В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, удочеренная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Органами опеки ребенок направлен к психологу службы сопровождения, а от опекунов поступил отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в возрасте от 8 до18.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую учебу и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ее в службу сопровождения.
Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Ребенка определили в другую приемную семью, состав которой: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет, на тот момент девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент ребенок учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Специалисты службы сопровождения на консилиуме обсудили всю ситуацию после решения проблем подростка и поставили вопросы:
Почему в предыдущих семьях ребенок не прижился?
Как и когда надо было бы выстраивать работу с бабушкой и дедушкой?
По какому признаку подбиралась приемная семья?
Какое поведение профессиональной приемной мамы могло бы минимизировать риски?
Каковы факторы, способствующие ухудшению ситуации?
Анализ первой части ситуации
Я не могу жить с опекунами
В службу сопровождения замещающих семей обратились сотрудники органов опеки и попечительства по поводу оказания помощи замещающим кровным родственникам. Девочка 14 лет, усыновленная с рождения, в возрасте 10 лет потеряла маму (мама вела асоциальный образ жизни), была передана на воспитание бабушки и дедушки со стороны мамы.
На протяжении последнего года девочка не могла найти общий язык с опекунами, прогуливала школу, выпивала, курила и не приходила домой. Опекой ребенок направлен к психологу службы сопровождения, запрос от опекунов на отказ от ребенка. Дедушка с бабушкой сотрудничать со службой сопровождения отказались. Ребенок сам просился в другую семью. Девочка посещала психолога еженедельно на протяжении 3 месяцев.
Причины поведения девочки – подростка
Поиск решения
Риски
Анализ второй части ситуации
Я хочу жить в новой семье!
Девочка была передана на воспитание в профессиональную замещающую семью со стажем более 20 лет; состав семьи: муж, жена и 12 детей в возрасте от 8 до18.
Отношения в семье не сложились, приемная мама постоянно жаловалась на ребенка, ее неопрятность, неумение готовить, плохую обучаемость и асоциальность (алкоголь, никотин, побеги из дома). Мама была против посещения девочкой психолога и не пускала ребенка в службу сопровождения.
Прожив в семье 1,5 года, ребенок стал часто оставаться у дедушки с бабушкой по несколько дней с согласия приемной мамы. Девочка просилась обратно, аргументирую тем, что та семья ей не подходит и ей там плохо. Дедушка категорически был против возврата ребенка в семью.
Причины поведения
5.Девочка-подросток возвращалась в семью опекунов, в которой прожила 4 года.
Поиск решения проблемы:
Риски
Анализ третьей части ситуации
Обретение семьи
Ребенка (девочку-подростка) определили в другую приемную семью, состав семьи: муж, жена, 5 детей в возрасте от 3 до 16 лет. В это время девочке было 16,5 лет. Была оказана психологическая помощь маме, девочке-подростку и кровному старшему ребенку из приемной семьи. На сегодняшний момент подопечная (ребенок) учится в колледже на 4-5, встречается с молодым человеком из параллельной группы, строит планы на будущее. С дедушкой и бабушкой продолжает общение.
Причины поведения
1.В новой приемной семье было меньше детей и один был сверстником одного с подопечной возраста.
3.Приемная мама обратилась в службу сопровождения за помощью.
Поиск решения
Риски
1.Не ослаблять контроль за встречами с молодым человеком.
2.Приемной маме продолжать договариваться с подопечной о условиях обучения в колледже.
3.Договориться с психологом о продолжении общения по поводу планов на будущее.
Таким образом, при устройстве в приемные семьи подростков уязвимых категорий нужно обязательно рассказывать будущим приемным родителям об особенностях подросткового возрасте, кризисе и его последствиях.
Исследования показали наличие следующих качеств у жизнеспособных детей: они в ранних возрастах получали внимание, доброжелательный отклик; у этих детей в раннем возрасте была прочная связь с матерью или другими близкими (бабушкой, старшей сестрой и т.д.); было разнообразное близкое окружение, родственники, которые играли важную роль как позитивные модели идентификации; они принимали активное участие в домашнем хозяйстве, их помощь была востребована и положительно оценена; они не испытывали депривации со стороны матери в течение первого года жизни; они обладали конструктивными навыками преодоления проблем:
- при решении проблем были активны и гибки;
- они чувствовали себя компетентными;
- они чаще обозначали свой опыт как позитивный, даже если он приносил страдания другим.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.