Бюрократический формализм, неоказание должной поддержки и помощи семье – лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, желающие взять опеку над детьми родственников. Часто здоровых детей зачем-то еще и госпитализируют
Дочь Марины Акифьевой из Ростовской области скончалась в октябре прошлого года во время родов. Кроме бабушки, у новорожденного не было никого. Однако когда Марина изъявила желание забрать внука домой, неожиданно получила отказ.
В опеке это мотивировали тем, что бабушка не может предоставить справку 2-НДФЛ опекуна, так как нигде не работает официально. При этом Марина занимается фермерством, благодаря которому в семье есть и деньги, и продукты.
«Хотя я не работаю официально, никогда не сижу без работы, у меня хозяйство: куры, утки, козочка – молочко свое… Я не могу себе представить, что наш ребеночек, мой внук, может быть где-то в детдоме, в чужой семье. И я очень переживаю, как он себя чувствует», – цитирует МК Марину Акифьеву.
Благодаря огласке истории в СМИ, вмешательству сотрудников аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка и детского омбудсмена в регионе, в итоге Акифьева смогла забрать домой младенца и оформить на него постоянную опеку. И такие случаи не редкость.
Бюрократический формализм, неоказание должной поддержки и помощи семье – лишь некоторые из проблем, с которыми сталкиваются люди, желающие взять опеку над детьми родственников. Кроме того, органы опеки нередко злоупотребляют необоснованной госпитализацией ребенка, а также неиспользованием такого вида семейного устройства, как «предварительная опека». К сожалению, порой это может привести к страшному результату.
Предварительная опека (попечительство) в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 48-ФЗ представляет собой разновидность опеки (попечительства), которая устанавливается в упрощенном порядке в случаях, когда в интересах несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, необходимо немедленно назначить ему опекуна (попечителя) в связи с нецелесообразностью помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Год назад жительница Кемеровской области обвинила сотрудников ПДН и опеки в гибели ее годовалой дочери. Девочку с синдромом Денди-Уокера (порок развития мозга) забрали у мамы после того, как 16 января врачи, прибывшие для планового осмотра, не смогли попасть в дом – женщина осталась без ключа и просила их приехать позже.
Так как семья состояла на учете как неблагополучная, медики вызвали представителей органов опеки, подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и Росгвардии. В результате ребенка отправили в больницу, где девочка умерла. Матери сообщили, что дочь задохнулась во время кормления.
«Когда дочь забирали, я объяснила, что Ксюша давится, за ней нужно смотреть 24 часа в сутки. Сотрудница ПДН мне ответила: «Нет, ничего она не давится, нормальный ребенок». Я знала, что никто не будет там смотреть за ней.
Сотрудница ПДН еще якобы сказала в доме малютки, что я от ребенка отказалась, что дочь мне не нужна, кормить ее я не собираюсь», – говорила Алена.
Как таковой статистики по количеству детских смертей после изъятия ребенка из семьи нет. Есть общая, в которой не учитывается, по какой причине ребенок оказался в интернатном учреждении. Так, в 2020 году в домах ребенка умерли 73 ребенка, в том числе 33 в возрасте до одного года (в 2019 г. – 89 умерли, из них 37 в возрасте до одного года; в 2018 г. – 106, из них 59; в 2017 г. – 105, из них 43; в 2016 г. – 146, из них 64).
При этом госпитализация детей перед помещением в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в последнее время нередкая практика. Но она не всегда является обоснованной.
В результате такого подхода ребенок находится в медучреждении продолжительное время, даже если у него есть кровные родственники, готовые принять его в семью. Условия больницы не могут отвечать интересам ребенка, и вполне закономерно, что тогда нарушаются права детей на образование, воспитание и развитие.
В 2020 году в адрес уполномоченного обратилась бабушка с просьбой об оказании содействия в возвращении четырехлетнего внука домой и оформлении предварительной опеки над ним. Родители сначала отдали его бабушке, а потом пропали. Женщина сама обратилась в органы опеки и попечительства для законного установления опеки.
Однако ребенок был доставлен в больницу по акту безнадзорности и беспризорности и находился там более двух недель из-за формального подхода к ситуации. Лишь после вмешательства уполномоченного, оформив предварительную опеку, ребенка передали бабушке.
В аппарате уточняют, что порой органы опеки и попечительства неохотно прибегают к использованию предварительной опеки. Сложно сказать, с чем это связано, – возможно, с желанием лишний раз перестраховаться или непониманием, насколько – и для родственной семьи, желающей принять ребенка, и для него самого – может быть тяжелым каждый день нахождения в больнице.
Вместе с тем проблема необоснованной госпитализации несовершеннолетних перед их помещением в учреждение или семью находится в поле зрения нескольких ведомств. Так, Министерством просвещения в 2020 году совместно с Минтрудом, МВД и Минздравом подготовлено и направлено совместное письмо в адрес руководителей субъектов РФ о принятии исчерпывающих мер для исключения необоснованной госпитализации.
Министерством просвещения был разработан проект модели межведомственного взаимодействия, который в настоящее время проходит апробацию в девяти регионах страны. Это Забайкальский, Красноярский, Приморский, Ставропольский край, Калининградская, Московская, Новосибирская, Пензенская, Челябинская области.
«В пилотных регионах реализация модели межведомственного взаимодействия продолжается. За время ее апробации пока не зафиксировано ни одного случая необоснованной госпитализации детей, что позволяет говорить об эффективности этой практики. Мы, безусловно, поддерживаем эту работу», – уточняет уполномоченный по правам ребенка Мария Львова-Белова.
Нередки и возвраты несовершеннолетних в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по инициативе самих опекунов. Это происходит в том числе и по той причине, что семьи, взявшие под опеку ребенка, не получают достаточной поддержки от специалистов.
Согласно действующему законодательству, близким родственникам ребенка не требуется проходить подготовку к опекунству или попечительству, а также подготовку в качестве усыновителя. В результате они не всегда могут самостоятельно справиться со сложными ситуациями.
В 2020 году органы опеки и попечительства всего отменили 4 800 решений о передаче ребенка на воспитание в семью. При этом 2 909 (61 %) отмененных решений в отношении опекаемых детей касались родственных семей, из них 1 685 (58 %) – по инициативе самих опекунов.
Особенно это касается бабушек и дедушек (опекунов), которым зачастую не хватает авторитета у своих внуков, и это приводит к тому, что они не справляются с воспитанием детей, бывают даже случаи жестокого обращения. К аналогичному результату приводят и конфликты между опекунами (попечителями), в основном старшего возраста, и подопечными (переходного, подросткового возраста 12–17 лет), а также отсутствие обязательной подготовки в школе приемных родителей.
Так, например, при проверке, проведенной специалистами аппарата уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка в Тульской области, выявлен рост более чем в 2 раза числа детей (12–17 лет), самовольно покидавших замещающие родственные семьи (2018 год – 4 чел., 2020 год – 9 чел.).
Аналогичная ситуация в Калужской области, где в 2019 году отмечался наиболее частый возврат детей подросткового возраста от 12 до 17 лет, которые находились под опекой у родственников пожилой возрастной группы, большинство которых не проходили должную подготовку в школе кандидатов и не тестировались на готовность принятия ребенка в семью. Как следствие, они не справлялись с воспитанием подопечных.
«Подготовка, поддержка и сопровождение необходимы всем опекунам вне зависимости от родственных связей. Родство еще не гарантирует, что не возникнет трудностей при воспитании ребенка.
Мы знаем множество случаев, когда в период подросткового возраста бабушки и дедушки не справляются. Ситуация может дойти до отмены опеки и возврата, и, к сожалению, так происходит.
Здесь необходимо двустороннее движение. Службы, отвечающие за сопровождение замещающих семей, должны выстраивать с первых шагов с опекунами доверительные отношения, рассказывать про то, что их может ждать, на какую помощь они могут рассчитывать, навещать, интересоваться, приглашать на разные события. Быть рядом. Чтобы, когда возникнет потребность, к ним обратились.
Но тут есть задача и у самих опекунов. Преодолеть стереотип – «сама со всем справлюсь, чему меня учить» – и вовремя, не дожидаясь, когда кризис достигнет своего апогея, обратиться за помощью.
Родственники, принявшие на воспитание детей, также могут пройти школу приемных родителей и после принятия ребенка. Это в чем-то даже эффективнее, поскольку они будут многое наблюдать на практике, параллельно с обучением», – полагает Мария Львова-Белова.
Коллажи Оксаны Романовой
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.