Чаепития со смыслом
– Сначала была ассоциация приемных родителей, она была создана много лет назад по инициативе приемной и многодетной мамы Ирины Вячеславовны Полежаевой, которая ее и возглавляла, – рассказывает Ирина Черняк. – Я пришла в это объединение, когда сама стала приемной и многодетной мамой, в 2008 году. Объединение – это прекрасно, здесь ты всегда в курсе событий, тебе всегда помогут, да и мысль, что ты не один, что у тебя есть единомышленники, очень поддерживает. Мы постоянно поддерживаем связь друг с другом, помогаем в сложных ситуациях, особенно новичкам, ходим друг к другу в гости, вместе ездим отдыхать и т. д. У нас обязательные встречи раз в месяц, как правило, в Департаменте семейной и молодежной политики на Шаболовке, 48, или в детском доме № 19…
Когда я первый раз побывала на такой встрече, меня поразила неформальная, теплая и дружеская обстановка, в которой эта встреча проходила. На столе чай, печенье, пирожные, конфеты и масса других сладостей, собственная выпечка. А за столом – оживленная беседа на все волнующие и злободневные темы. «Раньше для чаепития каждый что-то приносил, а в последнее время стол со всякими вкусностями нам организовывают сотрудники Управления семейных форм воспитания департамента, – продолжает Ирина. Мы пьем чай, общаемся, делимся своими проблемами, вместе с сотрудниками управления обсуждаем документы, относящиеся к деятельности приемных семей, которые только что приняты или их коснулись изменения, дополнения и т. д. Хочу сказать, что встречи очень плодотворны, ведь не все могут там присутствовать. Как правило, приходит инициативная группа, которая есть в каждом округе Москвы. Так нужные сведения доходят до каждой приемной семьи».
Все по закону
На последнем чаепитии приемные родители делились впечатлениями от только что закончившейся учебы по своей основной профессии – приемный родитель. Вы удивлены? Да, такая профессия есть, и она оплачивается… Об этом сказано в ст. 20 Закона «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве», который совсем недавно прошел второе чтение. Там, в частности, говорится, что государственная поддержка приемных семей осуществляется в порядке, установленном правительством Москвы, в виде ежемесячной выплаты вознаграждения приемному родителю (приемным родителям) в размере 15 155 рублей; ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей, переданных в приемную семью, в соответствии с законодательством города Москвы. Следует отметить, что за воспитание ребенка-инвалида, принятого в приемную семью, размер ежемесячного вознаграждения увеличивается на 70%; ежегодного обеспечения детей, переданных в приемную семью путевками для отдыха, приобретаемых за счет бюджета города Москвы; выделение один раз в год путевок для отдыха детей, переданных в приемную семью, в сопровождении приемного родителя.
Кроме того, на приемного родителя, в семье которого воспитываются три или более детей, распространяются следующие льготы: бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршруток); возмещение расходов по оплате телефона в жилом помещении, в котором фактически проживают дети, переданные в приемную семью; возмещение расходов по оплате за жилое помещение, в котором фактически проживают приемные дети.
…Удивительное дело. Казалось бы, мамы и папы, которые воспитали и продолжают воспитывать детей, как своих, так и приемных, должны знать об этом процессе все. Но, взвесив, как говорится, все «за» и «против», большинство родителей пришли к выводу, что им нужно время от времени повышать свою квалификацию. С инициативой продолжить свое образование они обратились к руководителю Департамента семейной и молодежной политики Людмиле Ивановне Гусевой и были услышаны, что еще раз подтвердило желание приемных семей работать в тандеме с московским правительством и непосредственно с департаментом, название которого говорит само за себя. Кроме того, в московском законе, о котором было сказано выше, есть статья 9 «Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание», говорится, что сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание, предполагает оказание профессиональных медицинской и социальной помощи, предусмотренной Федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы; перечень уполномоченных организаций формируется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства на основании заявок, подаваемых соответствующими уполномоченными организациями, желающими осуществлять сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание. Важный момент: семья, воспитывающая приемного ребенка, вправе самостоятельно выбрать уполномоченные организации, которые будут оказывать ей сопровождение.
«Департамент семейной и молодежной политики города Москвы профинансировал наше обучение, – рассказывает Ирина Черняк. – И в течение месяца мы получали новые знания в Московском центре непрерывного обучения взрослых. Все было продумано до мелочей. Каждая приемная семья предложила наиболее актуальную для нее тему. Затем с нами связалась руководитель центра Раиса Лазаревна Лисицына, и вместе мы определили тематику занятий и семинаров, т. е. каждая московская приемная семья получила необходимые для нее информацию и знания.
Oбучение проходило в виде семинаров, объединенных общей тематикой: «Правовая подготовка замещающих родителей к успешному созданию приемной семьи и воспитанию приемного ребенка». У нас были прекрасные преподаватели: Ольга Будаева – приемная и многодетная мама и юрист; Людмила Петрановская – семейный психолог, специалист по семейному устройству детей-сирот, автор книги «К вам в класс пришел приемный ребенок», Алексей Рудов – сам усыновитель и руководитель проекта «К новой семье» благотворительного фонда «Семья», член экспертного совета Комитета Госдумы РФ по гражданскому и уголовному праву, наблюдатель Unicef Russia, Юлия Баскина – кандидат психологических наук, Дмитрий Сандаков – детский врачневролог, специалисты Департамента жилищной политики и жилищного фонда и Учебно-методического центра «Детство».
Такие разные уроки
Имеет смысл перечислить некоторые темы цикла семинаров-тренингов, чтобы стало понятно, в какие глубины мы ныряли, какие нюансы обсуждали.
Ведь в жизни порой на некоторые, как потом выясняется, важные моменты не обращаешь внимания, поэтому и не сразу понимаешь, отчего в семье возникают проблемы и неурядицы.
Итак, занятия, на которых освещались педагогические аспекты, проводил А. Рудов: «Адаптация ребенка в замещающей семье», «Историография ребенка. Поиск информации, Как и когда рассказать ребенку, что он приемный».
«Взаимоотношения усыновителей с биологическими родителями ребенка, юридические, этические и психологические аспекты. Проблемы контактов ребенка с биологическими родителями». «Взаимодействие с представителями законодательных органов (органы опеки, департаменты). Конструктивное взаимодействие со специалистами ООП (процедуры проверки, отчетность по финансам, запросы на оказание помощи)». «Приемные семьи и приемные дети: взаимодействие с социумом (детский сад, школа, соседи и т. д.).
Ольга Будаева просветила нас в юридических вопросах: «Юридические проблемы приемного ребенка (алименты, пенсия, отсутствие гражданства и др.)». «Судебная практика приемных родителей».
А психологические науки преподала Людмила Петрановская: «Что такое трудное поведение? Какое поведение детей нас расстраивает, огорчает? От чего это зависит?» «Что такое трудное поведение, почему его называют «трудным», а не «плохим»? Трудное поведение как «плохая технология». Упражнения и ролевые игры».
…Как видите, достаточно насыщенная программа. Поверьте, даже опытные родители на занятиях открывали для себя совершенное новое и неизведанное.
Кроме того, большинство детей, которые какое-то время жили в государственных учреждениях, имеют проблемы с неврологией. И мы попросили, чтобы с нами провел занятия опытный врач-невролог, который объяснил нам диагнозы наших детей.
С нами проводили занятия специалисты Учебно-методического центра «Детство» Департамента семейной и молодежной политики города Москвы по теме «Защита имущественных и жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей» и представители «Моссоцгарантии». Мы получили полную информацию о предоставлении некоторым нашим детям, не имеющим своей жилплощади, своего жилья, какие для этого нужно предоставить документы и т. д. Кроме того, с нами встретился представитель Департамента жилищной политики города Москвы. Он нам также разъяснил, при каких условиях наши дети могут улучшить свои жилищные условия, что такое «молодая семья», «служебное жилье», как наши дети – очередники района могут получить жилье по окончании их пребывания под опекой и в приемной семье. По окончании обучения мы получили сертификаты в объеме 106 учебных часов».
По словам Ирины, организация обучения была проведена на «высшем уровне». Кроме того, обучение строилось так, чтобы на занятиях могли присутствовать семейные пары, а не только мама или папа. В общем, месяц пролетел с молниеносной быстротой, потому что было очень интересно и увлекательно, каждый не шел, а летел на занятия. А самое главное – это ведь только начало!
– У нас большие планы. Мы рады сотрудничеству со специалистами Департамента семейной и молодежной политики города Москвы, потому что это не формальное общение, это сотворчество. Нас понимают и помогают, заканчивает свой рассказ Ирина.
Источник: по материалам газеты "Вечерняя Москва", №81 (25349) от 06.05.2010
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Декабря 2024
На радиостанции «Вера» вышло интервью, посвящённое теме «Дети-сироты и приёмные родители»
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей