Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части установления мер социальной поддержки указанным лицам по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги» был подготовлен Центром «Соучастие в судьбе» еще в 2020 году и последовательно продвигается нами полтора года.
Мы признательны заместителю Председателя СПЧ Ирине Киркоре, которая «погрузилась» в проблему и убедительно озвучила ее на встрече с президентом.
Проблема задолженности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникающая за время их пребывания в учреждениях для детей-сирот и на семейной форме устройства является крайне острой.
Нарушения прав сирот в указанной сфере носят массовый характер и особенно обострились в условиях пандемии.
Оплату коммунальных услуг за детей осуществляют их родители.
Источник внесения паты за коммунальные услуги и жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договору социального найма, либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, законом не определен.
Опекуны на содержание подопечных ежемесячно получают денежные средства, которые предназначены для приобретения сиротам продуктов питания, одежды, школьных принадлежностей, но не для оплаты коммунальных услуг за жилье, сохраненное за подопечными.
Бюджет учреждений для детей-сирот не предусматривает статьи расходов по внесения платы за ЖКУ и жилые помещения воспитанников учреждений.
Сложившаяся ситуация приводит к возникновению многочисленных задолженностей по оплате коммунальных услуг детьми-сиротами за период их воспитания в детском доме или замещающей семье.
По достижении сиротами и приравненными к ним лицами возраста 18 лет и окончании пребывания в учреждениях для детей-сирот или в семье попечителя, управляющие компании предъявляют к сиротам иски о взыскании задолженности по оплате ЖКУ.
Кроме того, сироты солидарно несут ответственность по таким искам за долги родственников, проживающих в жилых помещениях и длительное время не оплачивающих коммунальные услуги.
На основании судебных постановлений с сирот взыскиваются значительные суммы задолженности по оплате ЖКУ, что крайне негативно сказывается на их социальной адаптации и является непосильным и несправедливым бременем.
Управляющие компании предъявляют иски даже к несовершеннолетним сиротам в лице их законных представителей.
Подготовленный Центром «Соучастие в судьбе» законопроект предусматривает:
1) выделение доли сирот по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении жилых помещений, на которые они имеют право собственности или социального найма,
2) в размере выделенной доли освобождение сирот от оплаты за коммунальные услуги на время нахождения в детском доме, в семье опекуна, попечителя, при обучении в колледже, ВУЗе и службы в армии.
Эта мера поддержки должна входить в пакет полного государственного обеспечения сирот, предусмотренного статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При подготовке законопроекта мы исходили из того, что в статье 671 новой редакции Конституции Российской Федерации установлено, что государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
Кроме того, в Российской Федерации предусмотрен принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на время их нахождения в учреждении или в семье опекуна и попечителя.
Надеемся, что по поручению В.Путина Правительство РФ оперативно внесет подготовленный законопроект в Государственную Думу и обеспечит его скорейшее принятие.
Наша особая благодарность Президенту Русфонда Льву Сергеевичу Амбиндеру и советнику Президента РФ, председателю СПЧ Валерию Александровичу Фадееву способствовавших состоявшегося обсуждения законодательной инициативы в интересах сирот.
А.Головань, руководитель Центра «Соучастие в судьбе»
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»