без попечения родителей (по данным формы статистического наблюдения № 103-рик по состоянию на конец года)
Таблица 1
|
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014
|
Сравнение 2014 и 2013 года, % |
2015 |
Сравнение 2014 и 2015 года, % |
2016 |
|
Численность выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за год |
82177 |
74724 |
68770 |
61621 |
-10,4 |
58168 |
-5,6 |
57290 |
|
Численность детей, переданных на семейные формы устройства, всего: |
67543 |
61428 |
62973 |
64010 |
1,6 |
59355 |
-7,3 |
54119 |
|
под опеку (попечительство), всего |
56704 |
52259 |
54728 |
56356 |
3,0 |
52706 |
-6,4 |
48771 |
|
на безвозмездную форму опеки (попечительства), из них : |
40779 |
37264 |
34954 |
32892 |
-5,9 |
30070 |
-8,5 |
29048 |
|
детей-инвалидов |
624 |
558 |
686 |
580 |
-15,5 |
601 |
3,6 |
656 |
|
на возмездную форму опеки (попечительства), из них: |
15925 |
14995 |
19774 |
23464 |
18,7 |
22636 |
-3,5 |
19723 |
|
детей-инвалидов |
412 |
384 |
715 |
963 |
34,7 |
1158 |
20,2 |
1001 |
|
по договору о приемной семье |
13766 |
13055 |
17740 |
21264 |
19,9 |
20707 |
-2,6 |
17991 |
|
детей-инвалидов |
345 |
333 |
644 |
870 |
35,1 |
1081 |
24,2 |
959 |
|
на другие семейные формы (патронатное воспитание, в случаях, предусмотренныхзаконами субъектов Российской Федерации), из них: |
229 |
249 |
395 |
403 |
2,0 |
286 |
-29 |
181 |
|
детей-инвалидов |
1 |
20 |
6 |
15 |
150,0 |
9 |
-40 |
7 |
|
на усыновление, всего |
10839 |
9169 |
8245 |
7654 |
-7,2 |
6649 |
-13 |
5348 |
|
российскими гражданами, из них: |
7434 |
6565 |
6757 |
6616 |
-2,1 |
5903 |
-10,7 |
4862 |
|
детей-инвалидов |
38 |
29 |
64 |
123 |
92,2 |
144 |
17 |
136 |
|
иностранными гражданами, из них: |
3405 |
2604 |
1488 |
1038 |
-30,2 |
746 |
-29 |
486 |
|
детей-инвалидов |
176 |
171 |
68 |
83 |
22,1 |
77 |
-7,2 |
70 |
|
Число детей, находящихся под предварительной опекой конец года |
|
|
5426 |
7492 |
38 |
8272 |
10,4 |
8426 |
|
Численность детей, которые были возвращены родителям из вновь выявленных |
8632 |
7380 |
6366 |
5096 |
19,9 |
3 273 |
-35 |
3069 |
|
Численность детей, которые возвращены родителям в течение году, всего:* |
|
|
|
14561 |
- |
10023 |
-31 |
10454 |
|
из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
|
|
|
4341 |
- |
3089 |
-28,8 |
3545 |
|
из числа переданных на семейные формы устройства |
|
|
|
9365 |
- |
6030
|
-35,6 |
6504 |
|
Сумма численности детей, устроенных на воспитание в замещающие семьи, находящихся под предварительной опекой на конец года и возвращенных биологическим родителям из организаций для детей-сирот |
|
70920 |
74134 |
75843 |
- |
70716 |
-6,8 |
66090 |
|
Число детей, состоящих на учете в региональном банке данных на конец года |
128795 |
120790 |
107886 |
87604 |
-18,8 |
70836 |
-19 |
58972 |
|
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец года в субъекте Российской Федерации (в том числе усыновленных) |
654135 |
643757 |
628738 |
621774 |
-1,1 |
597502 |
-3,9 |
579360 |
|
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец года в субъекте Российской Федерации (без учета усыновленных) |
|
|
501023 |
493071 |
-1,6 |
481921 |
-2,3 |
466375 |
|
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях (в т.ч. усыновленных) |
522697 |
517593 |
520672 |
531613 |
2,1 |
554075 |
4,2 |
546584 |
|
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях (без учета усыновленных) |
|
|
396849 |
407486 |
2,7 |
409897 |
0,6 |
406247 |
|
Численность усыновленных детей, состоящих на учете |
|
|
123823 |
124127 |
0,2 |
115581 |
-6,8 |
112985 |
|
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
105688 |
103027 |
88735 |
72151 |
-18,7 |
60162 |
-16,6 |
51693 |
|
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших на обучение в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение |
20022 |
18323 |
15439 |
13434 |
-13,0 |
9454 |
-29,6 |
6794 |
|
Численность детей, которые находятся в бегах, учреждениях закрытого типа системы образования, учреждениях исполнения наказания и других учреждениях, не относящихся к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
|
|
5897 |
4576 |
-22,4 |
- |
- |
- |
|
Численность детей, от которых матери отказались при рождении
|
|
6234 |
5757 |
4983 |
-13,4 |
4396 |
-11 |
3742 |
|
Численность детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель |
38323 |
33810 |
30532 |
27859 |
-8,7 |
26225 |
-5,8 |
27793 |
|
Численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель
|
6803 |
7132 |
7353 |
7115 |
-3,2 |
7647 |
7,4 |
8917 |
|
Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей
|
4682 |
4632 |
4184 |
3270 |
-21,8 |
3444 |
5,3 |
3288 |
|
из них детей, возвращенных родителям после проведения социально-реабилитационных мероприятий
|
|
|
1215 |
866 |
-28,7 |
796 |
-8 |
577 |
|
Отменено решений о передаче ребенка на воспитание в семью опекаемые + усыновленные
|
6376 |
5853 |
5521 |
5198 |
-5,9 |
5713 |
9,9 |
5548 |
|
в связи с ненадлежащим выполнением усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями обязанностей по воспитанию детей и по причине жестокого обращения с детьми
|
933 |
928 |
841 |
746 |
-11,3 |
761 |
2 |
852 |
Таблица 2
|
|
2015 год |
2016 |
1 |
Численность работников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 1 января 2015 года (образовательных) |
44505 |
- |
2 |
Число семей, в которых обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно по состоянию на 31 декабря 2015 года, всего: |
204 516
|
194023 |
3 |
Число семей, в которых обязанности по опеке (попечительству) выполняются на возмездных условиях , в том числе приемных по состоянию на 31 декабря 2015 года |
99336 |
103441 |
|
Число семей усыновителей |
102 092 |
99544 |
|
Численность детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) (без добровольно переданных) |
409897 |
406247 |
|
Из них в приемных семьях |
148 466 |
170726 |
*Данные ежемесячного мониторинга
Государственная политика нацелена на сохранение кровной семьи для ребенка. Приоритетной продолжает оставаться деятельность социальных служб и органов опеки и попечительства, направленная на сохранение кровной семьи.
За последние 5 лет на 27 % уменьшилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель. Это свидетельствует о том, что мера лишения родителей их родительских прав становится крайней мерой.
За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 31 %. Данная тенденция показывает, что мера ограничения родителей в правах стала чаще использоваться в качестве профилактической и воспитательной, дающей родителям шанс сохранить ребенка в семье.
Однако в 2016 г. по сравнению с 2015 г. на 6 % увеличилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (в 2015 г. – 26 225 детей, в 2016 г. – 27 793 детей). За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 14,3 % (в 2015 г. – 7647 детей, в 2016 г. – 8 917 детей).
Анализ причин оставления ребенка без родительского попечения показывает, что основная доля причин приходится на лишение или ограничение родителей родительских прав – 65 % от общего числа детей, которые в течение года были поставлены на учет в государственный банк данных, смерть родителя (родителей) – 25 %, согласие на усыновление – 8 %, родители неизвестны (прочерки в свидетельстве о рождении) – 2 %.
Снижение в 2016 г. на 4,5 % численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей (в 2015 г. – 3 444 детей, в 2016 г. – 3288 детей), свидетельствует об активизации профилактической и просветительской работы с семьей.
Резонансные случаи отобрания детей у родителей (так называемое изъятие ребенка из семьи) вызвали в обществе, среде специалистов большую дискуссию о правильности и достаточности существующего порядка отобрания детей, о неправомерном вмешательстве в семью. Учитывая происходящее, в начале 2017 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение провести всесторонний анализ практики изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью.
По данным прокуроров субъектов Российской Федерации в 2016 г. при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства отобрано более 3 тыс. детей, при этом прокурорами признаны необоснованными и незаконными 20 решений органов опеки. Факты несоблюдения порядка отобрания детей установлены прокурорами в республиках Башкортостан, Бурятия, Карелия, Татарстан, Алтайском и Забайкальском краях, Вологодской, Кемеровской, Курганской, Оренбургской, Ростовской, Томской, Челябинской, Ярославской областях.
В соответствии с формой статистической отчетности «Отчет о результатах работы территориальных органов МВД России по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» - Форма «Несовершеннолетние», утвержденной приказом МВД России от 30 января 2014 г. № 57, в 2016 году в отношении 4,6 тыс. родителей принято решение об отобрании детей в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации по инициативе органов внутренних дел, изъято из семей по указанным основаниям 7,5 тыс. детей.
При формировании указанных сведений учитываются, в том числе данные о количестве детей, которым должностными лицами подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 12 и пунктом 15 части первой статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», была оказана первая помощь.
Как правило, указанные факты имеют место в выходные и праздничные дни, когда присутствие представителя органа опеки и попечительства и подготовка соответствующих документов для отобрания ребенка, находящегося в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для его жизни и здоровья, не представлялись возможным.
О каждом случае помещения малолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», информируются органы опеки и попечительства, а также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия мер профилактического характера к их родителям (иным законным представителям).
За год в органы прокуратуры субъектов РФ поступило 80 жалоб на действия органов внутренний дел в связи с неправоправным «изъятием» ребенка из семьи при отсутствии факта его нахождения в социально-опасном положении, при этом 8 были признаны необоснованными.
По данным Верховного Суда в 2015 г. только 13 человек (из 3 444 случаев) обжаловали факт отобрания ребенка органами опеки при непосредственной угрозе жизни, в 2016 г. – 17 человек (из 3288 случаев). До суда дошли в 2015 г. – 12 человек, в 2016 г. – 14 человек. Удовлетворили иски по 2 заявлениям, и еще один отказ в удовлетворении иска был обжалован.
В 2016 г. из 41 тыс. дел о лишении родительских прав в судах было обжаловано 2 500 дел (6 %), а отменено либо изменено 467 дел (1 %).
В Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями является одной из мер по социальной поддержке детей-сирот и лиц из их числа.
Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот и лиц из их числа установлены 159 Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В каждом субъекте РФ определен уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа. Приняты региональные нормативные правовые акты в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Так, в Санкт-Петербурге законодательно установлено пять дополнительных критериев при которых проживание в ранее занимаемых жилых помещениях детей-сирот признается невозможным, что позволяет исключить возможность возврата лиц из числа детей-сирот в социально неблагополучную среду, из который они были изъяты будучи несовершеннолетними.
Вместе с тем в целях стимулирования регионов к исполнению указанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации в федеральном бюджете предусматриваются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа (далее – субсидии из федерального бюджета).
В 2011–2014 гг. объем субсидий и региональных средств составил 6 222,9 млн рублей из федерального бюджета и 26 092,7 млн руб. из регионального (2014 г.), а в 2015 г., 2016 г. и 2017 г. – 6 902, 849 млн рублей ежегодно. В 2015 г. регионы выделили 20 362,5 млн руб.
В 2016 г., по данным субъектов Российской Федерации, на обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями израсходованы бюджетные ассигнования в объеме 25 039,8 млн рублей, из них:
за счет субсидии из федерального бюджета – 6 610,0 млн рублей (95,76 % от общей суммы субсидий). В 2015 г. за счет субсидии из федерального бюджета (с учетом остатков на начало и конец 2015 г.) израсходовано 7 135,6 млн рублей, в 2014 г. – 6 039,0 млн рублей;
за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации –18 429,8 млн рублей (в 2015 г. – 20 362,5 млн рублей, в 2014 г. – 26 092,7 млн рублей), в том числе на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений – 17 336,9 млн рублей (в 2015 г. – 17 598,8 млн рублей, в 2014 г. – 23 203,0 млн рублей).
К сожалению, не все выделенные средства субсидий осваиваются регионами. Основными причинами неосвоения являются сложившаяся экономия по результатам проведения конкурсных процедур, признание аукционов несостоявшимися, неисполнение заключенных государственных контрактов (расторжение государственных контрактов с застройщиками), отсутствие в субъектах Российской Федерации жилых помещений по стоимости, площади и уровню благоустроенности, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 15-ФЗ, который существенно расширил перечень категорий граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, что привело к увеличению численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных за формирование списка, стали обращаться с заявлением о включении в их список лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет и старше 23 лет, имеющие правовые основания на обеспечение жилыми помещениями, но не состоявшие ранее на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, что привело к существеному увеличению численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми.
Численность детей-сирот и лиц из их числа (от 14 лет), включенных в список на получение жилого помещения, по состоянию на 1 января 2017 г., составила 246 817 человек (по состоянию на 1 января 2015 г. – 216 311 человек). Из них численность детей-сирот и лиц из их числа в возрасте от 18 лет и старше, включенных в список на получение жилого помещения, составила 158 925 человек (на 1 января 2015 г. – 127 831 человек).
Ежегодный прирост численности детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, составляет в среднем 12 тыс. человек.
В настоящее время детям-сиротам и лицам из их числа предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза. По истечении соответствующего срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае жилое помещение может быть приватизировано и нередко случаются ситуации, когда уже к собственнику такого жилья, неспособному адаптироваться к социальной среде, проявляют интерес лица с незаконными намерениями.
В 2016 г. меры социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты и лица из их числа), по оплате жилых помещений и коммунальных услуг оказывались в 53 субъектах Российской Федерации. Прослеживается положительная динамика по увеличению субъектов Российской Федерации, в которых оказываются указанные меры поддержки (в 2014 г. – 28 субъектов Российской Федерации, в 2015 г. – 35). Вместе с тем численность детей-сирот и лиц из их числа, освобожденных от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем) и коммунальные услуги сокращается (в 2014 г. – 39 513 человек, в 2015 г. – 39 905 человек, в 2016 г. – 28 216 человек).
Меры социальной поддержки детям-сиротам и лицам из их числа на период до обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в 2016 г. оказывались в виде предоставления временных жилых помещений, оплаты за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета жилых помещений, в которых дети-сироты и лица из их числа проживают по договорам найма/поднайма, по ремонту жилых помещений, занимаемых лицами из числа детей-сирот, являющихся собственниками жилых помещений или нанимателями жилых помещений по договору социального найма.
По состоянию на 1 января 2017 г. численность детей-сирот и лиц из их числа, которым оказана социальная поддержка по оплате жилых помещений и коммунальных услуг составила 45 022 человека, из них 10 047 – это лица, обеспеченные жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (в 2015 г. – 2 293 человека).
В 2016 г. контроль за использованием и распоряжением жилыми помещениями, находящимися в собственности или пользовании (по договору социального найма), осуществлялся в отношении 147 245 жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в 2015 г. – в отношении 140 238 жилых помещений).
В рамках осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, органами исполнительной власти Российской власти и органами местного самоуправления предпринимались следующие действия:
предотвращались незаконные сделки по обмену, отчуждению жилых помещений (в 2016 году предотвращено 549 незаконных сделок, в 2015 г. – 136, в 2014 г. – 74);
выселялись из жилых помещений бывшие члены семьи, лица, утратившие право пользования жилым помещением, посторонние лица, граждане, нарушающие нормы жилищного законодательства и условия пользования жилым помещением (в 2016 г. – 368 таких случае выселения, в 2015 г. – 505, в 2014 г. – 312);
в 2016 г. проводился ремонт 1 421 жилых помещений, внутриквартирного оборудования (в 2015 г. – 2021, в 2014 г. – 1701 жилого помещения);
3 228 жилых помещения в 2015 г. были сданы в аренду (в 2015 г. – 2 708, в 2014 г. – 2 596);
в 2016 г. осуществлено 19 расселений из коммунальных квартир лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. № 378 (в 2015 г. – 15).
Для постоянного управления недвижимым имуществом несовершеннолетних подопечных органами опеки и попечительства в 2016 г. заключено с управляющими, определенными указанными органами, 922 договора о доверительном управлении таким имуществом (в 2015 г. – 1 407).
Согласно информации, представленной субъектами Российской Федерации, в 2016 г. произведено 144 принудительных обмена жилых помещений, занимаемых детьми-сиротами и лицами из их числа, по договорам социального найма (в 2015 г. – 50, в 2014 г. – 24).
Минобрнауки России доработало проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разработанный в части установления единого порядка формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полномочиями по установлению указанного порядка законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации. В настоящее время законопроект проходит процедуру согласования.
Таблица 3. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий1) (по данным Минобрнауки России; %)
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Российская Федерация |
10,0 |
9,0 |
14,2 |
12,5 |
10,9 |
1) Начиная с 2014 г. данные с учетом сведений по Республике Крым и г. Севастополь.
По данным федерального статистического наблюдения по форме № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – федеральное статистическое наблюдение по форме № 103-РИК) по состоянию на 31 декабря 2016 года находилось на воспитании в семьях граждан под опекой (попечительством) – 406 247 детей, из них:
по договору о приемной семье – 148 472 ребенка;
по договору о патронатной семье (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) – 578 детей;
на иные виды возмездной опеки (попечительства) – 14 412 детей.
В семьях усыновителей находилось 115 564 детей.
Федеральное статистическое наблюдение по форме № 103-РИК не содержит данных о размерах денежных средств, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних подопечных и размерах вознаграждения приемных родителей.
В соответствии с подпунктами 24 и 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, одиноких родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, если опекуны или попечители назначаются по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Согласно пункту 2 статьи 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Министерство образования и науки Российской Федерации в своих рекомендациях, направленных в высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 10 июля 2013 г. № ДЛ-189/07), предлагает устанавливать размер ежемесячной выплаты на содержание детей, переданных на воспитание в замещающие семьи, не ниже прожиточного минимума, установленного для детского населения данного субъекта Российской Федерации; размер вознаграждения приемному родителю – не ниже прожиточного минимума, установленного для взрослого населения.
В 2015, 2016 гг. Минобрнауки России проведены мониторинги по исполнению региональных планов мероприятий (программ) по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), в том числе по вопросу о размере выплат на содержание несовершеннолетнего подопечного и вознаграждения приемных родителей, относящемуся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Сравнительный анализ показал, что в 2015 году средний минимальный размер выплат на содержание ребенка в замещающей семье в целом по стране увеличился и составлял 8 582 рублей, что на 12% больше, чем в 2014 году (7 543 рублей), в 2016 году – на 5,6% (8 131 руб./мес.) по сравнению с 2015 г.
По данным мониторинга 2016 года, минимальный размер вознаграждения приемного родителя в среднем по Российской Федерации увеличился на 9 % с 6990 рублей в 2014 г. до 7629 рублей 2015 году.
По размеру указанных выплат, который сложился по итогам 2017 года, мониторинг будет проводиться в начале 2018 года.
Динамика роста размера ежемесячных пособий за период с 2011 по 2016 годы, порядок выплаты вознаграждения приемным родителям прилагаются.
Дополнительно сообщаем, что статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) установлен, в том числе, такой вид государственного пособия, как единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью) (далее – единовременное пособие).
С 1 февраля 2017 г. размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составил 16 350,33 руб., а в случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами – 124 929,83 руб. В 2016 году – 15 512,65 рублей и 118 529,25 рублей, в 2015 году – 14 497,80 рублей и 110 775,00 рублей, в 2014 году – 13 741,99 рублей и 105 000,00 рублей соответственно.
Система льгот и форм поддержки замещающих семей в субъектах Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется.
В рамках осуществления полномочий, определенных Федеральным законом № 184-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают меры социальной поддержки гражданам, в том числе принявшим в семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, и предусматривают:
выплату единовременного пособия при всех формах семейного устройства в семьи граждан (усыновление, опека, попечительство, приемная либо патронатная семья), осуществляемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации;
предоставление таких льгот и гарантий, как, например, приравнивание замещающих семей к многодетной семье в части получения льгот; льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг; предоставление в собственность земельных участков; льготы по уплате региональных налогов (налог на транспортное средство); учет в размере вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки (попечительства), страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование; обеспечение транспортным средством; компенсация транспортных расходов; бесплатный проезд приемных родителей; оказание медицинской помощи; обеспечение лекарственными препаратами; оказание финансовой (материальной) помощи (в случае возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, трудной жизненной ситуации); текущий ремонт жилого помещения; улучшение жилищно-бытовых условий; организация отдыха и оздоровления; региональные премии, награды.
Кроме того, в ряде регионов (Республика Хакасия, Брянская, Костромская, Новосибирская области) предусмотрены дополнительные возможности трудоустройства для многодетных приемных родителей.
Результаты мониторингов Минобрнауки России обобщает в методических рекомендациях с описанием практик, сложившихся в субъектах Российской Федерации, и ориентирует органы исполнительной власти предусматривать в региональных нормативных правовых актах:
размер минимальных ежемесячных выплат на содержание детей-сирот, находящихся на воспитании в замещающих семьях, не ниже прожиточного минимума для детского населения, установленного в субъекте Российской Федерации;
размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося при возмездных формах опеки (попечительства), не ниже прожиточного минимума для взрослого населения, установленного в субъекте Российской Федерации;
дифференциацию выплат единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в зависимости от численности, возраста, состояния здоровья детей;
проведение ежегодной индексации выплат с учетом уровня инфляции;
меры по стимулированию руководителей организаций для детей-сирот к расширению форм и методов семейного устройства воспитанников, включая учет результатов таких действий при оценке эффективности их деятельности;
меры по организации сопровождения и оказанию медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи семьям,
на воспитание у которых находятся дети-сироты;
обеспечение преимущественно дневного и пятидневного пребывания детей-сирот, помещенных временно в организацию для детей-сирот по тем или иным причинам.
Приложение: на л. в 1экз.
Заместитель директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей И.И. Романова
ТАБЛИЦА 1.
Размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка в субъекте РФ, находящегося на воспитании в семье опекуна/попечителя, в приемной семье – минимальный размер (руб./мес.)
№ |
Субъект РФ |
|
2015 г.: средний размер |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Республика Адыгея |
ЮФО |
6983 |
4 946 |
5 242 |
5 531 |
6 275 |
6983 |
8 860 |
2 |
Республика Алтай |
СФО |
6082 |
6 082 |
6 082 |
6 082 |
6 082 |
6 082 |
6 082 |
3 |
Республика Башкортостан |
ПФО |
5355 |
4 600 |
4 900 |
4 900 |
5 000 |
5 250 |
5 250 |
4 |
Республика Бурятия |
СФО |
4800 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
5 |
Республика Дагестан |
СКФО |
4697 |
4 000 |
4 000 |
4 220 |
4 697 |
4 697 |
4 697 |
6 |
Республика Ингушетия |
СКФО |
4610 |
4 610 |
4 610 |
4 610 |
4 610 |
4 610 |
4 610 |
7 |
Кабардино-Балкарская Респ. |
СКФО |
5844 |
4 000 |
5 000 |
5 275 |
5 539 |
5844 |
5 843 |
8 |
Республика Калмыкия |
ЮФО |
13756 |
4 420 |
4 685 |
4 966 |
10 000 |
10 550 |
10 550 |
9 |
Карачаево-Черкесская Респ. |
СКФО |
8684 |
6 045 |
6 533 |
7 087 |
7 337 |
7 337 |
7 337 |
10 |
Республика Карелия |
СЗФО |
9905 |
7 267 |
8 412 |
8 876 |
8 876 |
8 876 |
8 876 |
11 |
Республика Коми |
СЗФО |
8595 |
5 109 |
5 518 |
7 678 |
8 108 |
8 595 |
8 595 |
12 |
Республика Марий Эл |
ПФО |
5456 |
4 500 |
4 500 |
5 248 |
5 456 |
5 456 |
5 456 |
13 |
Республика Мордовия |
ПФО |
6700 |
5 000 |
5 000 |
5 500 |
5 500 |
6700 |
6 700 |
14 |
Республика Саха (Якутия) |
ДВФО |
14455 |
8755 |
9131 |
9697 |
10259 |
10823 |
10 823 |
15 |
Респ. Сев. Осетия-Алания |
СКФО |
4200 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
4 200 |
4 000 |
16 |
Республика Татарстан |
ПФО |
8057 |
5 770 |
6 117 |
6 454 |
6 777 |
7116 |
7 615 |
17 |
Республика Тыва |
СФО |
6888 |
6 560 |
6 560 |
6 560 |
6 560 |
6 888 |
6 888 |
18 |
Удмуртская Республика |
ПФО |
6634 |
5 600 |
5 935 |
6 261 |
6 574 |
6 574 |
6 952 |
19 |
Республика Хакасия |
СФО |
6788 |
5 200 |
5 538 |
5 538 |
5 538 |
5 538 |
6 240 |
20 |
Чеченская Республика |
СКФО |
11700 |
4 000 |
4 000 |
4 000 |
11 700 |
11 700 |
11 700 |
21 |
Чувашская Республика |
ПФО |
6792 |
4 876 |
5 193 |
5 505 |
5 808 |
6098 |
6 098 |
22 |
Алтайский край |
СФО |
8653 |
5 984 |
6 782 |
6 831 |
7 702 |
8 653 |
10 174 |
23 |
Краснодарский край |
ЮФО |
9603 |
6 223 |
6 615 |
6 979 |
7 363 |
7 768 |
8 156 |
24 |
Красноярский край |
СФО |
11419 |
4 452 |
4 798 |
5 348 |
5 627 |
5 627 |
6 513 |
25 |
Приморский край |
ДВФО |
7630 |
4 800 |
4 800 |
5 400 |
6 048 |
6 774 |
7 012 |
26 |
Ставропольский край |
СКФО |
5747 |
4 878 |
5 171 |
5 171 |
5455 |
5455 |
5 455 |
27 |
Хабаровский край |
ДВФО |
9055 |
5 225 |
7 211 |
7 211 |
7 211 |
7 211 |
7 211 |
28 |
Амурская область |
ДВФО |
7168 |
5 847 |
6 326 |
6 819 |
6 819 |
6 819 |
6 819 |
29 |
Архангельская область |
СЗФО |
7471 |
4 833 |
4 833 |
5 186 |
5 456 |
5 734 |
7 470 |
30 |
Астраханская область |
ЮФО |
9018 |
4 785 |
5 110 |
5 397 |
6 491 |
7 703 |
7 780 |
31 |
Белгородская область |
ЦФО |
6514 |
4 987 |
5 286 |
5 577 |
5 577 |
6514 |
8 150 |
32 |
Брянская область |
ЦФО |
6038 |
4 584 |
4 859 |
5 126 |
5 382 |
5 382 |
5 679 |
33 |
Владимирская область |
ЦФО |
5581 |
5 014 |
5 315 |
5 315 |
5 315 |
5 581 |
5 581 |
34 |
Волгоградская область |
ЮФО |
7728 |
5 968 |
6 326 |
6 674 |
7 027 |
7 043 |
7 043 |
35 |
Вологодская область |
СЗФО |
6803 |
5 200 |
5 200 |
5 200 |
5 200 |
5 200 |
5 980 |
36 |
Воронежская область |
ЦФО |
7422 |
5 325 |
5 645 |
5 955 |
6 253 |
6 597 |
6 597 |
37 |
Ивановская область |
ЦФО |
5411 |
4 793 |
5 105 |
5 411 |
5 411 |
5 411 |
5 411 |
38 |
Иркутская область |
СФО |
6250 |
4 800 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
6 000 |
5 000 |
39 |
Калининградская область |
СЗФО |
6906 |
5 500 |
5 500 |
5 500 |
5 500 |
5 500 |
5 500 |
40 |
Калужская область |
ЦФО |
8970 |
6 412 |
6 844 |
7 366 |
7 927 |
8 970 |
8 970 |
41 |
Камчатский край |
ДВФО |
20036 |
8 676 |
8 676 |
9 481 |
11 788 |
13 251 |
15 624 |
42 |
Кемеровская область |
СФО |
5708 |
4 400 |
5 100 |
5100 |
5100 |
5100 |
5 100 |
43 |
Кировская область |
ПФО |
7063 |
4 900 |
5 194 |
5 770 |
6 087 |
6 391 |
6 391 |
44 |
Костромская область |
ЦФО |
6534 |
5 284 |
5 284 |
6 534 |
6 534 |
6 534 |
6 534 |
45 |
Курганская область |
УФО |
6750 |
4 700 |
5 192 |
6 003 |
6 423 |
6 750 |
7 223 |
46 |
Курская область |
ЦФО |
6973 |
4 686 |
4 967 |
5 240 |
6 973 |
6 973 |
6 973 |
47 |
Ленинградская область |
СЗФО |
8469 |
6 953 |
7 123 |
7 546 |
7 908 |
8469 |
7 489 |
48 |
Липецкая область |
ЦФО |
5588 |
4 330 |
4 558 |
4 558 |
4 756 |
4 756 |
5 757 |
49 |
Магаданская область |
ДВФО |
16576 |
9 161 |
9 711 |
10 245 |
14 649 |
15590 |
15 590 |
50 |
Московская область |
ЦФО |
11535 |
6 969 |
7 383 |
7 819 |
8 170 |
8 554 |
12 300 |
51 |
Мурманская область |
СЗФО |
11836 |
7 160 |
7 518 |
7 856 |
8171 |
8171 |
9 143 |
52 |
Нижегородская область |
ПФО |
7428 |
5 165 |
5 552 |
5 963 |
6 160 |
6 160 |
6 160 |
53 |
Новгородская область |
СЗФО |
6776 |
5 200 |
5 512 |
6 151 |
6 776 |
6 776 |
6 776 |
54 |
Новосибирская область |
СФО |
7869 |
5 593 |
5 902 |
7 070 |
7 070 |
7 070 |
7 070 |
55 |
Омская область |
СФО |
5944 |
4853 |
5 096 |
5 376 |
5656 |
5944 |
5 944 |
56 |
Оренбургская область |
ПФО |
5305 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 000 |
5 305 |
5 517 |
57 |
Орловская область |
ЦФО |
5888 |
4 736 |
5 038 |
5 315 |
5 581 |
5888 |
6 035 |
58 |
Пензенская область |
ПФО |
6970 |
5 033 |
5 335 |
6 350 |
6 451 |
6970 |
9 050 |
59 |
Пермский край |
ПФО |
9938 |
5 926 |
6 783 |
7 370 |
8 469 |
9034 |
6 963 |
60 |
Псковская область |
СЗФО |
10353 |
6 109 |
6 757 |
7 183 |
7 693 |
8331 |
8 331 |
61 |
Ростовская область |
ЮФО |
8547 |
6 847 |
7 258 |
7 715 |
8 101 |
8 547 |
8 547 |
62 |
Рязанская область |
ЦФО |
7434 |
6 000 |
6 360 |
6 710 |
7 046 |
7434 |
8 412 |
63 |
Самарская область |
ПФО |
6844 |
5 807 |
6 161 |
6 512 |
6 844 |
6 844 |
6 844 |
64 |
Саратовская область |
ПФО |
6779 |
5357 |
5357 |
5357 |
5357 |
5357 |
5 357 |
65 |
Сахалинская область |
ДВФО |
13835 |
9 291 |
9 663 |
10 440 |
11 015 |
13835 |
13 835 |
66 |
Свердловская область |
УФО |
9605 |
5 847 |
6 197 |
6 539 |
8 025 |
8 466 |
8 804 |
67 |
Смоленская область |
ЦФО |
7249 |
5 852 |
6 203 |
6 544 |
6 871 |
7249 |
7 756 |
68 |
Тамбовская область |
ЦФО |
7443 |
6 319 |
6 667 |
6 800 |
6 800 |
7 174 |
7 533 |
69 |
Тверская область |
ЦФО |
10127 |
8890 |
9056 |
9599 |
10 127 |
10 127 |
11 272 |
70 |
Томская область |
СФО |
7465 |
5 609 |
5 946 |
6 315 |
6 650 |
6 650 |
6 650 |
71 |
Тульская область |
ЦФО |
9650 |
5 602 |
5 938 |
6 323 |
6 684 |
7190 |
7 190 |
72 |
Тюменская область |
УФО |
9500 |
5 500 |
6 500 |
6 900 |
7 920 |
8 800 |
8 800 |
73 |
Ульяновская область |
ПФО |
7258 |
5 658 |
6 020 |
6 399 |
6 815 |
7258 |
7 657 |
74 |
Челябинская область |
УФО |
6040 |
4 000 |
5 051 |
5 051 |
5 051 |
5 051 |
5 051 |
75 |
Забайкальский край |
СФО |
5623 |
4 800 |
4 800 |
4 800 |
5 059 |
5 059 |
5 059 |
76 |
Ярославская область |
ЦФО |
8230 |
5 690 |
6 216 |
6 639 |
7 037 |
7 037 |
7 037 |
77 |
Москва |
ЦФО |
15000 |
12 000 |
12 000 |
15 000 |
15 000 |
15 000 |
16 500 |
78 |
Санкт-Петербург |
СЗФО |
8038 |
6 337 |
6 718 |
7 168 |
7 583 |
8038 |
10 444 |
79 |
Еврейская АО |
ДВФО |
6199 |
5 500 |
5 875 |
6 199 |
6 199 |
6 199 |
6 199 |
83 |
Ненецкий АО |
СЗФО |
10 691 |
7 183 |
7 183 |
7 628 |
7628 |
8 048 |
17 771 |
86 |
Ханты-Мансийский АО |
УФО |
19300 |
14 629 |
15 165 |
17 867 |
17 919 |
19 300 |
19 300 |
87 |
Чукотский АО |
ДВФО |
20000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
20 000 |
21 280 |
89 |
Ямало-Ненецкий АО |
УФО |
12516 |
7 257 |
7 692 |
8 169 |
8 169 |
8 169 |
8 169 |
91 |
Республика Крым |
ЮФО |
13418 |
- |
- |
- |
7843 |
13 418 |
13 418 |
92 |
Севастополь |
ЮФО |
14625 |
- |
- |
- |
7843 |
14 625 |
14 625 |
|
Средние выплаты по ФО |
||||||||
85 |
Российская Федерация |
РФ |
8 533 |
5 949 |
6 294 |
6 712 |
7 241 |
7 703 |
8 131 |
11 |
Северо-Западный ФО |
СЗФО |
8 713 |
6 077 |
6 389 |
6 907 |
7 173 |
7 431 |
8 761 |
18 |
Центральный ФО |
ЦФО |
7 866 |
5 971 |
6 262 |
6 768 |
7 080 |
7 354 |
7 983 |
14 |
Приволжский ФО |
ПФО |
6 899 |
5 228 |
5 503 |
5 899 |
6 164 |
6 465 |
6 572 |
8 |
Южный ФО |
ЮФО |
10 460 |
4 149 |
4 405 |
4 658 |
7 618 |
9 580 |
9 872 |
7 |
Северо-Кавказский ФО |
СКФО |
6 497 |
4 505 |
4 759 |
4 909 |
6 191 |
6 263 |
6 235 |
6 |
Уральский ФО |
УФО |
10 619 |
6 989 |
7 633 |
8 422 |
8 918 |
9 423 |
9 558 |
12 |
Сибирский ФО |
СФО |
6 957 |
5 194 |
5 550 |
5 752 |
5 920 |
6 051 |
6 227 |
9 |
Дальневосточный ФО |
ДВФО |
12 773 |
8 584 |
9 044 |
9 499 |
10 443 |
11 167 |
11 599 |
Условия (порядок) выплаты вознаграждения приемным родителям
Таблица 2
Республика Калмыкия |
Ежемесячное денежное вознаграждение устанавливается одному из приемных родителей (родителю) и выплачивается в полном размере по выбору приемного родителя через организации почтовой связи либо путем перечисления в банковские организации на лицевой счет. |
Республика Карелия |
выплачивается гражданам, проживающим на территории Республики Карелия |
Респ. Сев. Осетия-Алания |
доплата 50% на каждого последующего ребенка, но не более 5 детей |
Краснодарский край |
договор о приемной семье может быть заключен как с одним приемным родителем, так и с двумя |
Астраханская область |
Получатель ежемесячного вознаграждения один родитель, на каждого не достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенка с 01.01.2016 в размере 7224,14 рублей, на каждого достигшего 10-летнего возраста воспитываемого приемного ребенк с 01.01.2016 в размере 8668,96 рублей. |
Белгородская область |
Вознаграждение за взятых на воспитание до четырех детей устанавливается одному приемному родителю, а пять и более детей - обоим приемным родителям. |
Владимирская область |
Вознаграждение, причитающееся приемным родителям, патронатным воспитателям при передаче воспитанника (обучающегося) в приемную семью, в семью патронатных воспитателей, выплачивается за каждого воспитанника (обучающегося) ежемесячно в размере:5050 рублей одному приемному родителю, одному патронатному воспитателю; 2525 рублей второму приемному родителю, второму патронатному воспитателю; |
Волгоградская область |
В соответствии с Законом Волгоградской области от 16 декабря 2009 г. №1972-ОД "О вознаграждении за труд причитающемся приемным родителям" ежемесячное вознаграждение за труд, причитающееся приемным родителям, устанавливается в размере 5956 рублей на одного ребенка, увеличенном на 20 процентов за специфику работы. За второго и каждого последующего приемного ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения за труд, причитающегося приемным родителям. При наличии одновременно двух оснований доплата устанавливается по одному из них. В соответствии с законом Волгоградской области от 30.03.2010 № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" вознаграждение патронатного воспитателя устанавливается в размере 4472 рублей на одного ребенка, увеличенном на 20 процентов за специфику работы. При передаче в семью патронатного воспитателя второго и каждого последующего ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю. |
Кемеровская область |
право на вознаграждение имеет один из приёмных родителей. Вознаграждение приёмному родителю устанавливается в размере 4000 рублей в месяц с учётом районного коэффициента за воспитание каждого приёмного ребёнка, взятого на воспитание в приёмную сумью по договору о приёмноё семье. Право на вознаграждение приёмному родителю имеет лицо, являвшееся приёмным родителем и продолжающее оказывать поддержку бывшему приёмному ребёнку: в период получения им общего образования в возрасте от 18 до 20 лет; в период получения им профессионального образования по очной форме обучения в возрасте от 18 до 23 лет в размере 3250 рублей |
Липецкая область |
В зависимости от количества взятых на воспитание приемных детей ежемесячное вознаграждение устанавливается в следующих размерах: |
Мурманская область |
Вознаграждение выплачивается одному приемному родителю или приемным родителям в соответствии с условиями договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Размер вознаграждения каждому из приемных родителей (в пределах совокупного вознаграждения приемным родителям) определяется по согласованию с ними и указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. |
Новосибирская область |
Согласно Закону Новосибирской области от 06.12.2001 № 200-ОЗ по желанию приемных родителей вознаграждение может выплачиваться одному из родителей либо обоим в определенной ими пропорции. Согласованное приемными родителями распределение вознаграждения указывается в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. |
Омская область |
В договоре должно быть оговорено условие осуществление выплаты вознаграждения: одному родителю или обоим и в каком процентном соотношении |
Тамбовская область |
Приемная семья (вознаграждение): За воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 2550 рублей. При отсутствии второго родителя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) приемного ребенка выплачивается в размере 5100 рублей. За воспитание ребенка - инвалида каждому приемному родителю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго родителя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка - инвалида выплачивается в размере 5000 рублей. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего приемного ребенка, составляет 500 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) приемного ребенка каждому приемному родителю. За воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю устанавливается ежемесячное вознаграждение в размере 1275 рублей. При отсутствии второго воспитателя ежемесячное вознаграждение за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, выплачивается в размере 2550 рублей. За воспитание ребенка - инвалида каждому приемному родителю устанавливается доплата к ежемесячному вознаграждению в размере 2500 рублей. При отсутствии второго родителя доплата к ежемесячному вознаграждению за воспитание ребенка - инвалида выплачивается в размере 5000 рублей. Размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого за воспитание второго и каждого последующего ребенка, составляет 425 рублей к ежемесячному вознаграждению за воспитание одного (первого) ребенка, переданного на патронатное воспитание, каждому патронатному воспитателю.
|
Томская область |
Размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю, зависит от количества принятых на воспитание детей. за воспитание одного ребенка - 3300 рублей; |
Москва |
Если в семье 1-2 приемных ребенка – вознаграждение выплачивается одному из приемных родителей. Приемным родителям, воспитывающим 3 и более приемных детей, ежемесячное вознаграждение выплачивается обоим родителям за каждого ребенка. |
Ненецкий АО |
На размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью. |
Доплата к установленному размеру ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю, в зависимости от состояния здоровья ребенка и/или численности детей в семье
Таблица 3
Республика Адыгея |
35 % от размера ежемесячного вознаграждения за третьего и каждого последующего ребенка, принятого на воспитание |
Республика Алтай |
районный коэфициент |
Республика Калмыкия |
Ежемесячное денежное вознаграждение, причитающееся приемным родителям (родителю), проживающим в пустынной и безводной местности, производится с учетом повышающих коэффициентов к заработной плате работников государственных учреждений Республики Калмыкия, занятых на работах в пустынной и безводной местности. |
Республика Карелия |
выплачивается гражданам, проживающим на территории Республики Карелия |
Республика Марий Эл |
если воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то размер выплаты составляет 4000,0
|
Республика Мордовия |
Дополнительные условия в региональном законодательстве не урегулированы |
Республика Татарстан |
50 % надбавка к вознаграждению при наличии медицинского или педагогического образования 30% от установленного размера оплаты труда за воспитание ребенка не достигшего 3-х летнего возраста, либо имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением. |
Республика Хакасия |
сумма вознаграждения фиксированная, дополнительных условий нет. |
Чувашская Республика |
За воспитание каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю, увеличивается на сумму, составляющую 50 % минимального размера оплаты труда. При условии принятия на воспитание шести и более подопечных детей второму приемному родителю либо единственному приемному родителю выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 4680 рублей. |
Алтайский край |
Согласно закону Алтайского края от 25.12.2009 № 110-ЗС "О вознаграждении приемных родителей" размер вознаграждения приемных родителей увеличивается на 10 процентов по одному из следующих оснований: 1) воспитание приемного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста; |
Краснодарский край |
в случае, если в семье воспитывается ребенок до 3 лет, то размер вознаграждения увеличивается на 10% и составляет 10 046 рублей |
Красноярский край |
размер вознаграждения одному приемному родителю зависит от количества принятых на воспитание в семью детей с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации и Красноярского края для местности, где проживает приемная семья |
Приморский край |
Базовая часть вознаграждения приемным родителям устанавливается в размере 7150 руб. на приемную семью. |
Ставропольский край |
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, взявшим на воспитание двоих и более детей, увеличивается на 20 процентов от установленного вознаграждения, причитающегося приемным родителям, за воспитание каждого ребенка. За воспитание каждого ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, увеличивается на 50 процентов от установленного размера вознаграждения, причитающегося приемным родителям. Приемным родителям, взявшим на воспитание в приемную семью ребенка (детей), не достигшего трехлетнего возраста, ребенка (детей) с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида дополнительно устанавливается ежемесячное пособие на каждого такого ребенка в двукратном размере вознаграждения, причитающегося приемным родителям. |
Хабаровский край |
На указанное вознаграждение начисляются районные коэффициенты, установленные к заработной плате решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (1,2, 1,4, 1,6). Вознаграждение выплачивается за каждого ребенка, находящегося под опекой и попечительством на возмездной основе (по договору приемной семье). За воспитание каждого ребенка, не достигшего 3-летнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья (4 или 5 группы здоровья), дополнительно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда |
Амурская область |
территория Амурской области разделена на южные и северные районы. Соответственно в северных районах вознаграждение больше и составляет 6596р. |
Астраханская область |
Выплата дополнительного вознаграждения приемным родителям за каждого последующего ребенка, принятого на воспитание сверх четырех детей с 01.01.2016 в размере 1444,83 рублей. |
Белгородская область |
Родителям, воспитывающим детей в сельской местности, производится ежемесячная доплата в размере 25 процентов от вознаграждения, причитающегося приемным родителям, в месяц. |
Владимирская область |
При передаче воспитанника (обучающегося) в приемную семью, в семью патронатных воспитателей одному из приемных родителей, патронатных воспитателей выплачивается дополнительное вознаграждение в размере 631 рубль за каждого: ребенка, который по заключению медико-педагогической комиссии направлен для обучения во вспомогательную школу;следующего приемного ребенка, начиная с шестого. 7575 рублей единственному приемному родителю (при отсутствии второго), единственному патронатному воспитателю (при отсутствии второго) |
Волгоградская область |
В соответствии с законом Волгоградской области от 30.03.2010 № 2020-ОД "О патронатном воспитании в Волгоградской области" При передаче в семью патронатного воспитателя второго и каждого последующего ребенка устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю. Патронатному воспитателю за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или подростка старше 15 лет, ребенка-инвалида, ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, устанавливается доплата в размере 20 процентов сверх установленного размера ежемесячного вознаграждения, причитающегося патронатному воспитателю. |
Вологодская область |
приемной семье, взявшей на воспитание более трех детей, оставшихся без попечения родителей,-6398 рублей за четвертого и каждого следующего приемного ребенка |
Воронежская область |
Размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю (патронатному воспитателю) в сельской местности составляет 6 706 руб.лей. За воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста 3-х лет, или больного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющего недостатки в физическом и (или) психическом развитии, размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю увеличивается на 550 рублей в месяц. За воспитание ребенка в возрасте от 12 до 16 лет, принятого в семью из учреждения интернатного типа, - размер вознаграждения, причитающегося приемному родителю или патронатному воспитателю увеличивается на 1 000 рублей в месяц. При наличии двух и более указанных оснований размер вознаграждения увеличивается на 1 100 рублей в месяц. |
Камчатский край |
4 750 рублей за одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью; 5 700 рублей за одного ребенка в возрасте до трех лет, за одного ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью. За каждого последующего ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере, увеличенном на 10 процентов За каждого последующего ребенка в возрасте до трех лет, за каждого последующего ребенка с ограниченными возможностями здоровья, переданного на воспитание в приемную семью, приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере, увеличенном на 20 процентов. Размер ежемесячного вознаграждения приемным родителям, увеличивается на районный коэффициент, установленный Законом Камчатского края от 29.12.2014 № 561 "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих в государственных органах Камчатского края, краевых государственных учреждениях", и на процентную надбавку в размере 80 процентов. |
Кемеровская область |
1. Размер вознаграждения приёмному родителю 4000 рублей увеличивается на 650 рублей с учётом районного коэффициента за воспитание каждого приёмного ребёнка, не достигшего возраста 3-х лет, каждого приёмного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. 2. Размер денежного поощрения увеличивается на 625 рублей в связи с проживанием приёмной семьи в сельском населённом пункте, независимо от количества приёмных детей |
Костромская область |
В соответствии с Законом Костромской области от 5 ноября 2001 года № 27-ЗКО ежемесячное вознаграждение за воспитание одного ребенка, принятого на воспитание в приемную семью, каждому приемному родителю устанавливается в размере 3000 рублей. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, принятого на воспитание в приемную семью, размер вознаграждения, увеличивается на 550 рублей до достижения ребенком возраста трех лет. За воспитание каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ребенка-инвалида, принятого на воспитание в приемную семью, размер вознаграждения, увеличивается на 550 рублей. Дополнительных условий не предусмотрено. |
Курганская область |
Ежемесячное вознаграждение приемным родителям увеличивается:1) на 25% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья либо ребенка, имеющего неснятую или непогашенную судимость, либо ребенка, состоящего на учете в органах внутренних дел;2) на 50% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка-инвалида; 3) на 50% от установленного ежемесячного вознаграждения при передаче в приемную семью ребенка, относящегося к двум и более категориям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта. |
Ленинградская область |
За воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка-инвалида дополнительно выплачивается ежемесячная денежная сумма в размере прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Ленинградской области для трудоспособного населения на первый квартал текущего года |
Липецкая область |
На каждого приемного ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, хронически больного приемного ребенка (детей), приемного ребенка с отклонениями в психическом и физическом развитии, размер вознаграждения приемным родителям увеличивается на сумму 1761 рубль; на каждого приемного ребенка-инвалида - на сумму 3136 рублей. |
Московская область |
Возраст и группа здоровья ребенка |
Мурманская область |
Вознаграждение выплачивается за воспитание каждого приемного ребенка, размер вознаграждения увеличивается на 50% при воспитании ребенка в возрасте до 3 лет, ребенка-инвалида либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
Нижегородская область |
За воспитание каждого приемного ребенка, не достигшего возраста трех лет - 11309 руб. в месяц |
Новосибирская область |
Согласно Закону Новосибирской области от 06.12.2001 № 200-ОЗ доплаты устанавливаются: за каждого ребенка, принятого на воспитание сверх одного приемного ребенка, в размере 20% от базовой части вознаграждения; за каждого принятого на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья, хронически больного на основании медицинского заключения в размере 20% от базовой части вознаграждения. |
Омская область |
1700 - доплата за нахождение на воспитании не менее 5 детенй, в числе которых могут быть и родные дети |
Оренбургская область |
до 3-х лет - 635,5 (517,5) руб./мес.; на третьего и последующих детей - 635,5 (517,5) руб./мес. |
Псковская область |
За воспитание каждого ребенка в возрасте до трех лет, ребенка, имеющего отклонения в развитии, подтвержденные заключением психолого-медико-педагогической комиссии, или ребенка-инвалида размер денежного вознаграждения, увеличивается на 25 процентов, а при наличии двух и более указанных оснований - на 50 процентов |
Самарская область |
5 08,50 - при воспитании ребенка, имеющего недостатки в психическом и (или) физическом развитии |
Сахалинская область |
дополнительно 50%: - воспитывающим детей до 3 лет, инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья |
Тверская область |
За воспитание каждого ребенка, переданного в приемную семью, проживающую в сельской местности, размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемному родителю, увеличивается на 25 процентов. |
Томская область |
На вознаграждение производится начисление районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Томской области за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. |
Ульяновская область |
В зависимости от возраста и состояния здоровья приёмных детей приёмным родителям выплачиваются следующие надбавки к установленному им вознаграждению: - надбавка за работу с детьми в возрасте до 6 лет с ограниченными возможностями здоровья, размер которой составляет 20 процентов соответствующего вознаграждения; - надбавка за работу с детьми в возрасте от 6 лет и старше, размер которой составляет 30 процентов соответствующего вознаграждения; Приёмным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавлена ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребёнка в размере 302,85 рублей. |
Челябинская область |
Вознаграждение за воспитание приемных детей увеличивается на 15% за воспитание второго и каждого последующего ребенка, на 20% за воспитание ребенка в возрасте до 3 лет, на 20% за воспитание ребенка -инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья |
Ярославская область |
Ежемесячное вознаграждение приемной семье, взявшей на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается: 2) за каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, хронически больного ребенка либо ребенка с ограниченными возможностями здоровья - на 3000 рублей. |
Санкт-Петербург |
На основании Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2010 № 93-31 «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга» в случаях воспитания приемным детей, не достигших трехлетнего возраста, приемных детей, страдающих заболеваниями, перечень которых утверждается Правительством Санкт-Петербурга, и не являющихся инвалидами, или приемных детей, относящихся к категории детей-инвалидов, размер вознаграждения, причитающийся приемным родителям, увеличивается на 0,5 размера величины базовой единицы. Размер величины базовой единицы в 2016 году составляет 4587 рублей. |
Еврейская АО |
Размер вознаграждения увеличивается: за воспитание второго и последующих подопечных − на 15 процентов; за воспитание каждого подопечного, не достигшего трехлетнего возраста, − на 20 процентов; за воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья − на 20 процентов. При наличии нескольких оснований размер вознаграждения увеличивается на сумму процентов, увеличивающих размер вознаграждения по соответствующим основаниям, но не более чем на 50 процентов |
Ненецкий АО |
За воспитание каждого ребенка, не достигшего возраста трех лет и (или) имеющего ограниченные возможности здоровья, размер ежемесячного вознаграждения за труд приемных родителей увеличивается на 20 процентов при подаче заявления в письменной форме и при предоставлении опекуном (попечителем) медицинского заключения из учреждений медико-социальной экспертизы. |
Ханты-Мансийский АО |
*с учетом районного коэффициента и северной надбавки, исчисляемой в установленном законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядке для применения процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленной для местности по месту жительства приемной семьи |
Чукотский АО |
На ребенка до 3-х лет выплачивается дополнительно 20% вознаграждения |
Составители: Семья Г.В., Лашкул М.В., Зайцева Н.Г., Попов А.Г.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.