Одна из первостепенных задач Министерства образования и науки Российской Федерации - забота о будущем поколении нашей страны - юных гражданах России.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение. Среди мер, направленных на защиту прав граждан этой категории, приоритетным является развитие семейных форм их устройства.
По данным федерального статистического наблюдения, в 2015 году усыновлено 6649 детей, а на другие формы устройства - под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание - передано 52 706 детей.
Сократилось и общее количество детей-сирот. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, учтенных на конец 2015 года, составила 481 921 человек, что на 2,3% меньше, чем в 2014 году (в 2014 г. - 493 071). Из них 83% детей находятся на воспитании в семьях.
Также одна из важных функциональных задач российской системы образования - профилактика асоциального поведения обучающихся. На повышение ее эффективности направлен поиск и внедрение новых профилактических инструментов.
Только за последние годы Правительством Российской Федерации утверждены ряд разработанных Министерством стратегических документов, направленных на развитие личности, обладающей созидательным мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей. В настоящее время с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти завершается разработка Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года.
В ходе проекта, реализуемого в рамках Федеральной целевой программы развития образования, в течение 2016 года будут разработаны и апробированы современные структурные образовательные и реабилитационные модели специальных учебно-воспитательных учреждений для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением открытого и закрытого типа; комплект нормативных правовых актов.
ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» реализует научно-исследовательские работы, направленные на развитие системы ранней профилактики асоциального поведения обучающихся, на формирование эффективных методов и технологий профилактической работы.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.