Сегодня в России насчитывается 44,3 тысячи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Информация о каждом таком ребенке содержится в федеральном банке данных о детях –сиротах. Если вы пришли к тому, что готовы стать усыновителем или опекуном, то помочь найти ребенка, которому нужна семья поможет интернет - проект Усыновите.ру (www.usynovite.ru). Порталу в этом году исполнится 15 лет. Это один из старейших социальных интернет – проектов России. Его создатели одними из первых в стране озаботились проблемами семейного устройства детей-сирот.
Генеральный директор АНО Центр развития социальных проектов, инициатор создания и руководитель интернет-проекта «Усыновите.ру» Армен Попов. |
«С тех пор, как в нашем государстве началась активная работа по семейному устройству, количество детей-сирот в банке данных сократилось более чем в три раза, еще 15 лет назад их было более 160 тысяч. Но до сих пор в базе остаются дети, которые ждут своих приемных родителей. Чаще всего, это ребята из так называемых «трудноустраиваемых категорий»: братья и сестры, которых по закону нельзя разделять при семейном устройстве, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и подростки», - отметил генеральный директор АНО Центр развития социальных проектов, инициатор создания и руководитель интернет-проекта «Усыновите.ру» Армен Попов. |
Какие формы семейного устройства существуют в России? Что делать, если вы хотите принять ребенка из детского учреждения в семью? Как понять, справитесь ли вы с воспитанием ребенка, которому установлена инвалидность, и как найти взаимопонимание с подростками, чтобы избежать печальных возвратов из семьи обратно в детские дома? - об этом рассказали наши эксперты в области семейного устройства детей-сирот.
Какая форма лучше?
О разных формах семейного устройства, рассказывает ведущий аналитик ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Марина Лашкул.
Ведущий аналитик ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Марина Лашкул. |
«Существует несколько возможных форм семейного устройства детей-сирот. Чтобы усыновить ребенка, гражданину нужно получить заключение о том, что он может быть усыновителем, в органе опеки и попечительства. Для этого ему необходимо подать определенные документы и сведения о себе. После получения заключения опеки, начинается подбор ребенка. Затем гражданин обращается в суд, который и выдает заключение об обоснованности усыновления этого ребенка именно этим гражданином», - пояснила эксперт. |
Еще одна форма семейного устройства - опека (до 14 лет) и попечительство (с 14 до 18 лет). При этом исполнение обязанностей опекуна или попечителя может осуществляться безвозмездно либо возмездно по договору, например, по договору о приемной семье.
Законным представителем ребенка становится опекун или попечитель, и на содержание подопечного ребенка выплачивается ежемесячное пособие.
В случае, если обязанности опекуна или попечителя осуществляются возмездно, например, по договору о приемной семье, приемным родителям выплачивается вознаграждение.
Ребенок, переданный в приемную семью, или взятый под опеку и попечительство сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право на обеспечение жилым помещением. Во всех случаях органы опеки и попечительства осуществляют регулярную проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами или попечителями их прав и законных интересов, в том числе сохранность имущества и расходования денежных средств, выплачиваемых на ребенка, и других требований, определяемых законодательством, добавила Лашкул.
Патронатная семья это когда родитель становится «сотрудником» детского дома по договору и берет под свое наставничество ребенка, - не слишком распространенный в России способ семейного устройства. Для потенциальных усыновителей, опекунов или попечителей, которые заинтересованы в получении опыта, гораздо интереснее временная передача ребенка в семью. Срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать 3 месяца. Временная передача ребенка в «гостевую семью» позволяют лучше познакомиться друг с другом, найти общие интересы, и часто становятся переходной формой к опеке или усыновлению.
«Перед приемными родителями всегда возникает вопрос: какую форму устройства выбрать, какая из них будет наиболее оптимальной. Понятно, что для малышей чаще всего выбирают усыновление, а для подростков – опеку и попечительство, но с психологической точки зрения и комфортности мало что зависит от формы семейного устройства, судьба маленького человека зависит от взаимоотношений, которые у него складываются с новыми родителями, смогут ли они адаптироваться друг другу и остаться вместе навсегда», - добавила эксперт.
Трудности перехода
По оценке экспертов, ежегодно в России из приемных семей в детские дома возвращается около 5-6 тысяч детей. Основная причина возврата – не выстроенные детско-родительские отношения. Поскольку сейчас большая часть детей, принимаемых в семьи – это подростки, адаптация не всегда происходит безболезненно. Родителям порой сложно принимать особенности подросткового возраста ребенка, они не готовы давать им большую степень свободы.
Другая категория - это подростки, которые с раннего возраста воспитываются в кровных семьях у бабушек и дедушек. Когда наступает переходный период, пожилые родственники не справляются, отказываются от своих обязательств по воспитанию и передают детей в детские дома.
Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГОУ; член Общественного совета по образованию Министерства образования Московской области Татьяна Шульга. |
«Обязательств у ребенка перед дедушкой и бабушкой не может возникнуть, потому что это не мама и папа, у них другая роль – баловать внуков, давать им все, что они недодали своим детям. Все дети эгоисты, и зря мы думаем, что они нам чем-то обязаны, потому что они нам ничем не обязаны. Это мы их должны любить и создавать им условия для развития. Поэтому в таких ситуациях, если подросток попадает в кровную семью, обязательно нужно психологическое сопровождение», - считает доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии МГОУ; член Общественного совета по образованию Министерства образования Московской области Татьяна Шульга. |
Предотвратить возвраты
По словам Армена Попова, сейчас перед общественными организациями, которые всегда оказывали содействие семейному устройству стоит очень важная задача - поддержать семьи, которые взяли на себя обязанности по воспитанию детей-сирот. «Наша главная задача – предотвратить возвраты. Далеко не всегда можно решить эту проблему финансами. А трудности в воспитании возникают у всех, не только в приемных семьях, но и в кровных», - сказал Попов.
Над профилактикой возвратов работают школы приемных родителей, службы психологической поддержки и сопровождения замещающих семей, которые помогают пережить кризис адаптации. Но, к сожалению, по словам экспертов, кровные родственники – как правило бабушки и дедушки, оформляющие опеку над своими внуками по правилам не обязаны посещать школу приемных родителей. Но конечно по многим жизненным ситуациям мы знаем, что бабушки просто не в состоянии справится со своими внуками- подростками, тем более трудными.
«При поддержке Фонда президентских грантов мы сможем на сайте Усыновите.ру в течение года развить тему поддержки приемных семей, в том числе с подростками. У нас будут обучающие семинары, тренинги, где мы будем рассказывать об особенностях опеки над детьми с ОВЗ и попечительства подростков. Мы планируем консультации психологов и юристов, а также опросы среди приемных семей, которые позволят нам составлять востребованные программы поддержки», - добавил Попов.
Первая встреча
Одна из важных этапов семейного устройства - первый контакт будущих родителей и ребенка - считают психологи. «Когда в школе для приемных родителей спрашивают, вот вы пришли в детский дом и хотите сообщить ребенку, что хотите взять его в свою семью. Что вы ему скажете? Если ребенок маленький, с ним проще, он ориентирован на взрослых, а когда это подросток, который уже имеет свое мнение и опыт жизни в семье, это уже проблема», - говорит Шульга.
Первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Ванечка» Юлия Зимова |
Эксперты проекта «Ванечка» создают видео-анкеты кандидатов для того, чтобы приемные родители и ребенок смогли узнать друг друга лучше еще до своей первой встречи. Первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, руководитель проекта «Ванечка» Юлия Зимова отметила, что при семейном устройстве в абсолютном большинстве детей выбирают родители, а не наоборот. «И если будущие приемные родители знают о ребенке из архива детского дома все, то ребенок, как правило, не знает о своих возможных приемных родителях ничего. Максимум, ему покажут их фотографию приемных родителей, домочадцев и дом, где они будут жить», - сказала Зимова. |
Как это работает? Сначала эксперты составляют сценарий видео-анкеты для родителей в соответствии с их индивидуальными особенностями. В таких анкетах есть обязательные блоки, например, нужно рассказать, где ребенок будет жить, в какой комнате, будет ли у него свое личное пространство, где он будет делать уроки, какие в доме есть еще родственники и домашние животные, обязательно приводится информация об инфраструктуре, которая имеется рядом с домом. Также в анкете отображаются черты характера будущих родителей. Дальше эта анкета попадает в открытый или закрытый доступ на сайте проекта «Ванечка».
«Доступ к видео-анкетам получают специалисты по семейному устройству. Если они понимают, что родители могут подойти какому-то конкретному ребенку, то общаются с кандидатами и показывают эту анкету ребенку. Если они видят, что ребенку нравится и устраивает, то уже дальше можно делать первый скайп-звонок. И наконец, если это знакомство проходит успешно, то назначается личная встреча», - рассказала Зимова.
Заместитель директора по вопросам опеки и попечительства ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Ирина Меркуль |
Заместитель директора по вопросам опеки и попечительства ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при Министерстве просвещения РФ Ирина Меркуль разрабатывала методические рекомендации для составления видео-анкет проекта «Ванечка». По ее словам, опросы в детских домах Подмосковья показали, что 100% детей-сирот хотели бы до первой встречи получить видео-информацию о своих потенциальных родителях. «Они хотят знать, насколько велика семья, сколько детей проживает в семье, проживают ли другие члены семьи, где территориально находится дом, в городской черте или сельской местности, какие условия приготовили родители и самое главное - почему родители хотят взять ребенка на воспитание. Для подростков это вопрос очень важный и значимый», - сказала Меркуль. |
Семья для ребенка
По словам психолога, подростки, оставшиеся без попечения родителей, - самая сложная категория для семейного устройства. Они уже успели понять, что такое семья и что она им давала. Они серьезно анализируют, сравнивают и оценивают. Они с большой опаской идут в новую семью, и период привыкания идет медленно. Усугубляет ситуацию переходный период, неотработанные психологические травмы.
Меркуль отметила, что закон учитывает мнение детей уже на этапе знакомства с кандидатами в замещающие родители, особенно, если речь идет о подростках. Но не всегда ребенку достаточно 10-ти встреч, которые прописаны в законодательстве для того, чтобы хорошо познакомиться с кандидатами и принять верное решение.
В настоящее время происходит перестройка системы устройства детей в замещающие семьи с подбора ребенка для семьи на подбор семьи для ребенка. И это очень правильная тенденция, считают эксперты. «Количество потенциальных приемных родителей, прошедших школу приемных родителей и не нашедших еще ребенка, огромное, а это позволяет специалистам организовывать работу так, чтобы учитывались индивидуальные потребности детей: возрастные, психологические, медицинские, образовательные, чтобы учитывалось желание детей общаться с кровными родственниками и друзьями», - сказала Меркуль.
По ее мнению, все эти факторы говорят о том, что специалистам по семейному устройству необходимо перестраивать работу и подбирать из числа кандидатов в замещающие родители тех, кто сможет максимально удовлетворять потребностям детей, установить контакт, создать условия, наиболее благоприятные для развития и воспитания.
Что же может объединять ребенка и приемных родителей? Прежде всего, это интересы ребенка, которые могут продолжаться в семье. «Допустим, ребенок спортивный и хотелось бы, чтобы он продолжал спортивную деятельность. Или представьте себе родителей, которые спорт не любят, а ребенок любит спорт. Возникает конфликт интересов. Многие дети любят мастерить что-то руками, а родители к этому не готовы, они думают, что их задача - создать ребенку комфортные условия, чтобы он хорошо учился в школе. Родители думают, что если у ребенка в семье будут хорошие условия, то он сразу поменяется полностью. Но ребенок не может поменяться полностью быстро», - считает Шульга.
Психолог рекомендует приемным родителям не строить ожидания сверх возможного. «Иначе может наступить разочарование и неудовлетворенность, лучше настроиться на кропотливую работу, на долгий труд», - добавила эксперт
Когда приемная семья –судьба. Бесценный опыт.
Многодетные приемные мамы Наталья Городиская и Галия Бубнова поделились своим опытом и дали практические рекомендации будущим приемным родителям.
Семья Городиских |
В семье Городиских 14 детей, 8 детей - от 3 до 16 лет, из них 2 кровных, один усыновленный, остальные - приемные. Семья получила статус приемной еще в 2010 году. «Когда мы только начинали, не было школ приемных родителей и служб сопровождения, которые помогли бы нам пережить кризис адаптации. В поведении маленькой дочки было много отклонений, а я не знала, что это норма. Нам не хватало знаний и опыта. А теперь мы помогаем другим семьям предотвращать возвраты», - сказала Городиская. |
В школе приемных родителей, где преподает Наталья, людям помогают принять окончательное решение, нужно ли становиться приемным родителем или, может быть, лучше помогать детям-сиротам другим способом, например, стать наставником или волонтером.
«Когда устраиваешь в семью подростка, ты понимаешь, что у тебя нет права на ошибку, потому что в следующий раз он вряд ли пойдет в семью. Родители, которые хотят взять подростка, должны понимать, что они больше наставники, чем приемные родители, чтобы помочь и поддержать на каком-то промежутке времени. А дальше кто-то становится родными - не разлей вода, а кто-то общается на расстоянии», - заметила эксперт.
По ее мнению, в приемные родители должны идти люди, которые понимают, зачем им это нужно. «Важно понимать, что ты можешь дать этому ребенку, как изменишь его судьбу. Со временем я поняла, что ребенка нужно жалеть, больше брать на руки. Потому что чувство защищенности у них должно остаться на всю жизнь. Ребенку важно понимать, что рядом с ним человек, который всегда пожалеет, поможет и подскажет в трудную минуту. Это и есть тот необходимый тыл», - сказала Городиская.
В семье Бубновых 13 детей, из них 9 приемных и одна удочеренная девочка. Принимая решение взять ребенка в семью, нужно помнить, что это навсегда, считает многодетная мама Галия.
Семья Бубновых |
«И твоя жизнь меняется навсегда. Это не та ситуация, когда ты взял, попробовал, не получилось – не твое, бросил. Ты вклиниваешься и меняешь ход жизни маленького человечка. И надо понимать, что это действительно большая ответственность. Принимая ребенка, ты круто меняешь его жизнь. Как ты ее поменяешь, куда повернешь, зависит только от тебя», - сказала Бубнова. |
Она посоветовала приемным родителям набраться терпения и не реагировать остро на каждую проблему, дать времени залечить раны на душе у ребенка-сироты. «Взрослые люди при разводе приходят в себя несколько лет, а тут ребенок, которого в жизни так пошвыряло. Дети никогда ничего специально не делают, выходит изнутри их боль и их страх. И надо их смыть. Нужно сохранять чувство юмора, потому что, признаюсь, без чувства юмора иногда можно свихнуться от того, что происходит», - заметила эксперт.
Она рассказала, что некоторое время назад они с мужем взяли в семью особенного ребенка – девочку Соню с синдромом Дауна, ей скоро исполнится 9 лет. Соня учится в первом классе в обычной школе. И это совершенно уникальный и потрясающий опыт взаимодействия, который продолжается каждый день на радость всем домочадцам.
«Изначально мы не планировали брать детей с ментальными нарушениями. У нас от первой мысли взять ребенка с синдромом Дауна до решения прошло 9 месяцев. Мне всегда казалось, что это палец в носу, слюна течет – вот такого вида ребенок. Я думаю, что у большинства людей такое же примерно отношение – полудурачок с соответствующим разрезом глаз», - поделилась Галия.
Чтобы утвердиться в своем решении взять в семью ребенка с ментальными нарушениями, приемные родители Бубновы посетили несколько занятий у специалистов, которые работают с такими детьми, познакомились с особенными детьми, узнали, что нужно для их успешного развития. «Очень важно при приеме особенного ребенка понимать, как и что дальше с ним будет происходить дома. Потому что принять и сидеть с ним дома – это не вариант. Ребенку нужен детский сад и школа, реабилитация рядом с домом. Полезно подписаться на сообщества родителей с особенными детьми, изучить детально, как они живут, какой у них распорядок дня. Нужно прикинуть на себя, насколько это вписывается в твою картину мира, чтобы в дальнейшем избежать разочарований и возвратов», - посоветовала Бубнова родителям, которые только еще задумываются о том, чтобы взять в семью ребенка с инвалидностью.
Приемный родитель – это призвание. И главная награда – это возможность наблюдать за удивительной трансформацией: каким приходит ребенок в семью и каким становится через несколько лет, как он расцветает в семье, особенно, если это ребенок с инвалидностью. «Это классно, это большой ресурс и мотивация, потому что ты видишь отдачу, которую многие родители ждут от детей», - добавила Городиская.
Тысячи приемных семей, дали возможность десяткам тысяч сирот узнать, что такое семейная забота, что такое любовь и теплота родителей, что такое дом, где тебя ждут и дадут нужный совет. Приемные родители, усыновители выполняют свою работу круглосуточно без отпусков и выходных. Собственно как и самые обычные родители, только воспитывают они не самых обыкновенных детей.
Читайте наши статьи по теме семейного устройства детей-сирот на сайте Усыновите. Ру.
Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.
Татьяна Виноградова
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.