Всемирный банк призывает Россию к централизации систем помощи детям
За последние 30 лет российская система защиты детей стала более эффективной, однако по-прежнему нуждается в централизованном управлении и сборе данных, свидетельствует отчет Всемирного банка. В то же время, по мнению экспертов, создание единого центра управления в этой сфере может сделать ее еще более бюрократической и не решит ее основную проблему — нехватку кадров.
Российская система защиты детей стала эффективнее, чем в 1990–2000-х годах, но нуждается в новых инструментах развития, в том числе в цифровизации и централизации управления, следует из доклада Всемирного банка «Организация систем защиты детей в России» (в его создании также приняли участие Научно-исследовательский институт при Минфине и Высшая школа экономики).
Например, за последние 16 лет число детей в семьях, где кто-то из родителей потерял родительские права, сократилось более чем вдвое, с 65 тыс. до 28 тыс. человек, а число детей, оставленных без попечения родителей, сократилось почти втрое, с 133 тыс. до 43 тыс. человек. Уменьшилось и количество детей, которые нуждаются в приемных семьях,— с 724 тыс. человек в 2009 году до 514 тыс. человек в 2020 году. Это стало возможным благодаря развитию на государственном уровне двух инструментов защиты детей — систем, стремящихся предотвратить разрушение семьи, и патроната, возмездных приемных семей. Важную роль в развитии этих сервисов сыграли некоммерческие организации, отмечают авторы доклада.
Так, если, по данным ЮНИСЕФ, в странах Европы это в среднем 1,222 ребенка на 100 тыс. населения в возрасте до 18 лет, то в России этот показатель достигает 1,853. Чтобы продолжить снижать число детей, которым необходимы приемные семьи, по мнению авторов доклада, России необходимо сделать работу социальных служб более эффективной с помощью нескольких инструментов. Для этого в первую очередь нужен единый центр принятия решений в этой сфере на федеральном уровне — сейчас система защиты детей находится в ведении как нескольких федеральных министерств, так и местных властей. Также необходимо усилить профилактические функции социальных служб, дав им больше полномочий в организации помощи семьям и детям. Наконец, нужно организовать более эффективный сбор данных о процессах в этой сфере как по отношению к конкретным действиям различных ведомств, так и в части эмпирических исследований внедренных практик защиты.
Как отмечает глава фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская, российская система защиты детей действительно изменилась в лучшую сторону по сравнению с 1990-ми годами, однако не нужно преувеличивать ее успех. «Социальным службам по-прежнему не хватает квалифицированных кадров и необходимой инфраструктуры»,— говорит она. Что касается централизации управления, то, по ее словам, проблема рассогласованных действий различных инстанций существует и это могло бы повысить эффективность работы системы. «Но с другой стороны, существуют риски бюрократизации и стандартные риски снижения эффективности на время запуска реформы»,— говорит госпожа Альшанская.
«Необходимо развивать профильное образование и профессиональные стандарты таких работников, ведь именно они — главный ресурс для помощи пострадавшим семьям»,— говорит она.
https://www.kommersant.ru/doc/4856806?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.