19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Кейс 27. Замена двух погибших сыновей двумя приемными

584

Участники кейса: Приемный родитель, приемные дети, оставшиеся без попечения родителей (мальчики) 15 лет и 14 лет, специалисты органа опеки и попечительства, специалисты «Центра психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи», специалисты ШПР.

 

 Описание кейса:

  В орган опеки и попечительства обратился замещающий родитель, который был намерен вернуть ребенка в государственное учреждение в связи с тем, что ситуация в их семье достигла кризисной точки. Четыре года назад двое ее родных детей (совершеннолетний и подросток) погибли в аварии. Через два года она с мужем берет из центра психолого-медико-социального сопровождения мальчика 13 лет, родители которого лишены родительских прав. Период адаптации проходил более-менее спокойно, в семье было достигнуто понимание, доверие и благополучие.

Но через год с принятием в семью еще одного ребенка 13 лет поведение старшего изменилось: стал хуже учиться, бросил заниматься спортом, часто проводил время в компании с подростками, которые могли совершать противоправные действия. С новым приемным ребенком он вел себя спокойно, но общих тем для общения и занятий у них не было. Старший сын считал себя самостоятельным,  позволял нарушать все правила семьи, тем самым вызывая гнев и непонимание со стороны замещающей матери и ее мужа.  

Выделение проблемы.

  1. Приемная мать оказалась не готовой к такой ситуации, так как кровные дети ее были воспитанные, достигли определенных результатов в обучении, спорте и работе. Она рассчитывала на то, что и приемным детям сможет дать воспитание и образование. Она пыталась улучшить характер ребенка, сравнивала его с другими детьми и внуком. Однако, старший сын хотел жить более свободно, нормы, правила в семье и в обществе воспринимал, как запреты, ограничения. Подросток придерживался своих интересов и личностных установок, не всегда мог критически оценивать свои поступки, если и прислушивался к мнению взрослых, то не показывал этого. Неоправданные надежды приемной матери привели к отсутствию взаимопонимания с ребенком. Было выявлено, что опекун не в полной мере может осуществлять контроль за свободным временем провождения приемного сына.         
  2. После появления нового брата причиной изменения поведения старшего во многом стала ревность, борьба за внимание родителей. Ухудшением своего поведения он старался привлечь к себе внимание, так как по естественным причинам фокус внимания был на младшем подростке.

          Кроме того, оба ребенка вступили в пору подросткового кризиса. Для старшего наступает время большой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для него может быть важнее, чем мнение родителей. В этот период подросток относится к родителям более критически и сравнивает их слова с их поступками. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение.

 

  1. Варианты решения проблемы:

  - оказание кризисной помощи;

    - сопровождение семьи;

  - временное помещение ребенка в социально-реабилитационный центр или санаторий (лагерь);

 - освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и возврат ребенка в госучреждение;

  -  освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и передача ребенка в другую замещающую семью.

  1. Учтенные риски при выборе решения:

 - вторичное сиротство;

- эмоциональное истощение родителей;

- снижение воспитательных ресурсов семьи;

- ухудшение климата в семье;

- влияние ситуации на другого приемного ребенка.

 Неучтенные риски:

- особенности отношений между приемными детьми с разным сроком пребывания в семье («дедовщина») и в организациях  (при долгом нахождении в детском доме или множественных перемещениях снижается качество привязанности ко взрослым в приемной семье).

  1. Обоснование решения.

  Интересы ребенка, право ребенка воспитываться в семье:

- Семейный Кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации»;

- теория развития привязанности и конкуренции приемных детей в семье;

- опыт работы ШПР и клуба замещающих родителей.

Выбрано решение: оказание кризисной помощи.

  1. Анализ семейной ситуации.
  2. Анализ истории развития ребенка до помещения в семью и отношения с родителями.
  3. Консилиум специалистов органа опеки и попечительства, социальных педагогов ШПР, работников общеобразовательного учреждения и др. с целью консультативной психолого-педагогической помощи и поддержке при организации взаимодействия опекуна и приемного ребенка.
  4. Беседы, направленные на коррекцию поведения и мировоззрения несовершеннолетнего, повышение родительских компетенций опекуна.
  5. Работа с психологом:

- о формировании и изменении системы семейных правил, развитии традиций, совместной деятельности, проблеме противопоставления родных детей и внуков и приемных, информирование об особенностях горевания, стадий прохождения горя, изучение истории семьи приемных детей, составление генограмм семьи, установление личных границ, организация широкого круга помощи семье через взаимодействие с родственниками, педагогами по месту проживания и учебы, приемы восстановления работоспособности, приемы самоподдержки.

Итог.

   По итогам проведенных занятий в замещающей семье отмечается положительная динамика во внутрисемейных отношениях. В период пандемии, когда дети учились дистанционно, старший  ребенок сдружился с младшим, у них появились общие интересы, занятия. Обстановка в семье нормализовалась. Подросток окончил основную школу, поступил в колледж в соседнем городе, учеба ему нравится, пропусков занятий без уважительной причины нет, участвует в общественной жизни учебного заведения. Приезжая домой на каникулы и выходные, свободное время проводит в кругу семьи вместе с братом.  Мальчик стал уравновешенным, доброжелательным, появилось чувство ответственности. Обстановка в семье, по мнению замещающего родителя, спокойная. В случае необходимости индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и его законным представителем будет продолжена

 

         Комментарии эксперта: Анализ данного кейса показывает, что изначально были допущены определенные «ошибки»:

  1. Кандидаты выбрали приемного ребенка того же пола и примерно того же возраста, что и погибший сын.  С ними необходимо было провести психологическую работу по осознанию истинных мотивов принятия приемного ребенка, оценке ожиданий. Для них этот приемный ребенок стал продолжением жизни собственного сына. Надо было проработать вопрос о  возможности  принять в свою семью либо девочки, либо младшего ребенка - мальчика.
  2. Двухлетний период после смерти собственных детей мог оказаться недостаточным для того, чтобы была отработана травма и стихло горе потери. Хотя считается, что в среднем человек, который потерял близкого, восстанавливается через год после утраты. Необходимо было кандидатам пройти психологическое обследование (на добровольной основе), чтобы оценить готовность к таким переменам.
  3. В кейсе не указывается, какова была мотивация кандидатов, как успешно они прошли школу приемных родителей; какого возраста детей им рекомендовали специалисты. Судя по всему основной мотив -   замещение погибших двух сыновей двумя приемными.
  4. Несмотря на то, что второй ребенок был принят в семью через год, то есть первый подросток уже адаптировался в семье, второй ребенок был опять подросткового возраста со всеми психологическими, физиологическими проблемами.

В 12–13 лет общее положительное отношение подростка к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Он пытается понять  черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.

В 14–15 лет возрастает критичность к себе: формируется «чувство взрослости»: потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых, формируется система ценностей.

  1. Не была проведена подготовка старшего приемного ребенка к приходу нового брата.

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

26 Июля 2024

С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения

28 Июня 2024

27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

25 Июня 2024

Органы опеки ждет серьезная инспекция, за которой последуют изменения