В связи с большим количеством обращений в аппарат Уполномоченного по правам ребенка, публикуем ответы на самые частые вопросы граждан по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденно покинувших Донбасс, в семьи российских граждан.
Ответы по вопросам семейного устройства детей-сирот из ДНР и ЛНР в российские семьи
- В чем трудности устройства указанной категории детей из Донбасса в семьи российских граждан?
Донецкая и Луганская Народные Республики - отдельные государства, имеют свое законодательство и свои органы власти. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют гражданство этих республик или гражданство Украины. Поскольку на данный момент дипломатические отношения с Украиной затруднены, а механизм передачи детей, граждан Луганской и Донецкой Республик, на семейные формы воспитания еще не урегулирован в рамках международных договоров, то данная категория детей не может быть передана на семейные формы воспитания без согласования с органами опеки и власти Республик.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка проводит переговоры в рамках двустороннего сотрудничества по вопросам семейного устройства детей, состоялись встречи с Главами Республик, получено согласие на конструктивное взаимодействие по указанному вопросу.
Стоит отметить, что эти дети длительное время проживают в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в большинстве не имеют опыта семейного устройства на территории республик, поскольку большая часть из них имеет несколько братьев и сестер, кроме того, кто-то из них имеет хронические заболевания, а кто-то инвалидность.
- Какая работа в настоящее время ведется для разрешения вопросов по устройству указанной категории детей в семьи российских граждан?
В настоящее время под руководством Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка создан штаб по унификации законодательства Донецкой и Луганской Народных Республик с законодательством Российской Федерации по вопросам опеки и попечительства, а также усыновления детей с участием полномочных органов ДНР, ЛНР и России.
В результаты совместной работы будет определен механизм передачи детей из Донбасса на семейные формы воспитания в семьи российских граждан. Сколько времени потребуется для достижения взаимных договоренностей, сказать сейчас точно не представляется возможным. Все заинтересованные органы в оперативном порядке работают в этом направлении. Информацию Вы можете отслеживать на нашем сайте.
- Почему Московская область стала первым регионом, в семьи которых приняли детей-сирот из Донецкой Народной Республики под опеку?
Московская область стала пилотным регионом благодаря наличию практики «ресурсных приемных семей». В субъекте создан соответствующий реестр замещающих семей, разработан порядок временного устройства детей, достигнуто согласие с компетентными органами ДНР об устройстве в приемные семьи детей, из многодетных семей, которые имеют опыт длительного нахождения в условиях детского дома, получено согласие от самих детей, оказана помощь Губернатором Московской области, региональным Уполномоченным по правам ребенка Московской области и областным Министерством социального развития.
Вопрос о передаче детей на семейные формы устройства в иные регионы будет решаться в процессе переговоров с компетентными органами ДНР и ЛНР.
- Какие формы семейного устройства детей существуют?
Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает основные положения о семейном устройстве детей в Российской Федерации. Приоритетной формой семейного устройства в нашей стране является усыновление. Усыновление детей допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Дела об усыновлении рассматриваются судом в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Усыновление детей подлежит государственной регистрации как акт гражданского состояния.
Помимо усыновления существуют такие формы семейного устройства как опека (для детей до 14 лет), попечительство (для детей старше 14 лет), патронат. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об опеке и попечительстве” регулирует вопросы опеки и попечительства.
- Кто может взять ребенка под опеку?
Взять ребенка под опеку/попечительство может любой дееспособный гражданин, достигший возраста 18 лет, если он соответствует требованиям к опекунам (попечителям). Опекун (попечитель) обязательно должен пройти обучение в школе приемных родителей и получить заключение о возможности быть опекуном (попечителем). Если у вас есть заключение о возможности быть усыновителем, оно тоже подойдет.
- Какие документы необходимо собрать, чтобы стать опекуном?
Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном. К заявлению прилагаются следующие документы:
- Кто не может быть опекуном/попечителем?
Не могут быть опекунами/попечителями:
- Кто будет проводить отбор кандидатов в опекуны/попечители, усыновители для детей из Донбасса?
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, органы опеки и попечительства уполномочены проводить отбор кандидатов в опекуны/попечители детей, находящихся на территории Российской Федерации. Кроме того, учитывая интересы государства происхождения детей, согласие на кандидаты в опекуны должно быть также получено со стороны компетентных органов ДНР и ЛНР. Крайне важно отметить, что семья подбирается под каждого конкретного ребенка, а не наоборот.
Данные о кандидатах в опекуны, которые поступили в аппарат Уполномоченного по правам ребенка, будут переданы в органы опеки и попечительства, как только необходимые правовые механизмы будут урегулированы.
- Какие семьи будут рассматриваться в первую очередь при устройстве ребенка в семью?
В первую очередь как при устройстве детей с территории ЛНР, ДНР, так и российских детей исходим из принципа кровного родства и приоритетного устройства в семьи родственников. Если таковых не имеется, то исходя из характеристик кандидата в опекуны/попечители, имеющего заключение о возможности быть опекуном/попечителем, он будет подбираться под конкретного ребенка, исходя из его нужд и потребностей, а также особенностей развития.
- Можно ли принять одного ребенка в свою семью, если у него есть брат/сестра?
Дети, являющиеся братьями и сестрами, не могут быть отданы на воспитание разным людям, за исключением тех случаев, когда они не могут воспитываться вместе или по иным причинам, установленным судом, могут быть разлучены, исходя из интересов конкретного ребенка.
- Есть ли в России дети, которых можно принять в свою семью?
Да, есть. В федеральном банке о детях, оставшихся без попечения родителей, на начало 2022 года находятся сведения о 39 594 детей. Если вы осознанно пришли к решению принять ребенка, который остался без попечения родителей, в свою семью, вы можете обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства с соответствующим заявлением, подготовить необходимые документы и пройти подготовку граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Дети Российской Федерации, проживающие в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также нуждаются в семейном тепле и уюте, значимом для них взрослом.
- Где можно более подробно ознакомиться с информацией о семейном устройстве детей?
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.