей) из России?

Вопросы компетенции в рамках юридического оформления процедуры усыновления (в том числе иностранного усыновления) в Российской Федерации регулируются Семейным Кодексом Российской Федерации (СК РФ), Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275 (постановление № 275), а также Порядком формирования, ведения

 и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101 (Порядок, Приказ № 101).

Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Представлять интересы иностранных граждан или лиц без гражданства в целях подбора и передачи детей на усыновление на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, представляет региональному оператору на территории Российской Федерации лично через представительство иностранного государственного органа:

а) заявление о своем желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям, по форме, приведенной в приложении № 12 к Порядку;

б) заполненный раздел 1 анкеты гражданина по форме, приведенной в приложении № 11 к Порядку;

в) обязательство поставить в установленном порядке на учет

в соответствующем консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) им ребенка по форме, приведенной в приложении № 16 к настоящему Порядку;

г) обязательство предоставлять возможность для обследования условий жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка по форме, приведенной в приложении № 17 к Порядку;

д) копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

е) заключение компетентного органа государства, гражданином которого он является, об условиях его жизни и возможности быть усыновителем (удочерителем). К заключению прилагаются фотоматериалы о его семье;

ж) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина или лица без гражданства осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания усыновленного (удочеренного) ребенка и представлять отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье усыновителя (удочерителя) по форме, приведенной в приложении № 14 к Порядку, и в порядке, установленном пунктом 22 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 года № 654;

з) обязательство компетентного органа государства проживания иностранного гражданина проконтролировать постановку на учет в консульском учреждении Российской Федерации усыновленного (удочеренного) ребенка по форме, приведенной в приложении № 15 к Порядку, и в сроки, установленные Правилами постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275;

и) документ компетентного органа государства, гражданином которого является кандидат в усыновители (удочерители), подтверждающий отсутствие в законодательстве государства, гражданином которого он является, признания союза, заключенного между лицами одного пола, браком (предоставляется в случае обращения лица, не состоящего в браке);

к) копию лицензии (или другого документа) иностранной организации, подтверждающей полномочия компетентного органа по подготовке документов, указанных в подпунктах «е» - «и» пункта 39 Порядка;

л) копию свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам;

м) копию программы, утвержденной в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам, по которой проводилась подготовка кандидатов в усыновители (удочерители);

н) документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в усыновители (удочерители), осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ.

Согласно пункту 42 Порядка иностранный гражданин, желающий усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, являющегося его родственником, кроме документов, предусмотренных пунктами 39 - 41 настоящего Порядка, представляет в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие факт своего родства с усыновляемым ребенком.

В соответствии с пунктом 43 Порядка все документы, представляемые согласно пунктам 39 - 41 Порядка, должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, переведены на русский язык, и перевод должен быть удостоверен в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства иностранного гражданина либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 269 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

Согласно части 1 статьи 271 ГПК РФ к заявлению об усыновлении, поданному в суд, должны быть приложены:

1) копия свидетельства о рождении усыновителя - при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке;

2) копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) - при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке;

3) при усыновлении ребенка одним из супругов - согласие другого супруга

или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты;

4) медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя);

5) справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах;

6) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;

7) документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители;

8) документ о прохождении в установленном порядке подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, за исключением случаев подачи заявления об усыновлении ребенка отчимом или мачехой, близкими родственниками ребенка, лицами, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Согласно части 3 статьи 271 СК РФ к заявлению иностранных граждан или лиц без гражданства об усыновлении ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, прилагаются указанные выше документы, а также заключение компетентного органа государства, гражданами которого являются усыновители,

об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями, разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка в это государство и его постоянное жительство на территории этого государства.

Согласно статье 165 СК РФ усыновление (удочерение), в том числе отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении (удочерении) ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.

При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 - 126, статьи 127 (за исключением подпункта 7 пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 - 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей.

С перечисленными нормативными правовыми актами можно ознакомиться на Интернет сайте «Усыновите.ру» в подразделе «Законодательство и нормативные документы»  раздела «Будущим приемным родителям». 

6 Июня 2020

Татьяна Владимировна

Здравствуйте! Регоператор Тамбовской области при постановке на учёт в качестве кандидатов в усыновители требует оригинал заключения оставить у них, либо завенную нотариально копию заключения. Правы ли они? Ведь если оставить заключение, мы не сможем больше нигде встать на учёт, а нотариально заверенная копия - удовольствие не из дешёвых...

Вместе с заключением о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями или заключением о возможности быть опекуном (попечителем) заявителю возвращаются все представленные документы. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Предоставление нотариально заверенной копии заключения при  обращении кандидатов за получением сведений о ребенке, подлежащем передаче в семью, в другой орган опеки и попечительства или соответствующему оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не предусмотрено.

Таким образом, копия заключения должна приниматься указанными органами при наличии оригинала.

6 Июня 2020

Оксана

Добрый день! Хотела уточнить по вопросу справки МВД, с мужем собрали все документы, но при получении справки с МВД у мужа написано, чьо в 1989 году привлекался к уголовной ответственности по ст. 228 часть 1, дело прекращено по ст 6 УК РСФСР, что это значит и дадут ли нам ребеночка на усыновление, в суд его не вызывали, вообще не понятно откудо это взялось. Как нам теперь быть. Заранее спасибо

Здравствуйте, Оксана.

Согласно статье 127 Семейного кодекса Российской Федерации усыновителями не могут быть лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против жизни и здоровья, против свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), против семьи и несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, мира и безопасности человечества.

Однако, при вынесении решения об усыновлении ребенка таким лицом суд учитывает обстоятельства деяния, за которое такое лицо подвергалось уголовному преследованию, срок, прошедший с момента совершения деяния, форму вины, обстоятельства, характеризующие личность, в том числе поведение такого лица после совершения деяния, и иные обстоятельства в целях определения возможности обеспечить усыновляемому ребенку полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие без риска для жизни ребенка и его здоровья.

Консультативная служба сайта.

6 Июня 2020

Ксения Дмитриевна

Доброго дня мы с мужем хотим стань приемными родителями. Можем ли мы усыновить малыша из Кемеровской области? И возникнут ли проблемы с усыновлением, т.к. проживаем в другой области? С чего начать: какие документы, какая ШПР?

Гражданам, которые выразили желание принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо обращаться в орган опеки и попечительству по месту своего жительства.

Специалист органа опеки и попечительства проинформирует гражданина о формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о документах, которые необходимо представить гражданину для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем), в том числе дадут разъяснения об организациях, осуществляющих подготовку граждан на территории субъекта Российской Федерации.

При подготовке заключения орган опеки и попечительства проверяет наличие или отсутствие у гражданина оснований, установленных законодательством, исключающих для заявителя возможность принять в свою семью ребенка.

После внесения сведений о гражданине, выразившем желание быть опекуном или попечителем, в журнал учета граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, орган опеки и попечительства представляет гражданину информацию о ребенке (детях), нуждающемся в установлении над ним опеки или попечительства, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Ограничений о возможности усыновить ребенка, оставшегося без попечения родителей, находящегося в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется.

4 Июня 2020

Марина

Если мне отказывают в заключении договора о приёмной семье,который я досрочно расторгла в связи со сменой места жительства,являясь опекуном,могу ли я как бабушка,удочерить свою внучку(круглая сирота)и какие выплаты при удочерении мне полагаются?

Здравствуйте, Марина.

Вы имеете право обратиться в суд для удочерения.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для уточнения какие льготы и пособия Вам положены в соответствии с региональным законодательством Вам необходимо обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено полномочие по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю» .

Консультативная служба сайта.

Задать вопрос

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения

27 Мая 2024

В целях обеспечения основного права ребенка жить и воспитываться в семье, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Новосибирске ежегодно проходит летняя акция «Каникулы в семьях горожан».

23 Мая 2024

Количество сирот в России по итогам 2023 года снизилось более чем на 4%

22 Мая 2024

Мы рады сообщить вам о запуске открытой ресурсной группы в рамках проекта «От обители – к родителям».