Только за последний месяц "школы приемных родителей" открылись в Нижнем Новгороде, Красноярске, Екатеринбурге, Новокузнецке и Краснодаре.
Эксперты утверждают, что связано это с возросшим количеством усыновлений, а к ним, как показывает практика, многие претенденты на звание мам и пап не готовы. Психологи утверждают, что большинство приемных родителей решается на этот шаг необдуманно. В итоге ломают жизнь и себе, и усыновленному малышу. Этим была продиктована инициатива создания специальных школ.
«Сейчас таких учреждений в России более пятисот, – сообщил «НИ» консультант проекта «Новая семья» Кирилл Овчинников. – И с каждым месяцем их все больше. Психологи, работающие в них, заранее подготавливают усыновителей к проблемам, с которыми им придется столкнуться».
Большинство таких школ летом уходит на каникулы. Те, что остаются, работают в вечернее время и по выходным.
«Курс рассчитан на 2,5 – 3 месяца, – рассказала «НИ» руководитель столичной школы «Воображение» Ирина Клыкова. – Мы делим обучение на лекционный курс и психологические тренинги. Обычно после лекции на определенную тему разбиваем своих учеников на группы и моделируем возможные конфликтные ситуации».
В летней группе школы «Воображение» сейчас занимаются 12 человек – как будущие приемные мамы, так и супружеские пары. Есть и один кандидат в папы.
«Я изначально знал, что мне в этой атмосфере будет сложно, – поделился с «НИ» Александр Грачев. – Нас, мужчин, вообще по части усыновления дискриминируют. Но я решил доказать, что могу и один растить ребенка. Вот пришел учиться. Хотя овладеть всеми отцовскими премудростями можно, конечно, только на практике...».
В маленьком классе они садятся за парты, достают из сумок тетради.
«Когда я первый раз сюда пришла, снова почувствовала себя школьницей, – призналась «НИ» будущая приемная мама Лидия Москвина. – Мне казалось, что для воспитания приемного ребенка хватит любви. Но вдруг обнаружилось столько нюансов, и я поняла, что была к этому совершенно не готова».
Такая система действует в большинстве подобных учреждений.
«В нашей школе проводятся различные психологические тренинги, – рассказала «НИ» психолог патронатной службы коррекционной школы-интерната № 8 Елена Мамкова. – После окончания курса супруги уясняют для себя главное – готовы они к усыновлению или нет. Наши специалисты без обиняков объясняют им, что с приемными ребятами намного сложнее, они почти всегда очень агрессивно настроены».
Специалисты в таких школах стараются разрешить еще одну распространенную проблему. Если женщина к приемному ребенку может относиться, как к родному, с мужчинами все протекает гораздо болезненнее.
«Поэтому главная роль в усыновлении принадлежит именно супругу, – пояснил «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Первая реакция мужчины на предложение усыновить ребенка практически всегда отрицательная. Для них существуют специальные тренинги, но до конца избавиться от психологического барьера невозможно – это приходит с годами».
Хотя количество «родительских школ» стремительно растет, эксперты уверены, что всех проблем они решить не могут.
«Нужно понимать, что школы – только первый этап в психологической помощи приемным семьям, – говорит исполнительный директор общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. – Учить приемных родителей общению с детьми на теоретическом уровне бесполезно. Во многих школах родителей, увы, обучают отдельно от детей, чаще – на предварительном этапе.
Необходим постоянный контакт, нужно, чтобы школы выполняли функцию «скорой помощи» родителям, уже принявшим под свое крыло ребенка». А таких «родительских вузов» в России пока нет.
КАРИНА НАРАЕВСКАЯ
Источник: Новые известия, 6.08.2007
Для справки:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»