(кейс предоставлен Горюновой С.А.)
Участники: опекун-бабушка, опекаемые - несовершеннолетние Николай, Денис, наставник, субъекты профилактики.
Описание кейса:
Несовершеннолетний Николай, 2002 года рождения, находится под опекой у родной бабушки. Мать мальчика умерла в 2004 году, отец был осужден за убийство матери и в последующем, в 2005 году был лишен родительских прав. Опекуном ребенка была назначена родная бабушка по линии матери. В семье также воспитывается младший брат Николая, Денис 2003 года рождения, который также является ребенком, оставшимся без попечения родителей по вышеуказанному обстоятельству.
Николай обучался в общеобразовательной школе по месту жительства, где характеризовался с положительной стороны. По всем предметам имел удовлетворительные оценки, пропусков занятий не допускал, принимал активное участие в художественной самодеятельности при местном доме культуры, был постоянным читателем библиотеки. Домашние задания всегда выполнял в срок и в полном объеме. Школа отмечала, что в успехах ребенка имеется большая заслуга его бабушки – опекуна, которая всегда контролировала внука, активно сотрудничала с администрацией школы. Она всегда ориентировала ребенка на то, что ему необходимо получит высшее образование, желательно в военной сфере.
Николай совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 166 УК РФ, неправомерно завладел автомобилем, совместно с одноклассником с целью просто покататься. В результате чего, автомобиль получил повреждение. Данное преступление было совершено в каникулярное время. В отношении Николая было возбуждено уголовное дело (согласно ч. 1 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с 16 лет).
Во исполнении постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Печорского района Псковской области от 25 сентября 2018 года № 158 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении», постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации муниципального образования несовершеннолетний Николай, с которым необходимо проведение индивидуальной профилактической работы, поставлен на ведомственный учет в МО МВД Печорский, орган опеки и попечительства Печорского района, управление образования Печорского района для организации индивидуальной профилактической работы.
Специалисты опеки принимали участие в судебном процессе по вопросу помещения в ЦВСН ГУ МВД России по КК, по ходатайству ОПДН ОМВД России по Печорского району. Решением районного суда в ходатайстве о помещении несовершеннолетнего отказано.
Органом опеки и попечительства направлено ходатайство директору образовательного учреждения, в котором обучался Николай об оказании содействия в подборе кандидатуры наставника, обладающего личностными положительными качествами, из числа представителей органов местного самоуправления, активистов молодежных объединений, представителей военно- патриотических и ветеранских организаций для закрепления над несовершеннолетним, в целях повышения эффективности организации профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Между центром социального обслуживания населения Печорского района и опекаемой семьёй заключен договор о психолого-педагогическом сопровождении. Для замещающей семьи специалистами центра был определен кризисный уровень сопровождения. Составлен индивидуальный план работы.
Социальное окружение: подросток проживает с бабушкой-опекуном, родным младшим братом. Мать подростка умерла, отец вернулся из мест лишения свободы, но связь с сыновьями не поддерживает, о дальнейшей его судьбе, мальчикам ничего не известно. Опекун в силу своего возраста, перестала быть для ребенка авторитетом, т.к. не всегда могла понять его увлечения и интересы, чрезмерный контроль со стороны опекуна и навязывание ему своих ценностей и взглядов на жизнь привели к утрате взаимопонимания. Законный представитель подростка нуждается в консультативной психолого-педагогической помощи и поддержке при организации взаимодействия с опекаемым внуком.
Для личности подростка характерны: подавление своих эмоций, зависимость от внешних событий. Ситуативно возможно проявление негативизма, раздражения. Борется с ограничениями, запретами и желает, что бы ему дали возможность развиваться свободно, на основе своих собственных усилий. Подросток придерживается своих интересов и личностных установок, не всегда может критически оценивать свои поступки. Чрезмерно чувствителен к помехам и сопротивлению, хочет, что бы его потребности удовлетворялись. Неустойчивая личностная направленность, Николай может попасть под чужое негативное влияние, т.к. нуждается в старшем авторитете. Подросток осознает противоправность своего поведения, объясняя это желанием завоевать авторитет у одноклассника (не быть бабушкиным внучком). Доказать, что он уже взрослый и вправе сам распоряжаться своей судьбой (нежелание идти по военной карьере, как того желает бабушка).
С Николаем регулярно проводилась психологическая диагностика, направленная на изучение актуального психоэмоционального состояния, диагностическая работа по профилактике девиантного поведения, беседы, направленные на коррекцию поведения и мировоззрения несовершеннолетнего, на повышение родительских компетенций опекуна.
По итогам проведенных занятий в замещающей семье отмечается положительная динамика во внутрисемейных отношениях, прослеживается глубокая эмоциональная связь между мальчиком и опекуном. Опекун продолжает активно участвовать в жизни Николая, всегда открыта для общения с ребенком, готова слышать мальчика, учитывать его интересы и желания. Опекун согласилась, что дальнейший выбор профессии Николай будет делать самостоятельно. Опекун конструктивно взаимодействует со специалистами опеки, стремиться повышать свои родительские компетенции.
Николай продолжал посещать надлежащим образом учебное заведение, в котором наставничество над подростком взял учитель физкультуры, который стал авторитетом для подростка. В результате чего, мальчик увлекся спортом, поставил целью сдать нормативы ГТО, по результатам испытаний получил золотой знак (прошел все 3 ступени: бронзовую, серебряную и золотую).
По инициативе опекуна мальчик стал посещать местный православный храм, где он обрел еще одного наставника в лице настоятеля храма. Подросток стал в свободное время помогать прислуживать в храме, а также оказывать посильную помощь престарелым прихожанам.
Самооценка у Николая стала адекватной, он старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции в повседневных ситуациях, но в ситуации стресса может проявлять спонтанные реакции. Проявляющаяся демонстративность и потребность нравиться окружающим - эти характерные черты акцентированы в связи с поиском признания, сопричастности в межличностном взаимодействии. Мальчик стремиться не обнаружить свою сентиментальность и обидчивость, повышенным самоконтролем помогает скрыть свою ранимость. Николай избирателен в межличностных контактах.
В целом, замещающая семья с положительной динамикой взаимоотношений, всегда готова к сотрудничеству. Николай окончил учебное учреждение, положительно сдал все ЕГЭ. Выбрал профессию, не связанную с военной службой. В настоящее время обучается в профессиональном образовательном учреждении, проживает самостоятельно в общежитии. Характеризуется положительно. Данная опекаемая семья продолжает стоять на учете. С опекуном продолжается тесное взаимодействие в целях недопущения повторения данного сценария с младшим братом Николая, который остался проживать и воспитываться в семье бабушки.
В настоящее время индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетним и его законным представителем закончена, в связи с достижением Николаем совершеннолетия.
Вывод:
В настоящее время активно развивается институт наставничества для детей-сирот, находящихся в условиях институционализации. Вместе с тем наставники очень востребованы в замещающих семьях, особенно там, где опекунами выступают бабушки и дедушки. Разница в возрасте часто не позволяет им общаться с внуками на современном языке и, в частности, языке подростковой субкультуры. Наставник часто выступает посредником между опекуном и опекаемым. Проведенные исследования субъективного благополучия приемных детей (Семья Г.В., Ослон В.Н., МГППУ, 2020) показал, что появление наставника или сохранение отношений с наставником, который был в детском доме, существенно повышает все показатели благополучия ребенка любого возраста в замещающей семье.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка