Участники кейса: Приемный родитель, приемные дети, оставшиеся без попечения родителей (мальчики) 15 лет и 14 лет, специалисты органа опеки и попечительства, специалисты «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», специалисты ШПР.
Описание кейса:
В орган опеки и попечительства обратился замещающий родитель, который был намерен вернуть ребенка в государственное учреждение в связи с тем, что ситуация в их семье достигла кризисной точки. Четыре года назад двое ее родных детей (совершеннолетний и подросток) погибли в аварии. Через два года она с мужем берет из центра психолого-медико-социального сопровождения мальчика 13 лет, родители которого лишены родительских прав. Период адаптации проходил более-менее спокойно, в семье было достигнуто понимание, доверие и благополучие.
Но через год с принятием в семью еще одного ребенка 13 лет поведение старшего изменилось: стал хуже учиться, бросил заниматься спортом, часто проводил время в компании с подростками, которые могли совершать противоправные действия. С новым приемным ребенком он вел себя спокойно, но общих тем для общения и занятий у них не было. Старший сын считал себя самостоятельным, позволял нарушать все правила семьи, тем самым вызывая гнев и непонимание со стороны замещающей матери и ее мужа.
Выделение проблемы.
Кроме того, оба ребенка вступили в пору подросткового кризиса. Для старшего наступает время большой ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для него может быть важнее, чем мнение родителей. В этот период подросток относится к родителям более критически и сравнивает их слова с их поступками. Подростковый бунт - значимый этап в жизни человека, когда он взрослеет, осознает свое Я, свои потребности, защищает личное пространство, устанавливает собственные законы и границы в отношениях, часто через конфликт, агрессию, раздражение.
- оказание кризисной помощи;
- сопровождение семьи;
- временное помещение ребенка в социально-реабилитационный центр или санаторий (лагерь);
- освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и возврат ребенка в госучреждение;
- освобождение от обязанностей опекуна по заявлению родителей и передача ребенка в другую замещающую семью.
- вторичное сиротство;
- эмоциональное истощение родителей;
- снижение воспитательных ресурсов семьи;
- ухудшение климата в семье;
- влияние ситуации на другого приемного ребенка.
Неучтенные риски:
- особенности отношений между приемными детьми с разным сроком пребывания в семье («дедовщина») и в организациях (при долгом нахождении в детском доме или множественных перемещениях снижается качество привязанности ко взрослым в приемной семье).
Интересы ребенка, право ребенка воспитываться в семье:
- Семейный Кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124 «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации»;
- теория развития привязанности и конкуренции приемных детей в семье;
- опыт работы ШПР и клуба замещающих родителей.
Выбрано решение: оказание кризисной помощи.
- о формировании и изменении системы семейных правил, развитии традиций, совместной деятельности, проблеме противопоставления родных детей и внуков и приемных, информирование об особенностях горевания, стадий прохождения горя, изучение истории семьи приемных детей, составление генограмм семьи, установление личных границ, организация широкого круга помощи семье через взаимодействие с родственниками, педагогами по месту проживания и учебы, приемы восстановления работоспособности, приемы самоподдержки.
Итог.
По итогам проведенных занятий в замещающей семье отмечается положительная динамика во внутрисемейных отношениях. В период пандемии, когда дети учились дистанционно, старший ребенок сдружился с младшим, у них появились общие интересы, занятия. Обстановка в семье нормализовалась. Подросток окончил основную школу, поступил в колледж в соседнем городе, учеба ему нравится, пропусков занятий без уважительной причины нет, участвует в общественной жизни учебного заведения. Приезжая домой на каникулы и выходные, свободное время проводит в кругу семьи вместе с братом. Мальчик стал уравновешенным, доброжелательным, появилось чувство ответственности. Обстановка в семье, по мнению замещающего родителя, спокойная. В случае необходимости индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и его законным представителем будет продолжена
Комментарии эксперта: Анализ данного кейса показывает, что изначально были допущены определенные «ошибки»:
В 12–13 лет общее положительное отношение подростка к себе сочетается с отрицательными оценками себя в отдельных ситуациях, зависящими, прежде всего, от оценок окружающих, особенно сверстников. Он пытается понять черты собственного характера, взаимоотношения с другими людьми.
В 14–15 лет возрастает критичность к себе: формируется «чувство взрослости»: потребности в уважении, доверии, признании человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность, желания оградить некоторые свои сферы жизни от вмешательства взрослых, формируется система ценностей.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка