В настоящее время патронат широко распространяется по всей России: в Москве, Московской, Пермской, Владимирской, Новгородской, Курганской, Читинской областях, в Архангельске, республике Карелия, в Башкортостане, Калининграде и других регионах (см.:История усыновления в России).
В Англии, США и иных развитых странах есть дети оставшиеся без попечения родителей, но почти нет детских домов. Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и сироты, живут в специально подготовленных семьях, так называемых фостеровских. Фостеровское воспитание получило развитие и в России, где стало называться патронатным. Чем же отличается патронат от других известных форм устройства?
Патронатное воспитание реализуется в ряде регионов России на базе перепрофилированных детских домов, которые становятся уполномоченными организациями органов опеки и попечительства.
Чем же отличается патронат от других известных форм устройства?
Прежде всего, это наиболее гибкая форма устройства, которая позволяет устроить в семью абсолютно любого ребенка. Ведь многие дети не могут быть усыновлены по чисто юридическим причинам, например, из-за отсутствия статуса. Это не означает, что на патронат передаются только дети без такого статуса. Патронатное воспитание было придумано именно затем, чтобы профессионально помогать любому ребенку в течение всего того времен, пока он не может жить дома, вне зависимости от его возраста, здоровья, наличия или отсутствия у него документов. Ребенку нужна семья. У ребенка есть проблемы и ему нужна помощь специалистов (см.: Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей). Патронатное воспитание – это воспитание ребенка в семье, с помощью специалистов.
Т.е. вторая важная особенность – с семьями, которые хотят взять детей, с самого начала работают профессионалы, психологи и социальные педагоги, которые знают все о приемных детях семьях, о возможных трудностях и о том, как с ними справляться. Люди, желающие взять ребенка в семью проходят курс тренинговых занятий, который помогает им лучше понять поведение брошенных детей, узнать, что делать в трудных ситуациях. Социальные педагоги и психологи беседуют с ними, помогая, разобраться в собственных мотивах и чувствах, принять осознанное решение.
После прихода ребенка в семью патронатные воспитатели становятся сотрудниками уполномоченной организации (детского дома), им идет трудовой стаж, выплачивается небольшая зарплата и пособие на ребенка, что немаловажно для многих семей. Но для большинства из патронатных воспитателей все же главным подспорьем становится не материальная помощь, а поддержка специалистов: психологов, социальных педагогов, врачей, юристов.
В уполномоченной организации, как правило, есть несколько служб, которые оказывают помощь ребенку и семье.
В реабилитационную службу входят психологи, врачи, воспитатели, педагоги, они отвечают за здоровье и образование ребенка, помогают ему пережить потерю родной семьи, готовят к передаче в новую, помогают в ней освоиться. Сотрудники службы защиты прав детей, т.е. детские социальные работники, занимаются всеми юридическими делами ребенка, (определения статуса ребенка, решением квартирного вопроса, вопросов наследства и пр.), освобождая воспитателя от беготни по инстанциям. Служба социального патроната занимается проблемами родной семьи ребенка, пытается помочь ей вернуться к нормальному образу жизни. Поиском, отбором и подготовкой людей, желающих взять ребенка в семью занимается служба по устройству. После прихода ребенка в семью, эти сотрудники продолжают находиться в тесном контакте с патронатными воспитателями, помогая им пережить сложный период изменений. Все услуги, предоставляемые службами детского дома, бесплатны.
Всесторонняя помощь и сотрудничество между воспитателями и службами детского дома дает возможность устроить в семьи детей, которых иначе никогда бы не взяли. Это и подростки, и братья и сестры, которых нельзя разлучать, и дети с психологическими особенностями, и не совсем здоровые дети – все те группы детей, которых усыновляют неохотно, боясь трудностей. В системе патронатного воспитания семья, взявшая такого ребенка, не останется один на один с трудностями, ей всегда помогут и поддержат.
Патронатное воспитание – форма гибкая не только для детей, но и для будущих патронатных семей. Ведь патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли или не решились стать усыновителями или опекунами. Это одинокие женщины, пожилые супружеские пары, люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.
Этот раздел подготовлен специалистами, работающими с детьми и се6мьями уже 10 лет. За это время сотни ребят нашли любящих приемных родителей, сотни взрослых обрели любимых детей. Благодаря помощи и поддержке, наши семьи легче преодолевают трудности, лучше справляются с детьми, чувствуют себя увереннее, чем большинство опекунов и усыновителей, предоставленных самим себе. Мы уверены, что помощь специалистов необходима любой приемной семье, независимо от формы устройства, и в нашей службе никогда не откажут в консультации или поддержке любым людям, воспитывающим ребенка из детского дома.
Опыт работы детского дома № 19 г. Москвы (см.: Опыт детского дома № 19 «Наша семья») переняли уже более 20 регионов России. Во многих из них идея патронатного воспитания была поддержана местными властями, в таких случаях патронат распространялся активно и дал хорошие результаты. Уже сегодня в России есть территории, с которых не поступает новых детей в казенные учреждения – все они устраиваются в семьи. Пока это совсем небольшие территории, например, Центральный округ города Москвы. Но мы верим, что за патронатным воспитанием – будущее, и наступит день, когда детские дома в привычном смысле слова нашей стране больше не будут нужны.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.