Главам представительств иностранных
организаций по усыновлению
(удочерению) детей на территории
Российской Федерации
Департаментом в соответствии с возложенными на него полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных организаций по усыновлению детей на территории Российской Федерации (далее – представительства) осуществляется мониторинг соблюдения представительствами обязательств по представлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетов об условиях жизни и воспитания детей, усыновленных при содействии представительства (далее – отчеты), и информации о постановке усыновленных детей на учет в консульском учреждении Российской Федерации (далее – консульский учет).
Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что до сих пор имеют место случаи ненадлежащего выполнения иностранными организациями по усыновлению детей, представительство которой аккредитовано на территории российской Федерации (далее – иностранная организация), и ее представительством принятых обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет.
В связи с этим обращаем внимание на то, что нарушение указанных обязательств является основанием для применения к представительству мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вплоть до принятия Министерством образования и науки Российской Федерации решения о прекращении деятельности организации.
Учитывая изложенное, Департамент предлагает иностранным организациям и их представительствам принять в соответствии с компетенцией дополнительные меры по обеспечению выполнения принятых обязательств по предоставлению отчетов и информации о постановке детей на консульский учет, включая меры по урегулированию ситуаций, связанных с обеспечением выполнения соответствующих обязательств, данных усыновителями и компетентными органами государства их проживания, в том числе:
осуществлять регулярный контроль за сроками предоставления отчетов и информации о постановке на консульский учет по каждому ребенку, усыновленному при содействии представительства, и предоставлять указанные отчеты и информацию в установленные сроки;
в случае получения информации из органа исполнительной власти субъекта российской Федерации о нарушении порядка и сроков предоставления отчетов и информации о постановке детей на консульский учет незамедлительно принимать меры по выявлению причин и устранению указанных нарушений;
в случае возникновения объективных трудностей с подготовкой (или) предоставления отчетов либо трудностей с постановкой усыновленных детей на консульский учет в орган исполнительной власти субъекта российской Федерации незамедлительно уведомлять указанный орган исполнительной власти субъекта российской Федерации о возникших проблемах и перспективах их решения;
принимать все предусмотренные законодательством государства местонахождения иностранной организации меры для обеспечения соблюдения компетентными органами указанного государства и (или) усыновителями принятых обязательств по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей и постановке их на консульский учет, в том числе, в случае переустройства ребенка, включая урегулирование указанных вопросов в договорах с усыновителями и соответствующими компетентными органами, а также обращение в установленном порядке в суд;
обеспечить предоставление отчетов и информации о постановке усыновленных детей на консульский учет в строгом соответствии с требованиями пункта 16 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 28 марта 2000 г. № 268, Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и положения № 8 к приказу Минобразования России от 20 июля 2001 г. № 2750 «Об утверждении типовых форм документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях», а также письма Минобрнауки России от 17 февраля 2006 г. № ДЛ-38/06.
Просим также незамедлительно информировать Минобрнауки России и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о случаях гибели усыновленных детей, жестокого обращения с детьми, невозможности адаптации детей в семье усыновителей, отмены усыновления и (или) переустройства детей.
Департамент просит довести указанную информацию до сведения иностранной организации.
Заместитель Директора Департамента
Б.Б. Гусев
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.