Четверть детей из сиротских учреждений попали туда по заявлению родителей. Такого ребенка не могут усыновить, ему не полагается квартира от государства, он ведь не сирота. Почему дети при живых родителях попадают в детдома и как это изменить «Правмиру» рассказала директор фонда профилактики социального сиротства Александра Марова.
— При каких обстоятельствах родители могут передать ребенка в сиротское учреждение?
— Такое может произойти, если в семье трудная жизненная ситуация. Это может случиться, когда, например, мама живет одна, ей надо ложиться на операцию в больницу и ребенка деть некуда. В таком случае временного размещение в госучреждении — это достаточно оправданная мера.
Родитель может прийти в органы опеки, написать заявление на временное размещение ребенка в учреждении и обосновать, что ситуацию трудная. Объяснения вполне достаточно. Чем-то подкрепленных доказательств никто не требует.
Но некоторые родители злоупотребляют этим и сдают детей по надуманным причинам.
Срок, в течение которого ребенок будет находиться в социальном центре, устанавливается соглашением между родителями, органами опеки и организацией для детей сирот в тот момент, когда родитель отдает ребенка в учреждение. Этот срок устанавливают индивидуально в каждом отдельном случае. Если по истечении этого срока родитель не забирает своего ребенка, органы опеки обязаны выйти в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав.
— По каким еще причинам дети могут попадать в сиротские учреждения при живых родителях?
— Есть регионы, в которых 70% детей, которые находятся в учреждениях, — это дети на временном размещении. Это очень большая, колоссальная цифра. И очень часто эти дети там оказываются не один и не два раза.
Согласно статье 77 Семейного кодекса, даже если органы опеки видят, что ребенку грозит опасность, они не могут на месте оформить отобрание и изъять его из семьи. Сотрудники должны оставить ребенка в семье, надеясь, что никто никого за это время не причинит ему вреда, составить бумаги, подписать их и только потом прийти на отобрание.
Вместо этого они часто используют эту меру — принуждают семью написать заявление на временное размещение ребенка в учреждение. Так очень большой поток детей оказывается в этих социальных центрах именно на временном размещении.
То есть часто это способ для органов опеки не то, чтобы ничего не делать, но прикрыть себя.
Ребенка забрали из пьющей семьи, поместили в социально-реабилитационный центр по заявлению мамы. Мама пришла в себя, перестала пить на время, ребенка вернули. Потом она снова начала пить, ребенка вернули обратно в учреждение. Потом бросила снова — его опять вернули. И так, как мячик, его бедного начинают кидать туда-сюда.
Это действительно проблема, которую необходимо решать, нужно выстраивать нормальную профилактическую работу. Те полгода, в течение которых ребенок находится на временном размещении в учреждении, необходимо проводить полную комплексную работу, чтобы родители могли забрать своего ребенка и обеспечивать ему его потребности, хотя бы в минимальном объеме. Но по факту это происходит крайне редко.
— Введение каких-то ограничений на прием детей на временное размещение может помочь в решении проблемы?
— Ограничения могут действовать против интересов ребенка. Если ограничить критерии попадания детей, например, ввести правило, согласно которому заявления могут писать только те родители, которым нужна госпитализация и которым некому передать ребенка, и только в этом случае помещать его на временное размещение, то завтра может возникнуть совершенно иная ситуация, где родитель не может исполнять свои родительские обязанности по иным причинам, и при этом и ребенка он никуда не может устроить. Это неправильно.
Что касается действий органов опеки, то представьте, что будет, если мы заберем у них этот кривой, но хоть как-то работающий механизм. Да, он не совсем законный, но таким образом они по крайней мере сохраняют жизни детей.
Если забрать у них эту возможность и не дать ничего взамен, оставить действующую редакцию статьи 77 Семейного кодекса, по которой органы опеки должны прилично побегать и подписать множество бумаг, прежде чем спасти ребенка, то ничего хорошего мы не получим. Поэтому подходить ко всему этому надо в комплексе.
— Что можно сделать, чтобы как можно меньше детей оказывались временно размещенными в социальных центрах, не являясь сиротами?
— Нужно ввести такой механизм, с помощью которого органы опеки, видя, что есть основания для передачи ребенка в другую семью, имели бы право это сделать.
Это будет значительно лучше, чем помещать ребенка в детдом на время несколько раз, рассчитывая, что мама сама возьмется за ум и заберет его. Сама она, как правило, этого не сможет сделать. Ей нужна комплексная помощь и поддержка. Если этого не происходит, и вся эта работа не дает результатов, то в интересах ребенка жить в семье, а не находиться по полгода то с пьющей мамой, то в казенном учреждении.
С одной стороны, механизм необходимо корректировать. Но с другой — нельзя это сделать в отрыве от всей остальной системы.
Надо вводить нормы, которые позволят с одной стороны обеспечить семейное окружение ребенку, а с другой — обеспечить его безопасность.
То есть ситуация должна быть сбалансированной. На сегодняшний день этого нет.
Если просто заняться детьми на временном размещении, а ничего другого не делать, то как бы мы не сделали только хуже. Это то направление, которое нуждается в развитии. Единых для всех механизмов тут предусмотреть нельзя, поскольку каждая ситуация индивидуальна.
Здесь вопрос скорее об образовании, о повышении квалификации тех специалистов, которые работают в органах системы профилактики. Чтобы, во-первых, они не гребли всех под одну гребенку. Во-вторых, принимали обоснованные и взвешенные решения относительно каждого ребенка, оценив индивидуальную ситуацию. В третьих, чтобы направляя детей по заявлению родителей в эти учреждения, они не оставляли все, как есть, выходя через полгода с иском о лишении родительских прав, а эти полгода тратили на нормальную комплексную работу с семьей.
https://www.pravmir.ru/chetvert-detej-iz-detdomov-nahodyatsya-tam-po-zayavleniyu-roditelej-chto-s-etim-ne-tak/?fbclid=IwAR38iUc0bfA9trqWF82F6Ute23TpqTYbQQcVAyjY62uSlmHa8iwHDyVdsYQ
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.