О.В.Фетисова, аспирант Московского государственного социального университета.
Положение о приоритетной роли родителей в жизни и воспитании своих детей, их благотворном воздействии на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребенка относится к бесспорным. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребенок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он может оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к атмосфере семьи кровных родителей. Этому служат семейные формы устройства несовершеннолетних детей, одной из которых является приемная семья.
Приемная семья как форма устройства таких детей, как показывает практика, в любом случае себя оправдывает. Тем не менее она в России создается редко. Так, по официальным данным Минобразования России, по состоянию на 1 января 2003 г. всего в устройстве нуждались более 140 тыс. детей, из них лишь 1041 ребенок (что составляет 0,7%) были переданы на воспитание в приемные семьи. И это в то время, как институт приемной семьи в Российской Федерации существует уже более семи лет и назвать его абсолютно новым нельзя. Незначительное количество существующих приемных семей можно объяснить многими причинами. В их числе, во-первых, наличие пробелов в законодательных актах федерального значения, регулирующих отношения, связанные с приемной семьей; во-вторых, наличие противоречий по вопросам организации и деятельности приемной семьи в нормативных актах РФ и ее субъектов; в-третьих, отсутствие во многих субъектах РФ правовых актов о приемной семье; в-четвертых, недостаточная полноценная правоприменительная практика в этой области.
При создании приемной семьи наибольший интерес вызывает процесс ее организации, в котором, как представляется, можно выделить два тесно взаимосвязанных этапа: преддоговорный и непосредственно касающийся заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.
Преддоговорные отношения складываются между будущими участниками договора о передаче ребенка в приемную семью еще до его заключения. В конечном счете именно эти отношения предопределяют успешность воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в так называемых замещающих семьях. Складывающиеся на этом этапе отношения подчинены определенным правовым требованиям, сформулированным в Семейном кодексе РФ и Положении о приемной семье 1. Здесь можно выделить следующие основные общие правила:
В связи с этим следует обратить внимание на несколько важных моментов.
Из требований Семейного кодекса РФ и Положения о приемной семье можно заключить, что точкой отсчета, свидетельствующей о начале преддоговорных отношений, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями (п. 7 Положения о приемной семье). Именно с этого момента стороны вступают в правовые отношения друг с другом, направленные в конечном счете на создание приемной семьи. Формирование намерения взять на воспитание ребенка, лишенного родительской заботы, остается за пределами данных отношений, хотя мотивы, которыми в каждом конкретном случае руководствуется потенциальный родитель-воспитатель, имеют немаловажное значение.
На стадии преддоговорных отношений орган опеки и попечительства проверяет соответствие качеств кандидатов в приемные родители требованиям, предъявляемым СК РФ и Положением о приемной семье к их личности, возрасту, состоянию здоровья. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения служат необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, подлежащих передаче в приемную семью.
В соответствии со ст. 153 СК РФ приемными родителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола. Из данного достаточно общего положения вытекает следующее:
Принять ребенка на воспитание разрешается гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необходимые условия для физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ перечень лиц, которые ни при каких обстоятельствах не могут выступать в качестве приемных родителей. К их числу отнесены: лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей; лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут выполнять обязанности по воспитанию ребенка .
Приведенный перечень является исчерпывающим. Однако в настоящее время назрела потребность в его. расширении. Необходимость введения новых правовых запретов и ограничений обусловлена в первую очередь интересами несовершеннолетнего (ребенка) в целях ограждения его от «недобросовестных» взрослых, способных ухудшить и без того тяжелую жизнь ребенка.
К числу таких ограничений можно, в частности, отнести отсутствие у лица, желающего стать приемным родителем, постоянного места жительства и постоянного дохода. Под местом жительства гражданина традиционно понимают место, где он постоянно или преимущественно проживает, т.е. жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение и пр.
Что же касается дохода семьи приемных родителей, то он по меньшей мере должен быть равен прожиточному минимуму, установленному в субъекте РФ, на территории которого создается приемная семья 2.
Материальное вознаграждение за деятельность по воспитанию приемного ребенка, на наш взгляд, не должно быть единственным источником дохода семьи родителей-воспитателей. В связи с этим если приемную семью создает супружеская пара, то договор о передаче ребенка в приемную семью должен заключаться с одним из супругов, а другой супруг может трудиться по договору найма, заниматься предпринимательской либо иной деятельностью, приносящей постоянный доход.
Препятствием для заключения договора о передаче ребенка в приемную семью несомненно будет:
- виновное ненадлежащее выполнение бывшим родителем-воспитателем возложенных на него обязанностей;
- совершение потенциальным родителем-воспитателем тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления;
- невозможность для одного из супругов стать родителем-воспитателем в силу имеющихся у него противопоказаний, установленных законодательством РФ о приемной семье.
На вопрос о том, могут ли стать приемными родителями лица, проживающие совместно, но не состоящие в официальном браке, возможен, по нашему мнению, только один ответ: нет. Несмотря на то что между родителями-воспитателями и их питомцами не возникают тесные правовые связи, как, например, при усыновлении, тем не менее основным здесь является семейное воспитание детей, лишенных родительской заботы, на протяжении длительного промежутка времени. Для «гражданских» же браков, как правило, характерна недолговременная, основанная лишь на личных отношениях связь. По этой причине существование приемной семьи может быть поставлено под угрозу.
Возникает и иной вопрос: могут ли создать приемную семью однополые пары? Все чаще этой проблеме посвящаются многочисленные дискуссии у нас в стране и за рубежом. В России данный вопрос пока еще остается открытым, в то время как многие государства уже определили свою позицию. Так, можно констатировать, что в Великобритании, Канаде, Австралии, штате Нью-Джерси (США) гомосексуальные пары получили право на усыновление (удочерение), опеку, создание приемных семей. И хотя для таких лиц наибольший интерес представляет возможность усыновления ребенка (детей), однако теоретически можно предположить, что кто-нибудь из них захочет создать приемную семью.
Решение поставленного вопроса, на наш взгляд, не лежит, да и не может лежать в плоскости права. СК РФ не содержит прямых указаний на то, что гомосексуальная ориентация является преградой на пути к созданию приемной семьи. Думается, что эта проблема относится к проблемам нравственности и морали, а ее решение зависит от того, насколько общество готово к «признанию» (в правовом смысле) такой категории лиц и наделению их правами супругов, родителей. Кроме того, не следует забывать о ребенке, его психологическом и
духовном благополучии. Ведь у ребенка, попавшего в семью однополых родителей, может сформироваться искаженное представление о семье, о предназначении мужчины и женщины, матери и отца.
Важной во всех отношениях проблемой на стадии преддоговорных отношений является проблема, связанная с порядком подбора и обучения лиц, желающих создать приемную семью. В СК РФ и в Положении о приемной семье определен наиболее общий подход к ее решению. В свою очередь субъекты РФ в своих нормативных правовых актах зачастую дублируют положения федеральных актов о приемной семье. Такой подход представляется необоснованным. Здесь требуется дополнительная детальная регламентация на местном уровне, с учетом особенностей субъектов Федерации .
Подбор приемных родителей осуществляется органом опеки и попечительства из числа проживающих в данной местности лиц, выразивших желание и способных взять на воспитание ребенка (детей) в свою семью. Процесс подбора родителей-воспитателей состоит из нескольких этапов. Это обусловлено тем, что прежде всего необходимо выявить наличие или отсутствие у кандидата на роль приемного родителя способности воспитывать детей. Именно на данном этапе происходит установление мотивов, побуждающих человека к занятию такой деятельностью. Вот почему кандидаты на должность приемного родителя заполняют анкеты, проходят психологическое тестирование и тренинг.
Подготовка будущего родителя-воспитателя к работе по воспитанию приемных детей включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами опеки и попечительства в целях приобретения приемными родителями навыков и приемов по воспитанию, общению с детьми, лишенными родительской заботы, что может выражаться в ознакомлении приемных родителей с законодательством о приемной семье, с особенностями ее деятельности. Для приемных родителей могут быть организованы лекции по педагогике, детской и подростковой психологии.
Согласно п. 2 Положения о приемной семье, количество детей, передаваемых на воспитание в приемную семью, как правило, не может быть более восьми человек, включая родных детей и усыновленных. Словосочетание «как правило» указывает на то, что данное положение не является императивным, т.е. в одной приемной семье могут воспитываться как менее, так и более восьми детей. Представляется, что было бы правильнее, если бы количество детей было четко определено, а именно от одного до пяти, а их общее число, включая родных и усыновленных, не должно превышать восьми человек. Численность подопечных приемной семьи должна быть разумной с точки зрения возможности осуществления полноценного семейного воспитания в отношении каждого ребенка. Приемная семья - это прежде всего семья, поэтому думается, что по данному признаку не следует отождествлять ее с детским домом семейного типа, где количество детей может быть сколь угодно большим.
В отношении качества детей, передаваемых в семью приемных родителей, ни СК РФ, ни Положение о приемной семье не содержит никаких ограничений и запретов. И это несомненно правильно. Тем самым предоставляется возможность обрести семью, получить навыки полноценного семейного общения и воспитания любому нуждающемуся в этом ребенку. Главное, чтобы он мог максимально приблизиться к условиям семейного воспитания. Но на практике в приемных семьях часто оказываются дети с отклонениями в умственном или физическом развитии, а также дети более старшего возраста, т.е. те, которые лишены возможности быть усыновленными. Это не препятствует устройству таких детей в приемную семью, если потенциальный родитель-воспитатель предупрежден о действительном положении дел. И если он согласился взять больного ребенка, ему следует помочь при решении проблем бытового, медицинского и педагогического характера.
Стадия преддоговорных отношений не ограничивается только решением вопросов относительно подбора, проверки кандидатов в приемные родители. Она ценна еще и тем, что будущие стороны договора о передаче ребенка в приемную семью - орган опеки и попечительства и потенциальные родители-воспитатели - наделяются рядом прав и обязанностей, реализация которых ведет к заключению указанного договора. Как следует из п. 12 Положения о приемной семье, гражданин - будущий приемный родитель вправе:
1) посещать воспитательные, лечебно-профилактические учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, где находится ребенок, вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы;
2) подобрать себе ребенка и познакомиться с ним, а также получить исчерпывающую и достоверную информацию о несовершеннолетнем.
В свою очередь орган опеки и попечительства вправе:
Орган опеки и попечительства обязан:
Следующим, наиболее важным и ответственным этапом создания приемной семьи является заключение договора о передаче ребенка (детей) в приемную семью, которым оформляются договорные отношения между сторонами. Их суть состоит в том, что стороны вступают друг с другом в отношения, основанные на правовых и договорных нормах, определяющих их правовой статус, а также берут на себя обязательства в отношении ребенка, подлежащего устройству в семью. Правовой предпосылкой заключения договора о передаче ребенка в семью служит заявление лица, желающего взять его на воспитание в свою семью (п. 14 Положения о приемной семье). Такое заявление подается в орган опеки и попечительства гражданином лично.
Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью заключается между юридическим лицом - органом опеки и попечительства, и физическим лицом - приемным родителем. Ребенок, передаваемый в семью, независимо от возраста участия в заключении договора не принимает.
Общепринятым в теории права является определение договора как соглашения двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении каких-либо прав и обязанностей. Из этого определения вытекает два важных следствия: во-первых, любой договор - это прежде всего соглашение, под которым понимается совпадение воль сторон, направленных на достижение единой для них цели; во-вторых, договор представляет собой только взаимное соглашение, поскольку в нем участвуют как минимум две стороны.
Безусловно, договор о передаче ребенка в приемную семью также является соглашением. Оно представляет собой совместную договоренность сторон (родителя-воспитателя и органа опеки и попечительства), выражающую их общую волю на установление прав и обязанностей по поводу передачи ребенка, лишенного родительского попечения, в семью, а также последующего его (их) воспитания и содержания.
Данному договору присущ ряд специфических черт, позволяющих выделить его из массы иных, в том числе и гражданско-правовых, договоров. Первым признаком договора о передаче ребенка в приемную семью является его определенный субъектный состав. Заключить такой договор могут не любые лица, а лишь те, которые указаны в ст. 151 СК РФ. Индивидуальные особенности этого договора состоят и в особом круге регулируемых им отношений. Сфера его действия ограничена отношениями, связанными преимущественно с вопросами организации приемной семьи, передачей ребенка на воспитание в семью приемных родителей, условиями его воспитания и содержания, оплатой труда приемных родителей. Иными словами, содержание договора о передаче ребенка в приемную семью предопределено СК РФ и Положением о приемной семье.
Говоря об отличительных особенностях рассматриваемого договора, нельзя не сказать о том, что его исполнение тесно связано с личностью участников и поэтому стороны при его заключении не могут прибегнуть к помощи представителя или совершить необходимые действия по доверенности. В соответствии с действующим законодательством РФ от приемных родителей требуется личное исполнение взятых ими на себя по договору обязательств. Поэтому ни при каких обстоятельствах они не могут передать свои права и обязанности по договору другим лицам.
С учетом ныне действующего законодательства о приемной семье, а также вышесказанного можно утверждать, что договор о передаче ребенка в приемную семью представляет собой соглашение органа опеки и попечительства и гражданина (приемного родителя) о передаче ребенка, который является сиротой или по другим причинам лишен родительского попечения, на воспитание в семью приемного родителя на определенный срок за вознаграждение в виде заработной платы.
Вопрос о правовой природе договора о передаче ребенка в приемную семью является дискуссионным. В научной литературе существуют три основных мнения на этот счет. Сторонники первого отно сят исследуемый договор к семейно-правовым соглашениям (догово рам); сторонники второго мнения полагают, что этот договор является разновидностью гражданско-правовых договоров: наконец, сторонники третьего мнения говорят о трудовом характере договора о передаче ребенка в приемную семью.
Официальные нормативные правовые акты, регулирующие данный вопрос, не вносят никакой ясности на этот счет. Так, Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 30 января 1997 г. № 15/438-6 «О порядке введения в действие Постановления Правительства РФ о приемной семье» органам опеки и попечительства рекомендовано заключать договор подряда с приемными родителями. Несколько позже в Письме Минобразования России и Минтруда России от 9 июля 2001 г. № 846/28-5 «О порядке оформления трудовых отношений между приемными родителями и органами опеки и попечительства при передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью» такие отношения называются договорными: в основе их лежит договор возмездного оказания услуг. При этом в самом названии документа речь идет о трудовых отношениях. Можно дать лишь одно из двух объяснений подобного несоответствия: либо налицо редакционная ошибка, либо государственные органы в лице федеральных министерств не знают ответа на этот вопрос.
Очевидно, договор о передаче ребенка в приемную семью подчинен общим требованиям гражданского права, основополагающие нормы и принципы которого могут быть применены для регулирования отношений, входящих в частноправовую сферу в субсидиарном (вспомогательном) порядке. В семейном праве такое положение получило законодательное закрепление в ст. 4 СК РФ. Так, исследуемый договор подчинен основополагающему принципу договорного права - принципу свободы договора. Его можно рассматривать с точки зрения принятой в гражданском праве классификации сделок. Из этого следует, что договор о передаче ребенка в приемную семью есть взаимное, возмездное и двустороннее соглашение.
Вместе с тем совершенно очевидно, что договор о передаче ребенка в приемную семью не имеет прямых аналогов среди гражданско-правовых договоров, предусмотренных в действующем ГК РФ. В связи с этим возникает вопрос: можно ли ставить знак равенства между рассматриваемым договором и договором подряда или договором возмездного оказания услуг?
Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Основными признаками данного договора являются:
Из сказанного следует, что договор подряда и договор о передаче ребенка в приемную семью не аналогичны: договор подряда - типичный так называемый имущественный договор, а договор о передаче ребенка в приемную семью. В то же время нельзя отрицать, что между этими двумя договорами есть определенное сходство. Так, для трудового договора, как, впрочем, и для догово.ра о пере даче ребенка в приемную семью, важен не результат выполняемой работы или оказываемой услуги, а сам процесс ее выполнения или оказания. И в том, и в другом случае работнику и приемному родителю выплачивается ежемесячная заработная плата. По трудовому договору работодатель обязуется обеспечить условия труда работника (рабочее место, спецодежда и пр.). По договору о передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства обеспечивает приемную семью денежными средствами на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг (п. 29 Положения о приемной семье). В обоих случаях отношения прекращаются по истечении срока действия договора. Вместе с тем можно отметить и отличия договора о передаче ребенка на воспитание в семью от трудового договора. Так, приемные родители не имеют трудового отпуска. Несмотря на то что деятельность по воспитанию приемных детей зачисляется в трудовой стаж родителей-воспитателей, в перечне необходимых документов, предусмотренных п. 7 Положения о приемной семье, не значится трудовая книжка, тогда как в силу ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю помимо иных документов и трудовую книжку. Работнику при приеме на работу может быть назначен испытательный срок в порядке ст. 70 ТК РФ, а для приемного родителя он не может быть назначен.
Представляется, что наиболее близким по своему характеру к труду приемных родителей является труд надомников (гл. 49 ТК РФ). Так, согласно ст. 310 ТК РФ, надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем, либо приобретенных надомником за свой счет. Как надомник, так и приемный родитель свободны в выборе времени исполнения своих обязанностей, режимом и распорядком дня они не связаны.
На основе изложенного можно утверждать, что помимо договора о передаче ребенка в приемную семью следует заключать еще один специальный договор - трудовой, который закреплял бы права и обязанности органа опеки и попечительства и родителей-воспитателей по поводу осуществления последними трудовой деятельности, связанной с семейным воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.