Раздел содержит материалы :
В последние годы изменилась категория детей-сирот, нуждающихся в семейном жизнеустройстве. В Федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в основном, остались дети, которых называют «трудно устраиваемой» категорией: более 70% - подростки, более 40% - дети с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч инвалидностью, более 50% - дети из многодетных семей, имеющие братьев и сестер. Данная категория детей - сирот имеет особые потребности в семейном жизнеустройстве. Их интеграция в семье имеет свою специфику, более длительный континуум, проходит значительно сложнее по сравнению с детьми-сиротами других категорий. Семьи опасаются принимать этих детей и чаще отказываются от их воспитания.
Ключевым условием эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот, тем более сложных категорий, а также их последующей социализации является специализированная в соответствии с потребностями семей система сопровождения. Это доказано как на уровне общемировых, так. и отечественных, эмпирических исследований и практики.
Такая система требует соответствующего программно-методического обеспечения, подготовленных специалистов. В настоящее время, как показали результаты Всероссийского мониторинга 2020 года, в службах сопровождения, практически, отсутствуют специализированные программы сопровождения семей, воспитывающих сложные категории детей.
В настоящее время замещающие семьи в разных регионах нередко получают помощь не в соответствии со своими потребностями, а в соответствии с возможностями службы, отсутствует преемственность сопровождения. Особенно это ощущается семьями при смене организации, а также при переезде в другой регион. Затруднен и методический контроль за деятельностью специалистов служб. В результате допускаются неадекватные российской ментальности методы сопровождения, о чем свидетельствуют периодически возникающие скандалы в СМИ, отказ опекунов от помощи специалистов.
В последние годы на Федеральном уровне формируется правовое поле помощи семьям, принявших на воспитание детей-сирот. Это позволяет систематизировать деятельность по сопровождению данной категории семей, сформулировать общие требования и подходы к его организации, а также требования к подготовке специалистов, т.е. гарантировать качество и преемственность сопровождения независимо от территории проживания семьи.
К сожалению, термин «сопровождение» до сих пор не институциирован. Он встречается в региональных законах. Поэтому технологии сопровождения в регионах существенно различаются
Социальное сопровождение (не как услуга) введено федеральным законом ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". О сопровождении, как консультировании и помощи родителям, говорится в Постановлении Правительства РФ №481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"(около 30% организаций, осуществляющих сопровождение). Данные законодательные акты частично корреспондируют между собой в определении направлений помощи (психологическая, педагогическая, медицинская, социальная, юридическая) и необходимости взаимодействия с различными ведомствами и организациями. В ФЗ №442 уточняется, что для организации «социального сопровождения» необходимы особые обстоятельства, соответствующие «критериям нуждаемости в социальном обслуживании». Данным критериям соответствуют семьи, воспитывающие детей-сирот сложной категории. В ст. 28 ФЗ №442 уточняется, что социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия, в ст. 22, что мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе».
В Приказе Минтруда России N 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» в качестве основного механизма такого взаимодействия определяется межведомственный регламент, аккумулирующий ресурсы различных социальных ведомств для сопровождения. Таким образом, основными требованиями к организации сопровождения семей являются междисциплинарный и межведомственные подходы.
Сопровождение семей со сложной категорией детей осуществляется «организациями, предоставляющими медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам (социальное сопровождение) на основе межведомственного взаимодействия в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании». Оно может быть организовано на базе уже функционирующих организаций, но требует дополнительной профессиональной подготовки специалистов, создание условий для реализации специализированных программ. Организационной основой сопровождения является межведомственный регламент, который позволяет аккумулировать ресурсы территории для эффективной помощи субъектам сопровождения (сами семьи, специалисты, которые осуществляют сопровождение, педагоги, медицинские работники и др., институты, с которыми взаимодействуют семьи и специалисты и т.д.).
В соответствии с изменяющимся потребностями семьи сопровождение осуществляется на нескольких уровнях. Одни специалисты говорят о четырех уровнях, добавляя адаптационный (модели сопровождения, разработанные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, другие (например, В.Н. Ослон) говорят о трех уровнях: общем или базовом, кризисном и экстренном.
В последнем случае в основу дифференциации уровней сопровождения положен уровень риска отказа от воспитания приемного ребенка.
На общем уровне субъектами сопровождения становятся все замещающие семьи, кроме тех, кто нуждается в кризисном или экстренном сопровождении. Основными задачами базового уровня являются: помощь семье в интеграции приемного ребенка в семью, образовательном пространстве и других институтах социализации, а также в общей психологической поддержке, подготовке семьи и приемного ребенка к решению вопроса о его жизнеустройстве после завершения опеки, самостоятельному проживанию. Спектр решаемых проблем на общем уровне сопровождения очень широк. При эффективной его организации у семьи на протяжении всего периода замещающей семейной заботы не повышается уровень сопровождения.
На кризисном уровне сопровождение организуется для тех семей, которые не могут самостоятельно выйти из семейного кризиса. Основной задачей сопровождения становится удовлетворение потребности семьи в урегулировании семейной ситуации, разрешении семейного кризиса. На экстренный уровень сопровождения принимаются семьи в ситуации острого конфликта с приемным ребенком, отказа опекуна от его воспитания, а также, если ребенок переживает состояние «сверхсильной стрессовой нагрузки». Задачей специалистов становится предотвращение отказа, восстановление способности опекуна к продолжению замещающей семейной заботы, разрешение и нивелирование последствий психической травмы у приемных детей. При успешном сценарии у семьи снижается уровень сопровождения. Она с экстренного уровня переходит на кризисный, с кризисного на общий. При неуспешном — прекращается опека и ребенок включается в систему реабилитации. В рамках общего и кризисного уровней определяется степень интенсивности сопровождения: высокая, средняя, низкая. Она зависит от степени негативного влияния проблем семьи на ее функционирование в качестве замещающей, определяет временные затраты, уточняет мероприятия сопровождения.
Сопровождение семей со сложной категорией детей должно организовываться по технологии «работы со случаем», что позволяет выстроить поэтапную, пошаговую работу с семьей на протяжении всего континуума опеки ребенка. Каждый случай ведет куратор, который назначается приказом руководителя. Куратор подбирает команду сопровождения в соответствии с изменяющимися потребностями замещающей семьи и приемного ребенка, координирует ее деятельность, совместно с командой сопровождения определяет нуждаемость семьи в мероприятиях сопровождения, цели и ключевые задачи помощи, хронометраж работы каждого специалиста, определяет оптимальный набор мероприятий и обеспечивает доступ к ним семьи. Совместно с командой, опекуном ребенка и самим подопечным он составляет и способствует реализации Индивидуальной программы сопровождения, проводит мониторинг и оценку его результатов. Куратор выступает в роли медиатора между семьей и различными службами, а также в соответствии с межведомственным регламентом привлекает к сопровождению организации различных ведомств. Команда является механизмом взаимодействия между многочисленными участниками процесса сопровождения. Она представляет собой совокупностью экспертов из различных дисциплинарных областей (в соответствии с потребностями семьи). В ней совместно трудятся специалисты, представляющие различные направления помощи (психологическую, педагогическую, социальную, юридическую, медицинскую). Члены команды разделяют единый методологический подход к деятельности по сопровождению, понимают ее как совместную работу и профессионально отождествляющие себя с ней. При этом каждый специалист по сопровождению замещающей семьи с детьми сложной категории не просто специалист, владеющий методами исключительно своей специальности, это специалист, который должен разбираться в социальных, психологических, медицинских, культурологических, педагогических, технических, правовых проблемах замещающей семьи, он должен владеть знаниями по различным видам реабилитации детей с нарушениями в развитии, чтобы составить грамотную программу сопровождения.
Командный подход имеет ряд преимуществ: уменьшается риск того, что какая-то проблема в развитии ребенка будет пропущена, родителям не приходится соотносить между собой рекомендации разных специалистов, часто противоречащих друг другу; исключается ситуация дублирования диагностических процедур, мероприятий, снижающих мотивацию семьи к общению со специалистами. Деятельность команды оказывает коллективную психологическую поддержку семье.
В приведенных материалах по сопровождению семей с детьми «сложных» категорий В.Н. Ослон обосновывает и вводит в качестве инструмента сопровождения семей Индивидуальную программа сопровождения, за основу была принята форма ИПРА (Индивидуальная программа реабилитации/абилитации ребенка — инвалида). Структура ИПС состоит из следующих блоков: «социально-демографический» (включает сведения о семье, в т.ч. о приемном ребенке (детях); «организационный» (приводится список специалистов, осуществляющих сопровождение (куратор, члены команда), организаций, реализующих ИПС); «целевой» (определяются ключевые цели, риски сопровождения); «проблемный» (дается перечень проблем, которые затрудняют интеграцию детей в семью, нарушают ее функционирование, в соответствии с уровнем сопровождения, а также шкала оценки влияния их на семью); «планирование» (представлен перечень мероприятий по законодательно закрепленным направлениям помощи (психологическая, педагогическая, социальная, юридическая, медицинская), а также шкала «нуждаемости» семьи в конкретных мероприятиях, прогнозные показатели эффективности их реализации). В заключении дается оценка эффективности реализации ИПС на основании сопоставления прогнозных показателей и полученных результатов. ИПС разрабатывается в соответствии с категорией семьи и уровнем сопровождения. На общем уровне ИПС разрабатывается на 1 год, на кризисном — на 6 месяцев, на экстренном на 3 недели. На основании результатов реализации ИПС составляется заключение. Оценка эффективности сопровождения строится на сопоставлении прогнозных показателей и полученных результатов. ИПС пересматривается не реже, чем один раз в год.
В отсутствии федеральных нормативно-правовых актов и рекомендаций по сопровождению замещающих семей в регионах специалисты служб сопровождения сами разрабатывают различные методические материалы (Екатеринбург, Уфа, Москва).
В представленных материалах излагается опыт субъектов Российской Федерации по организации сопровождения замещающих семей, включая локальные нормативные правовые акты, сами программы сопровождения, используемы методики диагностики и формы работы, требования к специалистам служб сопровождения.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.