Участники кейса: родители, кровный ребенок, приемный ребенок, психолог.
Описание кейса:
Семья, состоящая из отца, матери и сына-подростка Кости 13 лет, приняла в свою семью приемного подростка Виктора, 12 лет. Родители прошли школу приемных родителей, посетили дополнительный модуль, связанный с приемом в семью ребенка подросткового возраста, страхуясь от возможных поведенческих проблем подросткового возраста. Родители хотели, чтобы у их сына был друг-ровесник. Но желая, оставить статус старшего в семье, приемного ребенка решили взять младше. Родители записали Виктора в те же спортивные секции, которые посещал родной сын.
С первых же дней проживания приемного подростка в семье отношения между сиблингами не сложились. Несмотря на то, что в квартире можно было выделить отдельную комнату для Виктора, родители решили, что, если они будут жить вместе в одной комнате, быстрее подружатся.
На все промахи в повседневной жизни Виктора, Костя реагировал, унижая брата. После спортивных секций дети приходили надутые друг на друга. В результате процесс адаптации затянулся, Виктор стал говорить, что он хочет вернуться в детский дом.
Мать обратилась в службу сопровождения за помощью.
Проблема: негативные сиблинговые отношения, которые сложись в результате того, что родной сын не был вовлечен в процесс принятия решения о приемном ребенка. Ситуация усугубилась из-за того, что оба брата были сведены вместе в комнате, спортивной секции: им приходилось соревноваться друг с другом, делить вещи, собственность которых была не согласована и непонятна.
Возможные решения:
Психолог в ходе беседы с матерью выяснил, что идея взять ребенка в семью принадлежала ей, и она хотела «сделать сюрприз сыну», не обсудив с ним это решение. Отец не вмешивался в ситуацию.
В результате работы с матерью была выявлена главная допущенная ею ошибка: родной сын не был вовлечен в процесс принятия решения, с ним не обсуждался вопрос, для какого ребенка их семья могла бы стать родной.
Психолог провел ряд встреч с подростками по-отдельности, и две беседы совместные. Выяснилось, что Виктора в детском доме готовили к переходу в замещающую семью, а Костя не имел ни малейшего представления о том, почему дети могут жить без родителей и как они живут в детском доме.
После получения информации мать поняла, что ей надо было самого начала рассказывать Косте о желании принять в семью ребенка, объяснить ему, чем родные дети отличаются от приемных. При этом не надо «давить на жалость», важно объяснить, что любой ребенок нуждается и, самое главное, достоин любви родителей, пусть и приемных. Необходимо было объяснить, как дети попадают в детские дома, но, не унижая, не оскорбляя их биологических родителей, лучше использовать лояльные фразы: «Кровная мама ребенка решила, что не сможет дать ему все необходимое», «Родители ребенка страдают заболеваниями: алкоголизмом/наркоманией», «Ребенок появился в семье, где о нем не смогли позаботиться его родители» и т.д.
Мать начала вести разговоры с сыном, рассказывая ему о приемных детях, позднее они все вместе съездили в детский дом Виктора.
Мать обсудила с сыном, какие перемены ждут семью, как решить бытовые вопросы, начала с ним советоваться и попросила его обсудить эти вопросы с Виктором: в разных ли комнатах они будут спать, как обустроить спальные места, шкафы для одежды, столов для занятий, ящика для игрушек, одежды, чтобы он хотел повесить на стены и т.д.
Все вместе определили, у кого какое место за столом, какие обязанности по дому. При этом мать демонстрировала одинаковые требования к обоим, начала находить индивидуальное время для каждого.
С течением времени отношения новых сиблингов стали теплыми.
Все, что был сделано потом, необходимо было сделать до появления приемного ребенка-брата.
Основные риски:
Рекомендации:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.