Агрессия – это очевидный способ проживания ребёнком чувств и эмоций, защитная реакция на ситуацию, поэтому в том или ином виде она встречается у всех детей. Но, сталкиваясь с агрессией нового члена семьи, приёмные родители порой теряются, чувствуют бессилие и даже – разочарование: им кажется, что ребёнок должен быть счастлив, попав в их семью. Должен ли? Попробуем ответить и на этот вопрос, но для начала, разберёмся с причинами агрессии.
Агрессия – это очевидный способ проживания ребёнком чувств и эмоций, защитная реакция на ситуацию, поэтому в том или ином виде она встречается у всех детей. Но, сталкиваясь с агрессией нового члена семьи, приёмные родители порой теряются, чувствуют бессилие и даже – разочарование: им кажется, что ребёнок должен быть счастлив, попав в их семью. Должен ли? Попробуем ответить и на этот вопрос, но для начала, разберёмся с причинами агрессии.
Со слов детей, родители очень часто злоупотребляли алкоголем, дрались и орали друг на друга. Они не сильно беспокоились о детях. Часто ребятишки жили впроголодь. Андрюшечка в течение двух лет по привычке подбирал все крошечки со стола. Юлечке приходилось, как старшей, воровать еду где-нибудь. Егорушка, когда появился у нас в семье, был озлобленным, как волчонок. Праздников у них в семье никогда не было, ни дня рождения, ни нового года. Первое время дети не умели играть игрушками. Постоянно от них исходила агрессия. Наша родная дочь много раз плакала от них. Всему приходилось учить детей: аккуратно кушать, умываться, кормить домашних животных. Теперь, спустя 2,5 года, они совершенно изменились, стали такими детьми, какими и должны быть.
Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2015 года Бродниковой Любови Петровны
Они, как всегда, индивидуальны. Ребёнка могли насколько раз возвращать в детский дом — так ему «внушили», что он плохой, и он соответствует. Он никому не доверяет, ждёт предательства, а всю боль проживает через агрессию, провоцируя новые отказы.
Или ребёнок может переживать очередной возрастной кризис. Особенно ярко подобные кризисы проявляются в 3 года, в 7 лет и в подростковом возрасте. Привлекая к себе внимание, он проверяет родителей, «нащупывает» границы дозволенного, пытается осмыслить своё место в мире. Бывает так, что в детском доме ребенок проживает очередной кризис не в полной мере, и, оказавших в домашних условиях, навёрстывает упущенное, возвращается к внутренним проблемам, которые не были прожиты вовремя.
Агрессия может возникнуть и как реакция на раскрытие тайны усыновления, когда ребёнок вдруг узнает, что он приёмный. Его самосознание разрушается в один момент, он понимает, что вся его жизнь была окутана обманом и хочет защититься.
Также одной из причин агрессивного поведения может быть общее нарушение высших психических функций у ребенка. Очень важно вовремя это заметить и отличить эту причину от социально-бытовой или личностной.
Как вести себя приемным родителям в случае агрессивного поведения нового члена семьи?
Девочка курила, хамила, ругалась отборным матом. Без телефона не могла побыть и минуты. Доставалось всем. И бегали, ее искали (сбегала в порывах гнева), и возили к психологам, и наказывали ее. Мне казалось, что предел уже наступил. Но потом я поняла, в чем кроется причина такого поведения девочки — ей просто не с кем было поговорить, некому довериться. И я стала с ней разговаривать, обсуждать многие темы. В том числе, я объяснила ей, что я была таким же сорванцом, что мы похожи, и что она может мне довериться. Это и случилось. Оля просто поверила мне и своему приёмному отцу, Виктору. И жить стало легче всем. Она перестала быть агрессивной, скрытной.
Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2015 года Гришиной Елены Сергеевны
Сейчас с высоты прожитых лет осознаю — с детьми я была рядом постоянно, благо любимая работа — учитель в их же школе, это позволяла. И всегда помнила нашу семейную заповедь — самое действенное и надёжное воспитание — воспитание личным примером. Поэтому и главная традиция нашей семьи — делать всё всегда вместе! Огромное подспорье — наш семейный театр авторских миниатюр «Радость», призванный простыми доступными средствами искусства помогать в воспитании не только моих детей, но и большой ребячьей аудитории. Самое главное, чему мы изо дня в день учимся сами и стараемся научить зрителя — заботиться друг о друге, быть внимательными, делать многие нужные и полезные вещи, дарить любовь, доброту, радость себе и людям.
Из дневника победительницы конкурса "Наши истории" 2015 года Иевлевой Татьяны Александровны
Очередной звонок из школы Роберта. Сегодня в отместку учительнице за замечание он изрезал ее куртку. До этого стеклом порезал руку однокласснице, другую девочку тыкал иголками… Поехали на приём к врачу, назначили лечение. Понимаю, что надо сейчас, сразу вскрыть проблемы и помочь малышу, чем довести ситуацию до беды.
Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2015 года Роговой Светланы Алексеевны
Давно не писала, некогда. Перечитала кучу литературы по психологии. Детская психология, подростковая психология, конфликтология, агрессия у подростков, психология детей с ОВЗ и т. д. и т. п. Ух, скажу, я вам, сначала не понятно не чего, а потом интересно. Я теперь ходячая энциклопедия по психологии подростков. На все их поступки и проступки смотришь совсем с другой стороны. И действия соответственно совсем другие. Хотя до многого дошла сама, а в книгах подтверждение прочла.
Из дневника победительницы конкурса "Наши истории" 2015 года Ивакиной Ирины Васильевны
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.