Как известно, патронатные учреждения передают сирот в приемные семьи, но продолжают участвовать в их воспитании — проводят с детьми и родителями занятия, психологические тренинги и платят новым родителям зарплату.
Прошлой осенью первое чтение в Госдуме закона об опеке, исключавшего на федеральном уровне патронат как одну из семейных форм воспитания детей-сирот, вызвало волну общественного возмущения (см. "Власть" N39 за прошлый год).
Дмитрий Медведев пообещал, что в таком виде закон никогда не появится, и документ был отправлен на доработку. 1 апреля Медведев раскритиковал депутатов за волокиту и потребовал в недельный срок начать работу над законом. Госдума приказ исполнила.
В новом варианте закона частные приюты и патронат упомянуты, но, по мнению сторонников патроната, суть патроната выхолощена — в нем не предусмотрено разделение ответственности за ребенка между патронатным учреждением и родителями, психологическое и юридическое сопровождение патронатной семьи.
По закону патронат становится одной из форм опеки, то есть вся ответственность за воспитание возлагается на патронатного родителя, федеральное финансирование "патронатной опеки" не предусмотрено. В законе есть оговорка, что уже заключенные договоры о патронате остаются действительными, однако детские правозащитники опасаются, что при приведении местных законов в соответствие с федеральным (патронат сейчас действует в 42 регионах) существующие патронатные семьи будут брошены на произвол судьбы.
Общественная организация "Право ребенка" в открытом письме уже заявила, что "патронатные семьи станут невыгодны дотационным регионам" и это приведет "к массовому возврату сирот в детские дома".
Если опасения правозащитников подтвердятся, то для многих сирот единственной перспективой опять может стать государственный детдом.
Источник: по материалам журнала "Власть" от 14 апреля 2008 г.
Для справки:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.