Блогер или путешественник - вот он, профессиональный выбор-мечта и предел трудовых амбиций современного подростка. И это еще хорошо, уверяют эксперты, потому что, выпускникам детских домов мечтать о выборе профессии особенно не приходится. Специалисты рассказали о том, почему так происходит и можно ли это изменить.
Как это происходит
Казалось бы, какая разница, кто и где тебя воспитывал, воспитатель или родитель, - работать все равно придется всем. Однако эксперты утверждают, что разница колоссальная. Правильное отношение к работе формируется чуть ли не с пелёнок.
- Социально-трудовая ориентация начинается в семье с того момента, как ребенок себя помнит, - говорит психолог, тренер, преподаватель, эксперт-методист «Института социальных услуг и инноваций «Вектор» Екатерина Селенина. - Его родители работают и ощущение, что работа – это данность, у ребенка из благополучной семьи есть всегда, этому не надо учить за школьной партой. Даже если сначала он относится к работе родителей отрицательно - «мама, я ненавижу твою работу, ты всегда на нее уходишь», но уже на этом этапе ребенок понимает, как бы не хотелось, чтобы мама была рядом, работа важна. У ребенка будет такое же отношение к работе, как у родителей, правда, при условии, что родители ребенку нравятся и он их принимает, - поясняет психолог.
По словам Екатерины, ребенку из благополучной семьи профориентация нужна, чтобы показать ему новые профессии, формировать чувство необходимости работы ему не надо.
Facebook - Selenina Ekaterina
Селенина Е.В. - психолог, тренер, преподаватель, эксперт-методист «Института социальных услуг и инноваций «Вектор»
– Для ребенка-сироты, работа – это нечто, не имеющее к нему никакого отношения, - говорит Селенина. – Его картина мира формировалась в дисфункциональной семье. К работе возникает отношение как к самому неблагодарному способу заработать деньги – «Работа не волк, в лес не убежит», «от работы кони дохнут», «Сколько ни трудись, честным трудом палат каменных не заработаешь». К тому же, есть способы гораздо быстрее, без хлопот получить деньги – украсть, продать, занять, выиграть, эти способы уважаются. Ребенок из приемной семьи часто усваивает правила, но ценности ему не передаются. Поэтому профориентация для детей сирот начинается с формирования мотивации.
Но тут возникает другая проблема.
- Формировать трудовую мотивацию в 15 лет поздновато, - говорит Екатерина Селенина. - Она формируется лет в шесть-семь, когда появляется первый опыт труда. Выучил стихотворение, сделал коллаж – ты сделал это сам, это твой продукт. Дети-сироты это пропустили.
Поддержка с малых лет – еще одно важное условие для успешной работы в будущем. По словам психолога, когда ребенок из благополучной семьи делает первые шаги и познает мир, радуется вся семья.
- Родители поддерживают его открытия, у ребенка формируется тяга к познанию, он получает удовольствие от открытий, любопытство переходит в любознательность, - поясняет Екатерина. - У ребенка-сироты этого не происходит. Никто не радовался, когда он пошел. Многие дети в детдоме до четырех лет не ходят. Ребенок сам учится добывать себе еду, питье, ему достаточно одного пути, другой может быть опасным. Здесь не до познания, не до поддержки. И если дети в благополучных семьях рождены для успеха и любви (они с рождения поняли – классно, что тебя любят и принимают, ты хочешь быть лучше). У ребенка-сироты всё наоборот. У него поддерживаются те навыки, которые помогают выживать, в которых задействованы другие отделы мозга.
Не способствуют развитию и будущим трудовым успехам психологические травмы. Они могут помешать повзрослевшему ребенку не только встраиваться в социально-трудовые отношения, но и просто быть счастливым человеком.
- Травма поражает основные области, которые очень нужны, и это очень мешает по жизни, - объясняет Екатерина Селенина. - Первая область – это внимание. Не просто дефицит внимания, а способность и желание довести дело до конца. Дети хватаются за один интерес, потом появляется другой, третий.
По словам психолога, эти метания от одного к другому не так уж и безобидны.
- Во взрослой жизни они не могут найти интерес, не могут добиться его, не могут до конца доработать, отсюда смена места работы, смена жен-мужей, – говорит психолог. – И как печальный итог – потеря смысла и это плохо.
Еще один важный момент – травмированный ребенок живет в постоянной тревоге и постоянном ожидании плохого.
- Он видит опасность везде, - говорит Селенина. - Улыбку принимает за оскал, заботу за излишнюю придирчивость. Поэтому ему трудно вписываться в трудовые, социальные и учебные коллективы. Плюс еще личностное отношение, полное недоверие, «не верь, не бойся, не проси», невозможность поверить в добродетель и искренность чувств, и личная жизнь не складывается. В 16 лет ты стоишь на пороге детского дома и тебе страшно. Тебя захлестывает тревога, но тревога не от неправильного выбора профессии, а по жизни вообще. Кто я буду? Куда я вернусь? Как жить дальше? Поэтому колледж выбирается не по профессии, а по тому, как там живется, по условиям. Кто меня там защитит, я пойду туда со своими ребятами? Один - не пойду! Какие там выплаты, какие льготы? Все, что угодно, только не профессия. Профессия вообще вне системы ценности, она внешняя, не связана с успешностью – вот был бы я не сирота, жил бы с родителями, работать не надо было бы. Работать надо потому, что мамы-папы нет.
Интересно, что большинство воспитанников детских домов легко постигают секреты ремесла, они могут здорово шить, готовить, строгать. Но, по словам психолога Екатерины Селениной, никакого отношения к труду эти навыки не имеют. В пример она приводит ребенка из благополучной семьи, требующего котлету.
- «Ма-ам, ну сделай котлеты», клянчит он, вы отмахиваетесь, вам некогда, мяса нет, еще что-то, - фантазирует Селенина. – В конце концов, вы сдаетесь, «ладно, пойду в магазины, а ты достань мясорубку». И вот вы принесли мясо, перекрутили его, пока готовите, разговариваете, по ходу объясняете «рукав заверни, руки помой, котлету переверни». Все. Сделали, сели, съели. Приходит удовлетворенность, «ой как вкусно». У ребенка складывается все складывается в технологическую ниточки от покупки до жарки. В детском доме по расписанию приготовление котлет. Они пришли на урок более-менее сытые, план занятий выбирали не они, просто котлеты стоят в плане. Один крутит, другой мешает, третий переворачивает. Вроде бы научились делать котлеты. Но никакого отношения к готовке это все не имеет.
Как это изменить
Наблюдения экспертов, увы, подтверждает жизнь. Помните, как когда-то история успеха детдомовца Юры Шатунова потрясла россиян. Как? Сирота и в певцы? Разве это возможно? И хотя дело было вовсе не в гениальности юного дарования, а в умении подобрать нужный публике образ и продать его, реакция общества была очень показательной. Творческих побед от сирот общество никак не ожидало. А в суматохе перестройки и вовсе потеряло голову, позабыв талантливейших детдомовцев Нину Русланову, Анатолия Приставкина, Льва Пантелеева.
С развитием приемного родительства, на сирот снова стали обращать внимание.
- Много лет мы организовывали творческий конкурс «Созвездие», который проводило Министерство образования и науки, - рассказывает Армен Попов, директор Центра развития социальных проектов, автор проекта «АртЗачет». - Со всей страны отбирались яркие, интересные ребята из детских домов, они здорово пели, танцевали, что-то красивое делали руками. Главной наградой была поездка в Москву, здесь они выступали, общались с интересными людьми.
Акция была фантастической, но она была вершиной успеха, и, в общем-то, финалом творческой карьеры.
centrrsp.ru
Попов А.Г. - директор Центра развития социальных проектов, автор проекта «АртЗачет»
- Я задавался вопросом – что происходит дальше с этим детьми, почему эти талантливые девочки и мальчики не становятся артистами, художниками? – говорит Армен. - Позже выяснялось, что дети пошли по, стандартным для сирот, путям – слесарь, сантехник, парикмахер. И мне стало как-то обидно за этих ребят.
Совершенным недоразумением (благодаря чему и появился проект по профориентации для детей-сирот), стала история девочки Алины, которая, возможно, могла бы стать второй Анной Нетребко.
- Я очень хорошо ее запомнил, - рассказывает Армен. - Она так пела, что преподаватели колледжа Галины Вишневской, присутствующие в жюри, были в полном восторге – «наш контингент, давайте её к нам!».
Федеральный канал показал Алину в телесюжете, преподаватели пригласили на прослушивание в колледж, казалось бы – интересное будущее совсем рядом, вот она, дорога в прекрасную творческую профессию.
- Но Алина сказала, что уже выбрала свой жизненный путь, - продолжает Армен, - «мы с моей подругой Машей пойдем в кулинары».
На прослушивание в колледж гениальную «повариху» Алину все-таки привезли. Но девочка, отпросившись в туалет, сбежала от светлого будущего. Больше ее в колледже не видели.
- Я понял, что Алина даже не понимала, от чего она отказывается, - говорит Армен. - И когда в столичных детских домах дети на мой вопрос «что вы знаете о творческих профессиях?», отвечали, «ничего не знаем», меня это уже не удивило. Так отвечали дети, которые хорошо рисуют или поют, или обладают актёрским мастерством. Но они не знают, что можно стать актёрами, художниками и певцами. Они не знают, что этим профессиям можно учиться.
Детдомовская система, по словам Армена, выстроена так, чтобы работать с массой, с большим потоком. Системе проще, когда дети в колледж, который рядом, с которым он давно работает. Они и живут рядом, и с друзьями учиться. Он учиться на кондитера не потому, что он хотел, а потому что его туда послали. А творческие истории – истории индивидуальные.
- Для каждого ребенка нужно создавать определенную траекторию, заинтересовать и мотивировать. Но даже если мы зажжем в нем желание быть художником или актером, останется самое главное - подготовка к поступлению.
И специалисты разработали программу «АртЗачет» для подготовки детей к поступлению в творческие колледжи.
- Разработать-то мы разработали, но даже если ты талантливый и замечательный, в столичном вузе или колледже тебя никто не ждет, потому что таких замечательных ребят с такими творческими способностями ой, как много. Поступить на творческую специальность очень сложно. Это для нас, специалистов, эти мальчики и девочки лучики света, потому что, несмотря на сложности, в них сохранилось стремление к творчеству. А для профессиональной среды - это ребята, у которых есть способности и ничего больше.
Но это еще не все. Авторы проекта столкнулись с тем, что ребенок может быть супер-одаренным, но для поступления в творческий колледж одного таланта мало. Как бы это не казалось несправедливым, но к таланту сегодня требуется приличный средний балл в аттестате.
- А с этим у нас совсем плохо, - говорит Армен, - потому что наши ребята получили «троечку», а значит шансов поступить у тебя очень мало. То есть, помимо подготовки ребенка к творческой специальности, нужно очень серьёзно отнестись к его общеобразовательном успехам. И усиленно
подтягивать его по общеобразовательной программе.
И программа подготовки стала расширяться.
- Мы начали не только рассказывать детям о специальности, мотивировать и пестовать их творческие способности, но и готовить по общеобразовательным программам, - рассказывает Армен.
Как это реализовать
Результаты проекта впечатляют. Дети открывают для себя новые возможности, а взрослые, как и положено, радуются их успехам.
- У нас есть первая звездочка, молодой человек заканчивает Щукинское училище, - радуется Армен, - хотя до этого, как и полагается всем выпускникам детского дома, Алексей был плиточником. Но он всю жизнь мечтал быть артистом, и когда мы с ним поговорили, я пригласил ему профессора Щукинского училища. Она посмотрела его и сказала, что если он подготовится, то может поступить. Лешу спасло то, что в отличии от Алины, он все же мечтал стать актером. Эта мечта помогла ему. Он упорно трудился.
- За год он прочитал столько книг, сколько обычный ребенок читает за всю школу, - говорит Армен. – Не знаю, станет ли Алексей известным артистом, но он получил замечательное образование, и то, что он будет работать в этой среде, а не Лешей-плиточником, это совершенно точно.
Успешных творческих историй у авторов проекта не мало. Руслан Рустамов делал потрясающие витражи, но абсолютно не умел рисовать. Отправлять его в театрально-художественный колледж даже на прикладную специальность, например, мастера декорации, без умения рисовать было бессмысленно.
- Я предложил ему поступить в колледж, где готовят реставраторов, - рассказывает Армен, - он поступил, и оказался таким рукастым, что когда закончил, то занял 2-е место на конкурсе WorldSkills. Колледж был настолько в нем заинтересован, что ему предложили учиться по другой специальности, лишь бы его не отпускать. Теперь хочет получить высшее образование.
Психолог Екатерина Селенина горячо поддерживает любые возможности самореализации.
- Это очень сильная потребность человека, - говорит она. - Когда ты не самореализуешься, когда тебя заставляют делать то, что тебе не нравится, начинаешь болеть, всех ненавидеть, в общем – плохо жить.
Эффект от проекта оценили и другие специалисты. Начальник отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центра «Содействие» Екатерина Смарцева говорит, что „АртЗачет“ — прекрасная возможность для талантливых и одаренных ребят осуществить мечту и развить таланты.
mos.ru
Смарцева Е.В. - начальник отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центра «Содействие»
- Многие из наших ребят имеют творческие способности, но не знают, как их реализовать, порой даже боятся, - говорит Екатерина. - Армен Попов расширил для ребят границы выбора профессии и тем самым вывел их на новый уровень развития, подарил каждому золотой ключик от желанной, но порой недосягаемой двери. Теперь ребята, имеющие способности к рисованию, вокалу, актерскому мастерству могут поступить в образовательные учреждения творческой направленности.
По словам Екатерины Смарцевой, в проект можно вступить даже тем ребятам, которые не знают, в каком направлении они более талантливы.
- Можно петь, рисовать, заниматься актерским мастерством и в процессе определиться, выбрать то направление, в котором хотелось бы развиваться, - говорит Екатерина.
По словам специалиста, проект предусматривает подготовку к сдаче ОГЭ, есть и общеразвивающие программы: ребята посещают музеи, театры, фотовыставки.
Как это преодолеть
Дорога к самореализации только на первый взгляд кажется легкой. На самом деле, она трудна и терниста. Екатерина Смарцева с волнением рассказывает об опыте, который специалисты центра вместе с детьми получили, участвуя в программе.
- Девять выпускников Центра „Спутник“ стали активными участниками проекта, - говорит она. - Поначалу нам казалось, что не вытянем: ребятам приходилось усиленно работать как над творческими предметами, которые совершенно другого профессионального уровня, значительно отличающегося от уровня творческого кружка, так и над общеобразовательными. От того, что у ребят все получилось, приходит удовлетворение и гордость за каждого.
Армен Попов, автор проекта «АртЗачет» говорит, что за несколько лет существования проекта организаторы тоже сделали определенные выводы. Один из них - не все участники проекта должны обязательно поступить в творческие учебные заведения.
- Объем знаний и навыков, которые мы им даём, настолько их развивает и меняет, что этого может быть достаточно, - говорит Армен, - и мы снизили наш градус упорства. Дети просто могут развиваться как личности. Творчество может стать их хобби. Я закончил художественную школу, но у меня никогда не было мечты быть художником, но навыки, которые я там получил очень пригодились по жизни. Миллионы детей моего времени закончили музыкальную или художественную школу, но музыкантами и художниками стали единицы. Но наши родители, толкая нас в эти школы, понимали, что это образование разовьет наш внутренний мир. Но дети-сироты из детского дома - совсем другая история.
Эксперты отмечают, что проблема выбора профессии касается не только выпускников детского дома, но и ребят из приемных семей. Почему?
- Средний возраст наших приемных семей «55+», - отвечает психолог Екатерина Селенина. – Родители уже не работают, их друзья тоже не работают. И опять-таки у ребенка нет модели обязательного хождения на работу.
Выходит, та же проблема возникает и в многодетной семье, как приемной, так и кровной, где мама не работает?
- Абсолютно точно, - говорит психолог. – И это как раз та причина, по которой не происходит формирование необходимости работы и мотивации к труду в детском доме. Труд воспитателя воспринимается так же, как труд мамы-домохозяйки. Умри, никто не заметит. На работу не собираешься, твой социальный рост нигде не виден, работаешь на меня и это приятно. Ни одна из специальностей в детском доме не воспринимается как работа.
Для того, чтобы преодолеть эту проблему, ребенку нужен значимый взрослый.
- Человек, на которого ему захочется быть похожим, - поясняет психолог Екатерина Селенина. - Когда хочешь понравиться, начинаешь присоединяться. Перенимаешь его ценности и привычки. Это самый надежный механизм социализации.
Как это работает
Чтобы помочь детям-сиротам преодолеть все трудности, специалисты придумали много разных проектов-помощников. Например, в пресс-службе столичного Департамента соцзащиты рассказали, что в прошлом году для мотивации детей тянуться к лучшему был запущен проект «Давай дружить!». Благодаря ему, неравнодушные москвичи могут стать социальными волонтерами, старшими товарищами и наставниками для детей-сирот и ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для подростков из психоневрологических интернатов устраиваются встречи со знаменитостями. Когда известный мастер смешанных единоборств Хабиб Нурмагомедов может рассказать тебе, 13-летнему, о чем он мечтал в свои 13 и зачем нужны победы, - это здорово.
Если ребенок, как герой стихотворения Маяковского считает, что «все работы хороши» и не может определиться с выбором, на помощь придут программы по профессиональной ориентации. Сотрудник фонда «Арифметика добра» руководитель программы «Шанс» Татьяна Николаева, рассказала как стать участником программы и определиться с выбором. На первый взгляд, все просто - заполнить заявку, пройти профориентационный текст и получить консультацию профессионала.
a-dobra.ru
Николаева Т. - сотрудник фонда «Арифметика добра» руководитель программы «Шанс»
- У нас есть выпускница, которая долго не могла определиться со своим профессиональным выбором, интересы ее были из разных сфер, она задумывалась и о сфере туризма, и юридическом направлении, и о пиаре, - говорит Татьяна Николаева. – Пообщавшись со специалистами из этих сфер, она поступила в университет на специальность «PR и реклама».
Иногда одной консультации со специалистом бывает мало. Вопросов может накопиться столько, что за одну встречу не обсудишь и тогда количество встреч увеличивается. Когда ребенок определяется с профессией, ему составляют «образовательный маршрут лист» - куда и какие документы подать, как подать, в какие сроки и т. д.
Три раза в год «Шанс» проводит очные тренинги, специалисты выезжают в детские дома и занимаются развитием самых разных профессиональных и жизненных навыков.
- У нас есть тренинг про профессии, на котором мы расширяем информационное поле, рассказываем какие профессии бывают, - рассказывает Татьяна Николаева.
Выбор профессии не всегда ограничивается кругозором ребенка. Часто осуществлению мечты мешают непреодолимые обстоятельства.
- У ребенка не остается другого выбора, - говорит Татьяна Николаева. – В нашей программе участвуют 20 регионов, но, чтобы поступить в московский колледж - нужна московская регистрация. Не у всех колледжей есть общежитие, вот вам первый ограничивающий фактор.
И таких факторов может быть множество. Если ребенок хочет поступить в вуз, значит ему нужно доучиться до 11-го класса. Для того, чтобы набрать минимальный проходной балл, нужны репетиторы и т.д. Но авторы творческих и развивающих учебных проектов для детей-сирот не опускают руки, они продолжают искать способы помочь ребятам преодолеть препятствия.
Но удачным поступлением история успеха не заканчивается.
- Сначала мы волновались, чтобы наши выпускники поступили в колледжи, теперь волнуемся, чтобы у них всё получилось, - говорит Екатерина Смарцева. - Поступить в образовательное учреждение — это одно дело, а учиться и окончить его — другое. Выпускникам необходима поддержка и сопровождение при обучении.
- У нас в фонде есть направление «Наставничество», - рассказывает Татьяна Николаева, - ребёнок приобретает значимого взрослого, а значит опору и поддержку. Но не все дети к этому готовы, не всем это нужно, а в отдалённых регионах хорошего наставника найти не так просто. И мы придумали сообщество выпускников, куда ребята могут прийти и поделиться проблемой, сообщество самопомощи.
Бывает и так, что мечты о поступлении осуществились, но через пару лет ребенок бросает учебу, теряет вкус к работе и к жизни.
- Папы с мамой, которые убедят доучиться или даже заставят, у него нет - говорит Армен Попов. - А ребенку уже 18 лет, он получил квартиру, живет само по себе и есть великий соблазн, с которым очень трудно бороться - по закону он имеет право встать на биржу и полгода получать очень приличное пособие – и можно не работать вообще. К счастью, многие вовремя одумываются.
Для того, чтобы подправить социальные навыки, специалисты придумали курс по названием «Коммуникативные навыки для успешной профориентации».
- У воспитанников детдомов беда с вписыванием в коллектив, с выполнением норм, правил, - говорит психолог Екатерина Селенина, - они не работают не из-за того, что не могут что-то сделать. Если подправить самые главные социальные навыки, все остальное будет «на ра». Я работаю с родителями, и судя по их заинтересованности, курс имеет успех, они тратят свое вечернее время, если они это делают, значит это хорошо.
Как это будет работать
Значимые и заботливые взрослые решили не останавливаться на помощи только таланливым. Теперь специалисты «АртЗачета» будут заниматься общеобразовательными предметами со всеми желающими. Они надеются, что в следующем году проект «АртЗачет» получиться запустить по всей России.
- Учиться в школе сегодня очень сложно, да еще пандемия создает сложности, мы все это видим по своим собственным детям, - делает выводы Армен Попов. - И тут возникает другая проблема, философская. Современные дети не видят смысла в образовании, они видят совершенно другие горизонты, другое общество. У них, к сожалению, нет связки - успешность и достижения напрямую зависят от образования. Впрочем, я тоже в их возрасте не понимал, зачем мне математика, если я этим заниматься не буду. Но мы были послушными детьми и верили взрослым, что где-то это пригодится. А современные дети, дети Интернета вообще не могут понять – зачем учиться.
Можно ли современного ребенка мотивировать на учебе? Как это сделать? Какие подобрать слова, чтобы он захотел учиться? Как научить взрослого разговаривать с ребенком, чтобы тот захотел учиться?
- Это тоже часть нашего проекта, - говорит Армен. – Сейчас мы проводим курсы практических лекций для воспитателей детских домов о том, как разговаривать с ребёнком-подростком, как убедить его в том, что он должен учиться.
Дорога к работе своей мечты у каждого своя. Но в большинстве случаев она преодолевается поддержкой близких и их заботой. У ребят из неблагополучных семей и детских домов теперь тоже есть шанс на счастливую жизнь и возможность выбрать профессию мечты. В этом им готовы помочь взрослые, умеющие видеть чужую боль и знающие как с ней справиться. Так, закрытые двери открываются золотым ключиком неравнодушия.
----
Кстати
Недавно в первом чтении прошли, наконец, поправки к законопроекту об образовании детей-сирот. «Много лет мы пытались внести поправки в этот закон, - говорит Армен Попов. -По закону, если ребенок сирота учится, он находятся на гособеспечении до 21 года. Но в законе есть формулировка: …..право на полное государственное обеспечение…., то есть на бюджете. А если ребенок не поступил на бюджет? У нас есть дети, которые учатся платно, мы находим им спонсоров, и они оплачивают им учебу. Я знаю, что многие приемные родители тоже вынуждены учить детей платно. Но дети не перестают быть сиротами от того, что их учебу оплатил спонсор или приемный родитель, тем более деньги на него были заложены государством и вдруг из-за платного обучения он теряет право на гособеспечение. Ему тоже нужно оплачивать проезд, коммуналку и т.д.