Каждый год из стен московских детских домов и интернатов выходят сотни юношей и девушек, практически ничего не знающих о реальной жизни. Только немногим удается себя реализовать.
ПОСЛЕДНИЕ детские воспоминания Зины обрываются на том, как их с братом выгнали из дома и им пришлось ночевать на улице. Но и до этого ее жизнь была безрадостной. Отца никогда не видела, мать вела настолько разгульную жизнь, что, родив сына, оставила его на попечение 4-летней Зины. Мамашу лишили родительских прав, и девочка попала в интернат № 8. Кстати, когда-то в этом же интернате воспитывалась ее мать. Увидев Зину, работники интерната даже не удивились: подавляющее большинство выпускников сиротских учреждений не способны быть хорошими родителями. Сейчас Зина живет, надеясь, как на чудо, на новую семью. Ее хочет взять на патронатное воспитание женщина, которая готова подписать договор, но тяжело заболела и пока лежит в больнице.
Хоть на день, но домой
СУЩЕСТВУЕТ четыре формы передачи в семью воспитанников сиротских учреждений. Как нам объяснили в Департаменте образования Москвы, приоритет, конечно, отдается усыновлению. Затем идут опека, приемная семья и патронатное воспитание. Для подростков, попавших в интернаты в 12–15 лет, это может стать единственной возможностью увидеть нормальные отношения между родными людьми. Ведь усыновляют преимущественно дошколят, да и найти опекуна или приемную семью для такого взрослого воспитанника практически невозможно. Уже второй год в столичных интернатах работает программа патронатного воспитания. К сожалению, москвичи пока мало знают, что такое патронат.
По словам Вадима Меньшова, директора коррекционной школы-интерната № 8, откуда в прошлом году 11 детей взяли на патронатное воспитание, было очень много противников эксперимента. Мол, нормальных детей не берут, а вы хотите устроить ребят с легкой формой умственной отсталости. Как будто нормальной жизни и любви достойны только здоровые дети. "Сколько усыновлений разбивается о социальные и бытовые проблемы, а при патронате служба сопровождения сглаживает множество сложностей. Когда одна из наших воспитательниц попала в больницу, ребенок на время переехал в интернат. Дети могут продолжать ездить с остальными воспитанниками в наши санатории и лагеря, на Юг, приходить на праздники".
Семилетняя Ира сейчас пошла во второй класс обычной московской школы, учится на пятерки и четверки. Теперь она живет с родной бабушкой, и им тяжело вспоминать прошлые годы. Ирины родители — безработные алкоголики — умудрились родить пятерых детей. Когда их лишили родительских прав, детей отправили в детские дома. Старшая, Ира, — самая здоровая, у одного брата тяжелая патология, младшая сестра навсегда прикована к кровати. Пока не было патронатной системы, Ирина бабушка по очереди навещала своих внуков, с горечью понимая, что не может им ничего дать. Благодаря деньгам, выделяемым патронатным воспитателям, пенсионерка смогла взять к себе старшую внучку и надеется забрать домой еще одну.
Все, кто берет детей в этой спецшколе, не согласны с диагнозом врачей, отдают ребят в нормальные школы. 11-летнего Витю отдали в пятый класс, и, хотя школьная программа в интернате была облегченная, ему удается успевать за одноклассниками благодаря поддержке «новых» старших брата и сестры. Сейчас в школе-интернате № 8 воспитываются более 100 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Они терпеливо ждут. Может быть, вас?
НАША СПРАВКА.При патронате ребенок остается под защитой государства и сохраняет все льготы, в том числе и право на бесплатную квартиру. Воспитатель может позвонить за советом в службу сопровождения семей, пригласить психолога. Есть долгосрочный патронат (от 0,5 года и более), есть краткосрочный (от 1 дня до 6 месяцев). Например, при стесненных жилищных условиях можно приходить к ребенку в выходные в интернат или брать его на целый день. В этом случае на питание воспитанника выделяется 150 руб. в день. Если же ребенок переезжает в семью, воспитатель получает зарплату в размере 3,5 МРОТ (около 3 тыс. руб.), деньги на питание — 4,5 тыс. руб. и 1,4 тыс. руб. один раз в квартал — на мелкий инвентарь.Галина ШЕЙКИНА
Источник: Аргументы и факты, 9.11.05
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»