Семья, мать и двое несовершеннолетних сыновей в 2016 году, во время военных действий в Украине, вынуждена была переехать на территорию РФ.
В органы опеки и попечительства в соответствии со статьёй 121, 122, 123 Семейного кодекса РФ выявлены несовершеннолетние оставшиеся без попечения родителей Артём 2006 года рождения и Михаил, 2008 года рождения, имеющие гражданство Украины.
Мать несовершеннолетних - Елена, 1984 года рождения (гражданка Украины), сказав сыновьям, что пошла в магазин, вечером ушла и к детям не вернулась. Сведения об отце Михаила и Артёма записаны на основании заявления матери. В полицию подано заявление о розыске матери, сотрудниками полиции проводятся розыскные мероприятия.
Органами опеки по месту выявления детей, осуществляется поиск близких родственников, а также направлены запросы в компетентные органы и органы опеки и попечительства на территорию Украины, откуда прибыла семья.
В целях защиты прав и законных интересов Артём и Михаил были определены в социально-реабилитационный центр, для прохождения медицинской комиссии, проведение работы с психологами учреждения и дальнейшей социальной реабилитации, до возвращения их в кровную семью либо передачи их под опеку (попечительство) родственникам.
В органы опеки и попечительства Украины, направлено письмо в соответствии со статьей 34, 35,36 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», с просьбой решить вопрос о дальнейшем жизнеустройстве несовершеннолетних Артёма и Михаила, находящихся на территории Российской Федерации.
«Сообщаем Вам, что в российско-украинских отношениях действует положения Конвенции, которая была ратифицирована в г. Минске от 22 января 1993 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 33 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
Согласно статье 34 Минской конвенции по делам об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны (далее - компетентные учреждения), гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство, если иное не установлено Минской конвенцией.
Исходя из содержания статей 33 и 34 Минской конвенции, установление опеки над детьми должно осуществляться по законодательству Договаривающегося государства, чьё гражданство имеют дети, органами опеки Договаривающегося государства, в данном случае - органами опеки и попечительства Украины в соответствии с законодательством Украины.
Просим Вас решить вопрос дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних Артёма и Михаила, находящихся на территории Российской Федерации, а также принять меры по возвращению несовершеннолетних на территорию Украины в семью родственника».
В ответ на запрошенную информацию 'стало известно о том, что на территории г. Горловки, Калининского района, Украина, проживает родная бабушка Артёма и Михаила -Татьяна, 1961 года рождения, желающая оформить опеку над внуками (в запросе отражено, о предоставлении в органы опеки и попечительства по месту выявления детей акта обследования жилищно-бытовых условий проживания бабушки на территории Украины (чтобы понимать в какие условия будут переданы несовершеннолетние), а также сведений об отсутствии судимости, отсутствие медицинских противопоказаний для приема несовершеннолетних в свою семью, её письменное заявление о желании принять внуков под опеку на безвозмездной основе, и документы подтверждающие родство с внуками).
Одновременно Украинской стороне было сообщено, что передача функций по оформлению опеки в отношении Артёма и Михаила, от органов опеки г. Горловки, органам опеки Краснодарского края, в соответствии с положениями Минской конвенции представляется проблематичной, поскольку согласно информации, получаемой от компетентных органов Украины, возвращение детей на территорию Украины будет затруднительным, в случае установлении опеки российскими компетентными органами».
Органами опеки и попечительства по месту нахождения детей, направлено письмо руководителю генерального консульства Украины в Ростове-на-Дону, с просьбой оказать содействие в передаче несовершеннолетних: Артёма, 2006 года рождения и Михаила 2008 года рождения, выявленных на территории Российской Федерации, имеющих статус детей оставшихся без попечения родителей, на территорию Украины, г. Горловки.
Поступил ответ от национальной полиции Украины главного управления национальной полиции в Харьковской области приемника- распределителя детей, о том, что руководствуясь «Соглашением о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых государств в вопросах возвращения несовершеннолетнего в государства их постоянного проживания» г. Кишинёв от 12.01.2005 года, приемник-распределитель готов принять несовершеннолетних Михаила и Артёма, после решения органами опеки Российской Федерации о передаче детей в ближайшее транзитное учреждение, уполномоченное осуществлять межгосударственную перевозку несовершеннолетних в места их постоянного проживания, каковым является «Социальный приют для детей и подростков «Дом Надежды» Ростовской области Российской Федерации.
На основании предоставленных документов отделом по делам семьи и детей Донецкой области, в отношении бабушки Татьяны, подготовлено заключение о возможности, быть опекуном над внуками. Опека была установлена на территории РФ в интересах детей, и опекуном назначена бабушка - Татьяна.
Органы опеки Российской Федерации по месту нахождения детей, собрав всю необходимую информацию, 'сформировав личные дела несовершеннолетних, договорились о передаче, детей, оставшихся без попечения родителей с уполномоченными органами Донецкой области договорились о передаче детей на родину.
В назначенный день и место, в присутствии специалистов органа опеки и попечительства РФ, а также сотрудников реабилитационного центра, где находились дети, произошла передача их родной бабушке -Татьяне, 1961 года рождения, с документальным фиксированием передачи детей в семью родственника, передача происходила в г. Ростов-на-Дону.
Спустя время, органы опеки и попечительства Украины, уведомили органы опеки РФ, о том, что несовершеннолетним распоряжением главы города Горловки присвоен статус лишенных родительского попечения, а также распоряжением главы над детьми установлена опека, опекуном назначена бабушка - Татьяна, и попросили отменить постановление о назначении опекуна на территории РФ.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.