В российских детдомах содержится около 35 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Но в реальности подопечных в таких учреждениях куда больше: еще около 20 тыс. несовершеннолетних помещены туда по заявлению самих родителей. Обычно ребенка отправляют в детский дом из-за безвыходной ситуации, но нередко это проявление скрытого сиротства, когда и с родителями связь утеряна, и в приемную семью ребенка отдать нельзя. Почему родители по своей воле отправляют детей в детдома и как бороться со скрытым сиротством — в материале «Известий».
В банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится информация о 36,7 тыс. человек. Это дети, которых можно взять под опеку или усыновить. На конец 2022 года в детских учреждениях было 34 тыс. сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, уточнили «Известиям» в аппарате уполномоченного при президенте по правам ребенка в РФ.
Однако в реальности воспитанников в детдомах больше. Еще около 20 тыс. — дети, временно помещенные в учреждения своими родителями, говорит юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Маргарита Нетесова. Официальная статистика на этот счет для широкого читателя не публикуется. Исполнительный директор благотворительной организации «Детские деревни SOS» Николай Слабжанин оценивает число скрытых сирот в треть от всех воспитанников интернатов, а программный директор фонда «Дети наши» Светлана Строганова предполагает, что таких детей может быть даже не 20 тыс., а в полтора раза больше.
В российских детдомах содержится около 35 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Но в реальности подопечных в таких учреждениях куда больше: еще около 20 тыс. несовершеннолетних помещены туда по заявлению самих родителей. Обычно ребенка отправляют в детский дом из-за безвыходной ситуации, но нередко это проявление скрытого сиротства, когда и с родителями связь утеряна, и в приемную семью ребенка отдать нельзя. Почему родители по своей воле отправляют детей в детдома и как бороться со скрытым сиротством — в материале «Известий».
В банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится информация о 36,7 тыс. человек. Это дети, которых можно взять под опеку или усыновить. На конец 2022 года в детских учреждениях было 34 тыс. сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, уточнили «Известиям» в аппарате уполномоченного при президенте по правам ребенка в РФ.
Однако в реальности воспитанников в детдомах больше. Еще около 20 тыс. — дети, временно помещенные в учреждения своими родителями, говорит юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Маргарита Нетесова. Официальная статистика на этот счет для широкого читателя не публикуется. Исполнительный директор благотворительной организации «Детские деревни SOS» Николай Слабжанин оценивает число скрытых сирот в треть от всех воспитанников интернатов, а программный директор фонда «Дети наши» Светлана Строганова предполагает, что таких детей может быть даже не 20 тыс., а в полтора раза больше.
Юрист правовой группы благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики» Павел Кантор замечает, что неоднократно сталкивался с детскими организациями, в которых детей без статуса «сирота» или «оставшийся без попечения родителей» большинство.
Данные на этот счет собирает Минпросвещения РФ, однако там на запрос «Известий» не ответили.
Маргарита Нетесова поясняет, что основные требования к порядку помещения детей по заявлению родителей закреплены в Семейном кодексе РФ, постановлении правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот...» и письме с рекомендациями Минпросвещения от 28 мая 2019 года № ТС-1331/07.
Чтобы поместить ребенка в такое учреждение, родители обращаются с заявлением в органы опеки и попечительства и получают у них направление в конкретную организацию для детей-сирот. Затем заключается трехстороннее соглашение между родителем, органом опеки и организацией для детей-сирот. В документе оговаривается и ответственность за нарушение условий. По закону, если родитель не заберет ребенка по истечении срока соглашения, руководство детского дома сообщает об этом в органы опеки. В дальнейшем такое сообщение может стать основанием для подачи иска о лишении родительских прав.
Маргарита Нетесова замечает, что фактически в 481-м постановлении сроки обозначены фразой «до окончания оснований», то есть пока не разрешится проблема. Однако в интересах ребенка сроки в законодательстве следовало бы определить более четко.
Павел Кантор поясняет, что закон предусматривает помещение детей в учреждение в двух случаях: либо когда родитель не может исполнять свои обязанности из-за временной неспособности, либо для получения социальных услуг — по реабилитации, уходу, образованию и т.д.
— В первом случае, согласно рекомендациям из письма Минпросвещения № ТС-1331/07, срок пребывания не должен превышать трех месяцев. Во втором случае помещать детей в учреждение на круглосуточное пребывание можно, только если других вариантов нет: тут уже действует приказ Минтруда от 30.07.2014 № 500н. К сожалению, эти рекомендации сплошь и рядом не соблюдаются, — поясняет Павел Кантор.
При этом какого-то конкретного перечня оснований, то есть жизненных ситуаций, когда помещение ребенка в детдом по заявлению родителей допустимо, нет. По словам Маргариты Нетесовой, невозможно предусмотреть все ситуации. Более подробно основания перечисляются в письме Минпросвещения, но и этот список не является исчерпывающим. Например, в качестве оснований в нем указывают наличие в семье ребенка с инвалидностью, непригодное для проживания жилье, работу родителей вахтовым методом, нахождение родителей в больнице и т.д.
— Согласно письму Минпросвещения, прежде чем поместить ребенка в учреждение, семье должны предложить иные меры, которые помогут решить проблему и оставят ребенка дома. Однако это письмо Минпросвещения имеет только рекомендательный характер, — поясняет Маргарита Нетесова.
Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая подчеркивает, что временное помещение детей в сиротские учреждения направлено в первую очередь на спасение ребенка в критической ситуации.
— Такая форма должна существовать, разные жизненные ситуации бывают. Может быть, мама одна воспитывает ребенка, а ее увозят в больницу на срочную операцию. С кем ребенка оставить в таком случае, если родственников в городе нет? К сожалению, бывают и другие истории, когда родители понимают, что им проще зимой на несколько месяцев отдать ребенка в центр, потому что, например, дом холодный. Это тоже «спасение ребенка», но спасать можно и по-другому — например, помочь семье утеплить дом, — уточнила политик.
Павел Кантор рассказывает, что бывают случаи, когда родители не хотят заниматься воспитанием и содержанием ребенка, но органы опеки и попечительства «не торопятся» подавать иски о лишении или ограничении прав, чтобы не портить статистику региона.
— Нередки и другие случаи. Органы опеки признают ненормальную обстановку в семье и заставляют родителей отправить детей в учреждение по собственному заявлению, чтобы не оформлять принудительное изъятие из семьи. В таких ситуациях родители не просто не навещают детей — им даже препятствуют в этом. Дети просто зависают в детдомах на годы, — пояснил юрист.
Но даже если родители изначально планировали поместить ребенка в учреждение на время, высока вероятность, что он останется там навсегда: детско-родительские связи очень быстро ослабевают, говорит Кантор. В особой зоне риска здесь дети-инвалиды, так как они после достижения совершеннолетия не возвращаются в семью, а переходят во взрослое учреждение.
Хуже всего в этой ситуации, что такие дети не могут обрести приемную семью в отличие от «обычных» детей-сирот, говорит Павел Кантор. Светлана Строганова добавляет, что существует статистика, по которой видно, как количество «статусных» детей — то есть тех, кого можно усыновить или взять под опеку — снижается из года в год, а количество временно размещенных растет. Дело в том, что есть негласная политика отбирать меньше детей — и родителям в тяжелой жизненной ситуации предлагают временное размещение ребенка в детском учреждении, утверждает она.
Часто родители не навещают своих детей из-за удаленности учреждения от места проживания семьи, добавляет Маргарита Нетесова. Например, детей до четырех лет, как правило, помещают в дома ребенка — а они есть далеко не в каждом населенном пункте. В аппарате уполномоченного по правам ребенка в РФ сообщили, что в стране всего 116 домов ребенка и 693 иные организации для детей-сирот.
Маргарита Нетесова подчеркивает, что возможность временного размещения предусмотрена как крайняя мера помощи родителю в трудной ситуации. При этом важно развивать практику дневного и пятидневного размещения в учреждениях, которая сейчас применяется недостаточно часто.
Павел Кантор указывает, что на «пятидневку» учреждения соглашаются неохотно, потому что это сокращает финансирование и создает неудобства. Он считает, что случаи пребывания «родительского» ребенка в учреждении дольше трех месяцев должны восприниматься как исключительные и каждый из них должен быть на контроле руководства региона.
— В каждом таком случае нужно индивидуально разбираться, чтобы понять, какая причина мешает родителям забрать детей и что можно сделать, — пояснил юрист.
Упоминает он и о почти полном отсутствии услуги «передышка» (об этом виде помощи «Известия» писали): родители не могут поместить своих детей на небольшой срок в неделю или две, чтобы за это время отдохнуть, решить личные и бытовые проблемы. Родители вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, но это сложная и психологически тяжелая процедура. В результате родители сначала тянут до последнего, а потом отдают ребенка в учреждение на долгое время, говорит Кантор.
Решением проблемы социального сиротства могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства: это может быть уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания и т.д. Если же ребенок временно оказался в детдоме, необходимо категорически настаивать на посещении родителями своих детей, участии в их содержании и воспитании.
Еще один способ, который поможет в решении проблемы, — семьи кризисного размещения, рассказывает Светлана Строганова.
— В этой ситуации ребенок помещается не в учреждение, а в профессиональную замещающую семью. Профессиональная семья — лучший вариант, потому что она позволяет ребенку находиться, расти и развиваться в семейных условиях: меньше стресса, больше заботы, индивидуального внимания. А параллельно, конечно, должна вестись помощь кровной семье, чтобы ребенок смог туда вернуться, — рассказала она.
Главным же способом улучшения ситуации с такими детьми Светлана Строганова считает профилактику социального сиротства: выявление семей в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении, выявление раннего неблагополучия и своевременная помощь таким семьям.
В пресс-службе детского омбудсмена РФ подчеркивают, что система поддержки семей нуждается в существенном развитии — и особое внимание должно уделяться как раз помощи семьям по выходу из трудной жизненной ситуации. При этом нет необходимости сильно менять законодательство: изменения важны не столько в нормативных документах, сколько в правоприменительной практике. Сейчас нередки случаи, когда родителей, временно поместивших своих детей в детдома, лишают прав, потому что с ними необходимая работа не проводилась.
— Такие ситуации, безусловно, должны быть исключены. Если государственная организация по трехстороннему соглашению оказывает услуги семье, она должна комплексно работать и с родителями, чтобы возможности для воспитания ребенка восстановились, — подчеркнули в аппарате уполномоченной.
Представители НКО считают, что нужно пересмотреть и некоторые положения закона. Так, Николай Слабжанин подчеркивает, что само по себе временное размещение ребенка в интернатном учреждении должно применяться только в крайних случаях — и, например, работа родителя вахтовым методом в другом регионе не может считаться достаточным основанием для этого. Случаи, когда временное размещение ребенка — единственный возможный вариант, нужно определить законодательно, считает он.
— Нужно повысить ответственность региональной власти за временное размещение ребенка в случаях, когда проблема семьи может быть решена на местном уровне. Региональные органы власти должны попытаться помочь семье решить эти проблемы и выйти из кризиса другим способом: найти работу, оказать поддержку в развитии малого бизнеса, — говорит эксперт.
Светлана Строганова считает, что нужно четко прописать сроки проживания детей в учреждении по заявлению и, если история затянулась на годы, не бояться ограничивать или лишать родительских прав и передавать детей во временные или постоянные замещающие семьи.
Говоря о возможных изменениях в законодательстве, Татьяна Буцкая предлагает обсудить четкие регламенты: кто и что должен делать, если в семье возникает кризисная ситуация. Сейчас в каждом регионе работа построена по-своему, но лучшие практики можно было бы распространить на всю страну. Госдума готова работать с предложениями от некоммерческого сектора и региональных министерств в этом отношении, подчеркнула она.
— Я недавно была в Тюмени, и там прекрасно работает межведомственное взаимодействие. Когда происходит подобная ситуация, с ребенком и семьей начинает работать вся система: и региональный Минтруд, и Минпросвещения, и МВД, и Минспорт, и остальные ведомства. Это не может быть задачей одного органа опеки или профильного министерства, — подчеркивает депутат Госдумы.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.