Интервью с начальником департамента образования Новосибирской области Владимиром Ивановым и начальником управления по осуществлению организации деятельности по опеке и попечительству департамента образования Новосибирской области Ниной Квятковской.
Владимир Иванов опроверг слух о «массовом закрытии» детских учреждений, циркулирующий в городе на протяжении последних месяцев. Детские дома и школы-интернаты области рассчитаны на прием 3072 воспитанников, тогда как на сегодняшний день в этих учреждениях проживают 2107 человек. Таким образом, свободными остаются около тысячи мест, поэтому слухи о том, будто детдома «забиты до отказа», сильно преувеличены.
— Ни о каком «массовом закрытии» мы речи не ведем, — говорит Владимир Иванов. — За четыре года было закрыто всего шесть детских домов, при этом мы всеми силами старались избежать неосмотрительных действий. Например, Болотнинский детский дом, материальная база которого не соответствовала требованиям, был реконструирован в детский сад. Закрылся Ордынский детский дом, где проживали около двадцати человек, Искитимский детский дом, детдом N 5 в Советском районе города Новосибирска и детдом N 10 в Первомайском районе. Что касается последнего учреждения, это здание барачного типа можно было увидеть, проезжая по Бердскому шоссе, — детдом, стоящий на семи ветрах, окруженный дорогами, не имел даже надлежащей территории для прогулок… Владимир Иванов напомнил, что социализация остается важнейшей проблемой воспитания детей-сирот. Давно отмечено, что проживание и обучение одиноких детей в школах-интернатах можно сравнить с пребыванием в «консервной банке», — находясь в пределах замкнутого пространства, будучи оторванными от внешнего мира, воспитанники не получают практически никаких семейных навыков. Когда дети, выросшие в интернате, выходят в «большую жизнь», они оказываются совершенно к ней не приспособленными. Именно по этой причине от школ-интернатов в Новосибирске отказались еще в 90-е годы, а сегодня от них пытаются уйти также и в области.
— Если кто-то из вас бывал в детском доме, вы наверняка видели, как ребятишки бросаются навстречу любому входящему, — рассказывает Владимир Иванов. — У каждого из детей в глазах вопрос: а вдруг это за мной пришли? Все дети хотят жить в семье — это вполне естественная потребность.
Как помочь ребенку-сироте состояться в жизни? Едва он покидает стены детского дома и поступает в училище, детдом о своем вчерашнем воспитаннике забывает (а если помнит, то, как правило, ничего не предпринимает, чтобы каким-то образом отследить его судьбу). Отучившись полтора-два года в училище, выпускник отправляется в «большое плавание», но при этом не имеет ни жилья, ни работы… И это фактически определяет весь его дальнейший путь.
— Мы стараемся, чтобы сироты находились в детских домах по десятый класс, а затем поступали в вузы, — говорит Владимир Иванов. — И, конечно, используем все возможности, чтобы устраивать детей в приемные семьи. Несмотря на то, что в процессе воспитания допускаются какие-то единичные ошибки (в конце концов, в любой семье далеко не все складывается идеально), ребенок приобретает ценный жизненный опыт. Обретает людей, которых считает своими родителями.
Пугающие цифры о возврате детей из приемных семей, как отметил Владимир Иванов, к счастью, не соответствуют истине. Существуют вполне точные данные, благодаря которым можно себе представить реальную картину. В 2003 году в 51 приемной семье проживало 144 ребенка, при этом возвращен был один; в 2004 году из 306 детей был также возвращен один ребенок; в 2005 году возвращено пятеро детей; в 2006 году — восемь; в 2007 году наблюдался всплеск «возвратов» — в детдома поступило 23 ребенка, ранее находившихся в приемных семьях. За истекший период 2008 года одну из приемных семей покинули двое воспитанников. Таким образом, в течение пяти лет было возвращено около четырех десятков детей, а это не такая уж большая цифра, если учесть, что на воспитание в приемные семьи за этот период было передано 1393 ребенка.
Только в 2007 году в семьи были определены 651 человек, и этим «рекордным» количеством, возможно, объясняется большее число возвратов по сравнению с годами предыдущими.
Областной центр семейных форм жизнеустройства, созданный для того, чтобы оказывать помощь приемным семьям, отслеживает каждый факт возврата детей, выясняя его глубинные причины.
— Как правило, причиной становится изменение семейного положения приемных родителей, — рассказывает Нина Квятковская. — Возврат ребенка может произойти, например, по причине болезни родителей или их родственников (ведь существуют строгие ограничения, согласно которым ребенок не может проживать в семье, члены которой больны, к примеру, туберкулезом). Случается, что семья переезжает на новое место жительства, переживает изменение материального положения… Мы наблюдали также случаи, когда подросток, не слишком долго прожив в приемной семье, объявляет, что он привык жить со своими друзьями и хочет вернуться в детский дом, — в этом случае, конечно, все идут навстречу пожеланию ребенка, ведь в возрасте 14–16 лет достаточно сложно менять друзей и привычный образ жизни. Иной раз не складываются отношения с родными детьми, растущими в семьях, в особенности, если речь идет о подростковом возрасте. Какой-то процент детей возвращается в родные семьи — например, если его родители вернулись из мест лишения свободы или отстояли родительские права через суд… Могут также найтись близкие родственники ребенка, которые пожелают принять его на воспитание. Возникают иногда такие ситуации (правда, их очень немного), когда родители, на взгляд специалистов опеки и попечительства, не очень достойно выполняют свои обязанности. Стоит отметить, что требования, предъявляемые к приемным родителям, по сравнению с требованиями к родителям родным, очень высоки. Мы считаем, что они должны очень бережно относиться к ребенку — тщательно следить за его здоровьем и образованием, бывать в школе, в детском саду, которые посещает ребенок, заниматься с ним дома, следить, чтобы воспитанник посещал кружки и студии.
Если приемные папа и мама идут по проторенному пути, относятся к приемным детям так же, как и к своим («куда хочешь, туда и ходишь»), мы пытаемся исправить ситуацию. А если не получается — предлагаем расторгнуть договор.
Для приемных семей на сегодняшний день созданы вполне нормальные экономические условия, хотя на получение дополнительного жилья рассчитывать по-прежнему не приходится — жилищные условия рассматриваются и оговариваются заранее.
Глобальная проблема для детей-сирот связана с сохранением их имущественных прав и прежде всего — прав на закрепленную за ними жилплощадь. К сожалению, бывали случаи, когда закрепленное за детьми жилье уходило от законного владельца к тем лицам, на которых квартира была оформлена, пока ребенок находился в детдоме.
— Мы просили прокуратуру подключиться и помочь нам в этом вопросе, — говорит Владимир Иванов. — Однако вернуть жилье детям оказалось не так-то просто.
Особые трудности возникают у так называемых «подброшенных детей» — у тех, кто остался вовсе без родителей и не имеет никакого закрепленного жилья. Вопрос о выживании таких детей сегодня стоит на повестке дня, однако разрешить его в одночасье невозможно.
Дома ребенка, приюты, которые располагаются на территории Новосибирской области, также не могут считаться переполненными. Приюты соцзащиты являются временным пристанищем для ребенка — на тот период, пока он нуждается в помощи (например, пока происходит процесс лишения родительских прав). Департамент образования сегодня проводит тщательную проверку, выясняя, насколько продолжительное время дети пребывают в приютах. В приютах сегодня находится 275 детей.
Источник: по материалам статьи в "Вечернем Новосибирске" Татьяна РЕШКЕ от 15 июля 2008 г. "Какова ситуация с детьми-сиротами в НСО"
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.