Екатерина Е., 00.04.2003 г.р., относится к числу детей-сирот.
Мать Е. - решением Люблинского районного суда города Москвы от 00.00.2008 лишена родительских прав в отношении дочери. Мать умерла 00.05.2010 г. В свидетельстве о рождении Е. сведения об отце отсутствуют (в графе «отец» стоит прочерк).
Постановлением руководителя муниципалитета ВМО Печатники в городе Москве от 00.00.2008 № 000 Е. передана в приемную семью С.; место проживания подопечной определено по месту жительства приемного родителя по адресу: г. Москва, ул. …, д. .., корп. …, кв. ….; за Е. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …., корп. .., кв. …..
Е. с 15.10.2004 г. зарегистрирована по месту жительства в 3-х комнатной квартире общей площадью 65,8 кв.м, жилой площадью 46,8 кв.м, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. …., кв. …..
Вид заселения - социальный наем.
В квартире также зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают: Фамилия1 И.О., 1982 г.р. (дядя Е.) и Фамилия2 И.О., 2008 г.р. (дочь дяди).
Ранее в жилом помещении была зарегистрирована Фамилия3 И.О., 1926 г.р. (прабабушка). Снята с регистрационного учета в связи со смертью 08.01.2019 г.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании 01 июня 2018 г. (протокол № 000) по жилищному вопросу Е. вынесла заключение «Установить факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Москва, ул. Шоссейная, д. …., корп. …, кв. …. (п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 № 61)».
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 00.07.2018 г. № 0000-Р установлен факт невозможности проживания Е. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. …, кв. ….
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 15 августа 2018 г. № 000 Е. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
08.01.2019 прабабушка Е.- Фамилия3 И.О.. - умерла.
Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот на заседании 4 июля 2019 г. по жилищному вопросу Е. вынесла заключение: «Отменить заключение Комиссии от 01.06.2018 протокол № 000. Установить факт возможности проживания в жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. …., кв. …., в связи с отсутствием обстоятельств при которых проживание Е. в жилом помещении противоречит ее интересам».
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 00.07.2019 г. № 000-Р отказано в установлении факта невозможности проживания Е. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …., корп. …, кв. …., в связи с отсутствием обстоятельств, при которых проживание Е. в жилом помещении противоречит ее интересам.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 00.08.2019 г. № 000 Е. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы от 30.11.2005 № 61).
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготное обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений регулируется положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 года № 430-ПП «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве» (далее – постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП).
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обстоятельства невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях установлены в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
В указанном пункте содержится отсылочная норма (подпункт 4), которой предусмотрено, что законодательством субъекта Российской Федерации устанавливаются иные обстоятельства, при которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, признается невозможным.
Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является город Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является город Москва;
2) организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные граждане завершили свое пребывание, находятся в городе Москве;
3) город Москва является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа находились на воспитании в семье (опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание) на основании решения уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа, при условии отсутствия у указанных граждан жилого помещения в другом населенном пункте Российской Федерации.
В части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлен перечень обстоятельств невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками, которых они являются, в котором, в частности, указано:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-«г»).
Согласно части 7 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 № 430-ПП утверждены:
Порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений (в редакции, действующей до 19 декабря 2019 г.) (приложение 1);
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками, которых они являются (приложение 2).
Решения об установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении либо об отказе в установлении факта невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении принимаются Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы (пункт 4 Порядка установления факта).
Согласно пункту 2 Порядка формирования списка, формирование списка осуществляется Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы.
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Е. с 00.07.2008 г. - момента передачи в приемную семью С. - в жилом помещении по адресу регистрации не проживает, с зарегистрированными по месту жительства и фактически проживающими в квартире по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. .., кв. …, дядей Фамилия1 И.О., 1982 г.р., и двоюродной сестрой Фамилия2 И.О., 2008 г.р., общего хозяйства не ведет.
При обследовании жилого помещения, сохраненного за Е., специалистами органа опеки и попечительства ОСЗН района Печатники УСЗН ЮВАО г. Москвы 00.11.2016 г., дядя Фамилия1 И.О. пояснил, что с племянницей он и члены его семьи не общаются, где она проживает ему не известно.
В силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по применению указанной нормы (пункт 25) Фамилия1 И.О., 1982 г.р., и его дочь Фамилия2 И.О., 2008 г.р., не является членами семьи подопечной Е.
Вышеприведенные доводы согласуются с правовой позицией, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, в котором в частности указано: «Если в законодательстве субъекта Российской Федерации, регулирующем вопросы дополнительных гарантий прав детей-сирот на жилое помещение, содержались нормы, устанавливающие, в каких случаях признается невозможным возвращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сохраненное за ними жилое помещение, то суды применяли нормы этого законодательства.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ)».
Жилое помещение по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. .., корп. .., кв. …, является единственным жильем, право на которое Е. имеет.
Следовательно, проживание Е. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. .., кв. …, невозможно в силу подпункта 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ и пункта 1-«г» части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 № 61 в их системном единстве, и она подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
На основании вышеуказанных доводов попечитель Е. просила суд:
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 00.07.2019 г. № 0000 об отказе в установлении факта невозможности проживания Е.,2003 года рождения, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. …, корп. …., кв. ….
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 00.08.2019 г. № 0000 об исключении Е. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы издать распорядительные акты:
об установлении факта невозможности проживания Е. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Москва, ул. Шоссейная, д. .., корп. .., кв. 4…,
о включении Е. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Москве.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.