19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Папка I. Органы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан (комментарии эксперта)

1705

Раздел содержит материалы:

  1. Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» 
  2. Статья: О. А. Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства»
  3. Статья: Сапожникова Т. Н., Цымбал Е. И. «Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция с.41- 56 
  4. Обзор: С.О. Красикова «Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей (подготовлен для системы КонсультантПлюс)
  5. Статья: Тарасова Анна Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук «Правовые проблемы реформы организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания» 
  6. Круглый стол: Тарасова Анна Евгеньевна, кандидат юридических наук «Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних» 
  7. Статья: М.А. Хватова «Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак» 

 

 

Перечень полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан 

         Специалисты отмечают, что круг полномочий органов опеки и попечительства весьма обширен. Полномочия органов опеки и попечительства определены в значительном количестве федеральных законов, предусматривающих комплекс полномочий органов опеки и попечительства, которые раскрываются и конкретизируются в законодательстве субъектов РФ и муниципальных нормативных актах, в случае их наделения соответствующими полномочиями.

         В настоящее время отсутствует единый нормативный правовой акт, определяющий полномочия органов опеки и попечительства. Так, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» устанавливает 13 полномочий данных органов, однако не закрепляет весь их перечень, указывая, что иные полномочия могут быть установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьи, регулирующие полномочия органов опеки и попечительства, содержатся в кодексах — Гражданском, Семейном, Трудовом. Таким образом, с научной точки зрения возникает необходимость дать классификацию функций и полномочий органов опеки и попечительства, а с практической — обобщить перечень полномочий данных органов.

О. А. Теплякова «Правовой статус и функции органов опеки и попечительства» 

         Данная статья интересна с точки зрения проходящей сейчас дискуссии  о реформировании органов опеки

         Органы опеки и попечительства — это органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органы местного самоуправления, если им переданы указанные полномочия. Передача полномочий органов опеки и попечительства на уровень субъектов Федерации вызвана необходимостью обеспечивать права детей, что является государственно важной задачей. До 2008 г. органами опеки и попечительства были органы местного самоуправления.

         Авторами  выделены следующие возможные модели формирования органов опеки и попечительства: 1) государственная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по опеке и попечительству не передаются на уровень местного самоуправления; 2) смешанная модель, которая предполагает, что в качестве органов опеки и попечительства выступают органы местного самоуправления с переданными государственными полномочиями при осуществлении контроля со стороны регионального уровня.

         Авторы также рассматривают вопрос о недопустимости произвольного вмешательства государственных органов в дела семьи.

Статья: Сапожникова Т. Н., Цымбал Е. И. «Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних»

Вопросы о профессиональной семье ведутся уже несколько лет. В 2014 году был разработан законопроект (автор – депутат О.Ю. Баталина), которая предложила социальное воспитание и социального воспитателя как профессионального родителя для детей-сирот.  Социальным воспитанием признавалась опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по трудовому договору, заключаемому между социальным воспитателем и организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса). Социальным воспитателем считалось лицо, заключившее с организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, предусмотренной в статье 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации, трудовой договор о выполнении трудовой функции по защите прав и законных интересов и воспитанию взятых под опеку или попечительство детей.

Трудовой договор заключался с социальным воспитателем на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Трудовой договор с социальным воспитателем должен был содержать программу развития детей, переданных ему на воспитание. В профессиональную семью передавались дети-сироты сложных категорий.

К сожалению, законопроект не был поддержан рядом профильных министерств.

         В настоящей статье авторы анализируют деятельность приемной семьи и рассматривают ее под углом профессионализма, называя ее профессиональной. Кроме того, авторы отслеживают влияние вознаграждения на качество работы приемных родителей Воспитание ребёнка всегда сопряжено с трудностями. Эти трудности многократно возрастают, когда речь идёт о воспитании приёмных детей, особенно подростков, детей, имеющих психические расстройства или нарушения поведения. Граждане, принявшие решение о приёме в свою семью таких детей, заслуживают материального стимулирования.

         В настоящее время денежное вознаграждение за воспитание подопечных выплачивается опекунам и попе­чителям, выполняющим свои обязанности на основании договора о приёмной семье. Действующее законодательство предъявляет к приёмной семье те же требования, что и к безвозмездной опеке. Именно поэтому приёмная семья стала всего лишь формой дополнительной материальной поддержки замещающей семьи.

         По мнению авторов, договор о приёмной семье может заключаться, если воспитание подопечных связано с дополнительными сложностями. Например, воспитание ребёнка с тяжёлой инвалидностью, воспитание 3-х или более подопечных.

         Договор о приёмной семье может заключаться и при наличии иных сложностей. В этих случаях необходимо определить результаты, которых должен достигнуть приёмный родитель, а сам договор будет срочным (на 1–2 года). Приёмная семья должна быть более открытой для мониторинга, активнее использовать ресурсы профессиональной помощи, поскольку решает она более сложные задачи.

         В таком случае приёмные родители станут действительно профессиональными воспитателями, осуществляющими свои обязанности в условиях семьи. Это даст основание включать время выполнения обязанностей приёмного родителя в трудовой стаж граждан, заключивших договор о приёмной семье.

Обзор: С.О. Красикова «Об урегулировании споров, связанных с воспитанием детей (подготовлен для системы КонсультантПлюс)

         Большую часть времени специалиста ООП занимает участие в судах. Эта статья интересна не только специалистам ООП, служб сопровождения, но и замещающим родителям и усыновителям.

         Согласно российскому законодательству каждый ребенок имеет:

         - право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;

         - право знать своих родителей, право на их заботу;

         - право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Это также дополняется п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ: местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов;

         - право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 Семейного кодекса РФ).

         Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних.

         Закон исходит из равенства прав и обязанностей родителей и приоритета прав и интересов детей.

Вместе с тем, родители:

         - имеют право и обязаны воспитывать своих детей;

         - несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботится о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

         - имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

         - согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей;

         - согласно ст. 66 Семейного кодекса РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании, решение вопросов получения ребенком образования, а родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

 

Статья: Тарасова Анна Евгеньевна, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук «Правовые проблемы реформы организаций для детей-сирот: новые стандарты, семейное воспитание, квартирный тип проживания»

         Дети-сироты передаются на воспитание в семьи из организаций для детей-сирот, которые сегодня должны отвечать требованиям Постановления правительства РФ № 481. В новые обязанности организации теперь входит подготовка воспитанников, прежде всего,  – детей сложных категорий к жизни в приемной семье. Сама организация может «сопровождать»  замещающие семьи. Статья позволяет увидеть, как эти новые требования отражаются на семейном устройстве детей-сирот.

 

Круглый стол: Тарасова Анна Евгеньевна, кандидат юридических наук «Правовое значение предварительного разрешения органов опеки и попечительства на сделки с имуществом несовершеннолетних» 

         Участники круглого стола рассмотрели проблемы правового статуса несовершеннолетних в РФ, соотношение прав детей и прав родителей; – вопросы реализация и защиты жилищных прав детей, являющихся членами семьи собственника жилого помещения, при расторжении брака между родителями, при отсутствии между родителями зарегистрированных отношений, при отчуждении родителями жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, при приобретении жилых помещений с использованием кредитных средств под залог жилой недвижимости; – проблемы реализации и совершенствования законодательства в области жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; – проблемы использования материнского капитала для улучшения жилищных условий семьи, а также осуществления контроля органами опеки и попечительства, Пенсионным фондом РФ целевого расходования средств материнского капитала и соблюдения прав детей; – пробелы и несправедливость норм гражданского законодательства в части наследственных прав детей; – сложности в реализации новелл гражданского законодательства об открытии и ведении номинальных счетов, бенефициарами по которым выступают несовершеннолетние и на которые должны зачисляться суммы алиментов, пенсий, пособий и иных средств на содержание детей; – проблемы реализации новых положений о недействительных сделках ГК РФ при совершении с имуществом несовершеннолетних сделок без предварительных разрешений органов опеки и попечительства либо в нарушение предусмотренных в таких разрешениях обязательных указаний органов опеки и попечительства; – проблемы реализации обязанности законных представителей содержать своих детей и подопечных несовершеннолетних, выявление пределов алиментной обязанности родителей с учетом норм семейного, гражданского и жилищного законодательства.

 

Статья: М.А. Хватова «Проблемы приобретения несовершеннолетними гражданской дееспособности при вступлении в брак»

Материалы данной статьи интересны не только специалистам ООП, но и приемным родителям, воспитывающим старших подростков. К сожалению, ранняя беременность нередко встречается у девочек-подростков. В статье рассматриваются вопросы, возникающие при приобретении несовершеннолетним полной гражданской дееспособности в связи с вступлением в брак. Родители или попечители обоих будущих супругов нередко бывают прямо заинтересованы в том, чтобы либо ребенок не родился вне брака, либо несовершеннолетний "обольститель" не был привлечен к уголовной ответственности, либо в том и другом вместе.  Если проанализировать ст. 13 СК РФ и законов субъектов РФ, устанавливающих основания и порядок снижения несовершеннолетним, не достигшим возраста 16 лет, брачного возраста, то, к сожалению, вопрос о степени их физической, психической, интеллектуальной и социальной зрелости практически не учитывается или, во всяком случае, не является главным. Автор указывает на необходимость пересмотра подхода к решению этого вопроса и предлагает рассматривать и разрешать его в судебном порядке с применением не нормативного, а индивидуального подхода.

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

18 Ноября 2024

26 ноября – 27 ноября 2024 года состоится Всероссийский онлайн форум православных приемных семей

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

28 Августа 2024

Проект «От обители — к родителям» с 28 августа объявляет о начале набора на участие в ресурсных группах для приёмных родителей и кандидатов.