Вступительное слово В.В.Путина на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (выдержки):
Добрый день, уважаемые коллеги,
Сегодня мы проанализируем, как шла работа по реализации задач, которые мы перед собой поставили в рамках национальных проектов за первые шесть месяцев текущего года. Кроме того, отдельно рассмотрим вопросы о дополнительных мерах поддержки и защиты прав детей-сирот и детей-инвалидов.
Как мы не раз говорили, несмотря на известные финансовые и экономические трудности, все, что касается политики социального развития, инвестиций в человеческий фактор, в человеческий капитал, останется приоритетом государства.
В текущем году на мероприятия нацпроектов было выделено около 450 млрд рублей. Очень большие средства, мы на этом не экономили. Добавлю, что в рамках нацпроектов запущен ряд новых направлений. Вы знаете, мы долго дискутировали на эту тему - стоит ли в условиях финансовых трудностей открывать новые направления деятельности в сфере нацпроектов? Все-таки я считаю, что мы поступили правильно: некоторые вещи, о которых я сейчас скажу, уже нельзя откладывать на потом. Важнейшие из них - это формирование здорового образа жизни, дистанционное обучение детей-инвалидов, совершенствование онкологической помощи и некоторые меры по борьбе с туберкулезом.
Убежден, наша задача сейчас - развивать те позитивные тенденции, которые были достигнуты благодаря нацпроектам, использовать активную социальную политику и как инструмент повышения качества жизни наших граждан, и как действенную антикризисную меру.
А то, что такие усилия дают результаты - об этом свидетельствуют, в частности, демографические показатели. За первое полугодие на 4,7% увеличилась рождаемость. Это - от базы прошлого года, а в прошлом году тоже был рост, как вы знаете. И, напротив, еще на 3,7% сократилась смертность; на 10%, кстати говоря, снизилась детская смертность. Как результат, в целом естественная убыль населения за первое полугодие сократилась на 30%.
Идут системные изменения в образовании и здравоохранении, ориентированные на повышение качества услуг и стимулирование лучших специалистов. Мероприятия продолжаются. Так, средняя заработная плата учителей в тех регионах, я хочу подчеркнуть, не везде, а именно в тех регионах, где проводятся комплексные проекты модернизации образования, увеличилась на 30%.
...Хотел бы также проинформировать, что Правительство подготовило ряд решений, связанных с укреплением системы медицинской и социальной помощи гражданам. 12 млрд рублей из резервов бюджета предлагается направить на компенсацию выпадающих доходов территориальных фондов медицинского страхования. Еще 2,2 млрд рублей - на высокотехнологичную медицинскую помощь, и, наконец, 2,3 млрд рублей - на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. Я встречался с руководителями инвалидных организаций. Мы с ними договаривались об этом. Такое решение принято.
Теперь - что касается проекта "Жилье". Об этом хотел бы поговорить отдельно и поподробнее. Вы знаете, что еще в советские времена, да и в нашу новейшую историю проблема жилья, обеспеченности граждан России жильем всегда была наиболее актуальной и наиболее острой темой. За полгода сдано 21,6 млн кв. метров жилья. Это примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. Но поводов для благостных настроений у нас, конечно, нет и быть не может. Очевидно, что такие показатели во многом достигнуты благодаря тому, что определенные объемы жилья были заложены еще в 2007-2008 годах. И мы наблюдаем только завершение этого строительства.
Что касается текущей ситуации, то объем строительства сократился, к сожалению, почти на 20%, резко, в 6 раз, упало и ипотечное кредитование.
Ситуация в отрасли непростая. Но напомню, что в 2009 году мы в общей сложности направили на цели государственной жилищной политики порядка 450 млрд рублей. Больше бы хотелось, может быть, и целесообразно было бы, но просто невозможно. Да и эти 450 млрд - здесь сидят грамотные люди, все прекрасно понимают, что это за цифры. Это огромные деньги, это серьезные ресурсы, которые должны эффективно сработать на поддержание спроса, на стимулирование ипотечных программ и жилищного строительства.
Просил бы активнее взаимодействовать с банками по вопросам кредитования как покупателей, так и застройщиков жилья. Нужно последовательно снижать и такие барьеры, сдерживающие строительство, как отсутствие или низкое качество генеральных планов развития в муниципальных образованиях.
Кроме того, государство сейчас выступает "главным игроком", по сути, на рынке жилья. И значит, может активно формировать цену и структуру предложения, стимулировать развитие такого сегмента, как жилье экономкласса, и особенно малоэтажное жилье.
Об этой задаче мы говорим давно. И именно сейчас у нас есть реальная возможность при помощи государственных денег, "государственного рубля" продвигать передовые энергосберегающие и экологичные технологии строительства доступного жилья. В этой связи нам нужно более эффективно координировать все жилищные программы, увязывать их в единую логику.
Обращаю особое внимание, что стоимость квадратного метра жилья экономкласса не должна превышать 30 тысяч рублей - этого можно и нужно добиться не в ущерб качеству и комфортности. При этом нам следует ориентироваться на то, чтобы такие квартиры были "по карману" не менее 40% граждан нашей страны.
Считаю, что регионам нужно активнее и более заинтересовано участвовать в развитии инфраструктуры под малоэтажное строительство, использовать другие механизмы для снижения стоимости и повышения комфортности жилья.
Прошу членов Правительства и финансовый, экономический блок, тех, кто занимается организацией строительства, обратить на это особое внимание. В области жилья в 2010 году все программы жилья важны, но обеспечение военнослужащих постоянным жильем в 2010 году является приоритетом номер один.
Уважаемые коллеги,
Отдельно хочу обсудить вопросы поддержки детей-сирот и детей-инвалидов. В этом году на эти цели из федерального бюджета выделено около 70 млрд рублей. Проводится обязательная диспансеризация детей-сирот, расширяется сеть учреждений здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь детям с ограниченными возможностями.
Как я уже сказал, в 2009 году начата программа по дистанционному обучению детей-инвалидов. Она должна дать им возможность получить образование по самым современным стандартам, помочь полностью интегрироваться в общество, создать условия для того, чтобы, взрослея, они могли делать карьеру, достойно зарабатывать себе на жизнь, чувствовать себя полноценными членами общества.
В I полугодии 2009 года, с учетом пилотных проектов, учатся по дистанционным формам обучения более 2,5 тыс. детей-инвалидов. Цифра звучит неплохо, но хочу отметить, что всего в дистанционном обучении у нас нуждаются 35 тыс. детей-инвалидов. Считаю, что к 2012 году все они без исключения должны получить такую возможность.
Естественно, при этом нужно решить вопрос бесплатного доступа к информационным ресурсам, библиотечным фондам, подготовить специальные обучающие программы и кадры.
И к еще одной острой, нетерпимой для цивилизованного общества проблеме хотел бы привлечь ваше внимание. К сожалению, у нас все еще не редки случаи жестокого обращения с детьми, в том числе с сиротами. Есть просто вопиющие, безобразные факты и в интернатах, и в детских домах, да и в приемных семьях, к сожалению, тоже.
Прошу органы прокуратуры, социальные службы держать этот вопрос под постоянным особым контролем, внести дополнительные предложения по правовой защите детей от жестокого обращения.
Считаю также, что более тщательно должны отбираться и готовиться приемные семьи. Ведь вопрос не только в том, чтобы "как-то пристроить" ребенка, а в том, чтобы создать ему полноценную семью, защитить его право на достойную жизнь.
Естественно, нужно использовать и возможности гражданского общества. Есть предложение. Предлагаю провести специальную общенациональную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми. Думаю, что партии, представленные в Государственной Думе, общественные организации могли бы поддержать такую инициативу. Так же как и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мог бы выступать организатором этой работы.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Хочу вернуться к тому, с чего мы сегодня начали. У нас подготовлены, как и положено, соответствующие решения. Если вернуться к первому вопросу, а именно - о мерах по поддержке детей-сирот и детей-инвалидов в рамках приоритетного национального проекта "Образование", - то предлагается усиление мер профилактики и защиты детей от жестокого обращения в семье и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также будет сформулировано предложение по установлению обязательного прохождения специальной подготовки граждан, желающих усыновить детей, стать приемными родителями и так далее. Дополнительные меры будут предусмотрены для профилактики социального сиротства.
Что касается дистанционного образования, то необходимо будет обеспечить создание до 2012 года системы дистанционного образования детей-инвалидов со всем, что должно сопровождать эту программу. Имеется в виду доступ к зарубежным библиотечным и отечественным фондам, к информационным ресурсам.
Также будет предусмотрена дополнительная работа по обеспечению доступной среды для инвалидов, физической доступности к объектам социальной инфраструктуры. Вы знаете, что мы об этом говорим многократно, и терять из поля зрения этот важнейший вопрос было бы неверным и ошибочным.
Прозвучало предложение от Виктора Михайловича Кресса по поводу обеспечения жильем детей, которые заканчивают специальные учебные заведения, выходят из детских домов. Конечно, этот вопрос затратный, он законодательством отнесен, как мы знаем, к компетенции субъектов Российской Федерации. Виктор Михайлович сказал, что можно было бы сформулировать программу, начать ее осуществление после завершения крупных общенациональных проектов.
Думаю, что это возможно. Во всяком случае, нам нужно об этом подумать, и предлагаю в нашем протокольном решении сформулировать порученческий пункт - рассмотреть такую возможность. Министерствам и ведомствам будут даны соответствующие распоряжения с тем, чтобы подумать и предложить программу совместных действий.
Минздравсоцразвития Российской Федерации предлагает - считаю возможным согласиться - совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых регистрируется высокий уровень или неблагоприятная динамика показателей младенческой смертности, провести дополнительно анализ причин такого состояния дел, разработать необходимые дополнительные меры по совершенствованию оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, а также детям первого года жизни.
Мы отмечаем с вами и говорим о том, что в целом динамика положительная по стране. У нас явное снижение детской смертности и это, конечно, хорошо. Но, как мы сегодня отмечали, к сожалению, не во всех субъектах Российской Федерации мы видим эти положительные тенденции. Нужно понять, почему там этого нет и что нужно сделать дополнительно для того, чтобы и там была положительная динамика.
Дополнительные ассигнования федерального бюджета в объеме 2,2 млрд рублей будут направлены также на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Что касается жилищных программ - я уже об этом говорил и хочу повторить еще раз. Это одно из самых важных направлений нашей совместной работы, внимание к нему должно быть постоянным, и поэтому необходимо наладить постоянный контроль за тем, что происходит в этой сфере.
Я хочу всех поблагодарить за активное участие и хочу подчеркнуть, что вопросы реализации приоритетных национальных проектов и в будущем будут находиться в центре нашего постоянного внимания. Спасибо вам большое за внимание и за совместную работу.
Пресс-служба Правительства РФ
Источник: по материалам центра ПарлКом от 17.08.2009
Для справки:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.