В апреле этого года прокуратурой Приморского края проведена проверка исполнения названного законодательства в отношении детей, находящихся в детских стационарных медицинских учреждениях.
В ходе проверки установлено, что в Приморском крае функционируют только три краевых специализированных дома ребенка, коечный фонд которых (270 коек) явно недостаточен для своевременного обеспечения местами детей раннего возраста, оставшихся без попечения родителей. На места в этих учреждениях существует очередь.
Для временного содержания детей раннего возраста в детских больницах и детских отделениях городских (районных) больниц созданы финансируемые из местных бюджетов медико-социальные отделения, палаты сестринского ухода, социальные койки и т.п.
Наиболее сложная ситуация с устройством детей раннего возраста в дома ребенка сложилась во Владивостоке, где на момент проверки в медико-социальных отделениях муниципальных учреждений здравоохранения (далее МУЗ) «Детская городская больница № 3» и «Детская городская больница № 4» содержалось 88 детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако перевод детей в дома ребенка не осуществляется по причине дефицита мест в краевых учреждениях здравоохранения данного типа. Срок содержания детей в медико-социальных отделениях указанных больниц составляет от 5 до 15 месяцев.
Аналогичное положение дел в Находке, где в отношении 22 из 35 детей, находящихся в медико-социальном отделении при МУЗ «Детская городская больница № 2», имеются правовые основания для помещения в дом ребенка.
Подобная ситуация является обстоятельством, способствующим нарушениям закона в деятельности органов опеки и попечительства, которые повсеместно грубо нарушают установленный статьёй 122 Семейного кодекса месячный срок для избрания формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.
В свою очередь, длительное пребывание детей в медико-социальных отделениях учреждений здравоохранения без определения юридического статуса препятствует их передаче под опеку, в приемную семью, на усыновление, чем ущемляются их права и законные интересы.
Кроме того, бездействие администрации Приморского края в решении вопроса о расширении сети краевых специализированных домов ребенка, нарушает закрепленный законодательством принцип разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В представлении прокуратура края потребовала принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей; о результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру.
Источник: Новости Владивостока, 18.04.2007
Для справки:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.