Ситуация:
Четверо несовершеннолетних детей, являющихся братьями и сестрами в возрасте 15 лет, 14 лет, 7 и 4 лет были переданы под предварительную опеку (попечительство) бабушке. Отец детей лишен родительских прав, мать ограничена в родительских правах в связи с нахождением на лечении в психоневрологическом диспансере.
До окончания срока предварительной опеки (попечительства) старшие дети 15 и 14 лет были помещены в социально-реабилитационный центр по причине отсутствия взаимопонимания с попечителем и отказом проживать в семье попечителя. В связи с тем, что взаимоотношения не были восстановлены, органом опеки и попечительства было принято решение не назначать бабушку опекуном (попечителем) в общем порядке по окончании предварительной опеки (попечительства). Все четверо детей были переданы в приемную семью. Установленный органом опеки и попечительства, а в последствии и в судебном порядке по иску бабушки порядок общения с детьми, неоднократно нарушался со стороны приемного родителя.
Через год бабушка обратилась с иском в суд к приемному родителю и органу опеки и попечительства об изменениях условий опеки (попечительства) (о разделении детей, переданных под опеку (попечительство), в целях назначения ее опекуном над младшими детьми, которым к этому времени исполнилось 8 и 5 лет.
Для разрешения спора по делу была проведена судебная психолого-педагогическая экспертиза, позволившая выявить высокий уровень привязанности к бабушке со стороны младших детей, и отсутствие признаков сформированной привязанности к опекуну.
Исковые требования бабушки были удовлетворены. В своем решении суд обязал орган опеки и попечительства освободить приемного родителя от исполнения обязанностей над младшими детьми, а также назначить бабушку их опекуном.
В настоящее время старшие дети продолжают проживать в семье приемного родителя, младшие дети проживают в семье бабушки, назначенной их опекуном. Законными представителями право детей на общение обеспечивается. Со стороны органа опеки и попечительства претензий к исполнению обязанностей законными представителям детей не имеется.
Вопрос:
Должен ли орган опеки и попечительства в случае отсутствия взаимопонимания между попечителем и его несовершеннолетним подопечным, которого вместе с младшими братьями и сестрами передали на воспитание под опеку (попечительство) в одну семью, прекращать опеку (попечительство) и над братьями и сестрами ребенка?
Ответ:
При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун (попечитель) может быть освобожден органом опеки и попечительства от исполнения своих обязанностей также в отношении братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного, если это соответствует интересам детей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР
15 сентября 1990 г.) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее – Закон об опеке) отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом об опеке и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации (далее – СК РФ) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 145 и пункту 2 статьи 146 СК РФ устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
Однако вопросы о необходимости учета мнения несовершеннолетнего подопечного при освобождении органом опеки и попечительства от исполнения своих обязанностей опекуна (попечителя) по его просьбе, учета мнения его братьев и сестер, также переданных на воспитание в семью этого опекуна (попечителя), а также об обязанности органа опеки и попечительства отменить решения о передаче в семью этого опекуна (попечителя) братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного СК РФ не регулируются.
Таким образом, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств, органом опеки и попечительства может быть принято решение о передаче братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам. В таких случаях дети имеют право знать друг друга и общаться.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 29 Закона об опеке орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.