Иванова Л.П. (опекун) воспитывает внуков: Иванова Данила, 12 лет; Иванову Лилию, 3 года; Иванову Светлану, 5 лет; мать несовершеннолетних лишена родительских прав. Состав семьи: опекун, ее супруг (дедушка опекаемых) и сами опекаемые. Семья проживает в сельской местности. Данил посещает школу, учится средне. Лилия и Светлана посещают детский сад. (Ф.И.О. изменены)
Причина обращения семьи – трудное поведение Данилы, частые конфликты опекуна с опекаемым ребенком, подросток стал пропускать занятия в школе.
По данной ситуации специалистами был совершен выезд в семью. Проведена диагностическая, консультативная, коррекционно-развивающая работа.
Во время беседы было установлено, что семья не проживает в замкнутом пространстве. У детей есть дяди и тети, которые живут своими семьями, но часто с детьми приезжают в гости. Они оказывают большую помощь и по хозяйству, и по дому. Со слов бабушки, проблем с девочками нет. Только Данил растет ленивым, грубым, не отзывчивым на доброту, порой ведет себя вызывающе: оговаривается, не желает выполнять элементарные поручения, пропускает уроки, врет, начал воровать деньги. Подросток требует к себе повышенного внимания.
Анализируя поведение подростка, его отношение к взрослым, прослеживается непоследовательность всех членов семьи в приемах наказания и поощрения. Данил привык быть в центре внимания всей семьи и с возрастом не пытается или не может пересмотреть свое отношение к поступкам и возникающим проблемам.
Педагогом-психологом было проведено психолого-педагогическое обследование подростка. Обследование проводилось с целью изучения кризисной ситуации, сложившейся в семье.
Оценка эмоциональных проявлений ребенка в различных сферах общения выявила различный характер переживаний. В семье он испытывает как спокойствие, уравновешенность, так и тревогу, напряжение, страх. По отношению к Ивановой Л.П. испытывает радость, доброту в сочетании с грустью, досадой и неудовлетворенностью во взаимоотношениях. Он считает, что бабушка всегда защитит и поможет ему, но не всегда дорожит ее мнением, никогда не советуется с ней. Подросток отмечает, что бабушка проявляет свою заботу, любовь (приобнять, похвалить, поцеловать). Он признает значимость других членов семьи: сестер, дядей, братьев, сестер, дедушки, но предпочитает находиться в стороне от них. По отношению к родному дедушке может проявляться негативное отношение, безразличие, отсутствие авторитета. Спокойствие, уравновешенность проявляется в отношениях с одноклассниками, учителями и друзьями. У Данилы есть близкий друг, с которым он давно знаком. С ним мальчик испытывает радость общения.
Из беседы с Данилой выяснилось, что его напрягают конфликты с бабушкой, ее строгость. В школу он не хочет ходить по этой причине. Он выразил недовольство по поводу того, что бабушка много запрещает ему, в том числе долгое времяпровождение за компьютером.
Изучение особенностей психологического климата в семье показало, что эмоциональное состояние Данилы становится нестабильным в момент появления в их доме родной матери подростка. Она приезжает в гости с двумя братьями и по отношению к ним проявляет заботу и внимание. Данил чувствует свою ненужность, он осознает, что его бросили, и испытывает ненависть, разочарование и глубокую обиду по отношению к родной матери.
Исследование причин кризисной ситуации в семье, которая связана с нарушением поведения ребенка и отсутствием взаимопонимания в детско-родительских взаимоотношениях показало наличие следующих моментов:
- внутренний конфликт (травматические переживания), с которым ребёнок не может справиться;
- недоверие подростка к своим силам, потребность в поддержке со стороны взрослого;
- отвержение, неприятие себя, чувство неполноценности, отчуждённости, одиночества и изолированности, которое испытывает Данил;
- наличие кризисного подросткового возраста.
Анализ измерения возможных родительских реакций и установок на воспитательный процесс выявил у Ивановой Л.П. следующие неконструктивные моменты:
- непоследовательность применения методов воспитания в семье: признаки чрезмерной требовательности, попытки «улучшить характер», сравнение с другими детьми и внуками в сочетании с равнодушным попустительством;
- чрезмерная забота о ребенке, выражающаяся в выполнении всех его прихотей, при которой ребенок находится в центре внимания как объект восхищения, завышенных ожиданий родителей;
- склонность опекуна идти на поводу у своего ребенка, оберегание его от всех жизненных трудностей и невзгод, т.к. мальчик был лишен материнской любви;
- недостаточная интегрированность семьи, попытки опекуна самореализоваться за счет ребенка, что может потребовать от Данилы усилий, недоступных ему по возрасту и уровню развития.
При этом отношения между родителем и ребенком характеризуются адекватной межличностной дистанцией. Она старается способствовать развитию личности подростка, предоставляет ему свободу для проявления самостоятельности. Сохраняя Данилу право на собственные ошибки, бабушка в то же время доступна, если ему необходимы помощь или совет. Родитель признает право ребенка на собственное мнение, уважает его интересы. Активность ребенка приветствуется в рамках, установленных родителем. Нина Николаевна выражает заинтересованность во мнении Данилы, поощряет его инициативу. Подросток имеет возможность активно проявлять себя при поддержке и участии родителя.
В результате проведенной работы опекун получил рекомендации на темы: «Стили семейного воспитания», «Особенности подросткового возраста», «Как наладить взаимоотношения с подростком», «Стратегии поведения в конфликте», «Подросток и компьютер», также была оказана психолого-психологическая поддержка всем членам семьи. С Данилом проведены беседы, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышения школьной мотивации и улучшения взаимоотношений с бабушкой и цикл коррекционно-развивающих занятий по программе «Я и другие», что способствовало созданию безопасной среды.
В результате участия в мероприятиях по психолого-педагогической помощи:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.