114 опытных приемных родителей прошли программу коучинга «Помогающий родитель». Получив сертификат, они, уже и раньше помогавшие другим приемным мамам и папам, могут реализовывать эту задачу более эффективно. И уже получают массу запросов на семинары, лекции и консультации.
С марта по июнь 2021 года Центр развития социальных проектов реализовал первую дистанционную программу дополнительного образования «Помогающий родитель». 150 замещающих родителей из 45 регионов РФ пришли обучаться в Онлайн-институте коучинга приемных родителей. И 114 из них прошли полностью программу и получили сертификаты. Почему такое обучение важно для сферы приемного родительства и что это дает участникам обучения и другим приемным семьям?
Обучение, которое помогает делиться опытом более профессионально
Армен Попов, директор Центра развития социальных проектов, создатель интернет-портала «Усыновите.ру»
«Мы постоянно мониторим ситуацию, чтобы понимать потребности приемных родителей. В частности, одна из основных сейчас проблем - несколько лет назад на волне популярности приемного родительства многие брали детей в свои семьи, а теперь эти дети стали подростками, и стало сложно. Трудности подросткового возраста умножаются на детские травмы, нестабильную психику. Семьям нужна помощь, - рассказывает Армен Попов, директор Центра развития социальных проектов, создатель интернет-портала «Усыновите.ру». - Да, есть профессиональные службы сопровождения, службы психологической поддержки. Но не везде это доступно, особенно в регионах. К тому же часто к каким-то структурам у приемных родителей нет доверия. Родители боятся, например, органов опеки, волнуются, что ребенка отнимут, хотя задача опек - не отнимать, а помогать. И мы видим, что часто родители ищут помощи у таких же, как они, но более опытных приемных родителей. Во-первых, это дает ощущение, что мы не одни с такой проблемой. Во-вторых, у ресурсных родителей есть опыт, и они им готовы делиться. В итоге стало формироваться определенное количество таких ресурсных, помогающих приемных родителей, они стали сопровождать, совершенно неформально, другие семьи. Но мы увидели запрос таких родителей, они говорят: мы можем помогать и консультировать, но нам тоже не хватает знаний, помогите нам научиться помогать другим профессионально. Так и родилась идея Института коучинга приемных родителей. Обучение проводилось при поддержке Фонда президентских грантов. Мы решили, что наш коучинг поможет таким опытным приемным родителям более глубоко погрузиться в проблематику, а затем более эффективно помогать другим семьям, справляться с кризисами».
Галия Бубнова, президент Ассоциации приемных родителей, опекунов и попечителей "Столичная семья", многодетная приемная мама
«Сегодня служба сопровождения приемных семей есть не во всех регионах. И не каждый приемный родитель туда пойдет: есть недоверие, еще одна проблема - отсутствие квалифицированных специалистов. В итоге ресурсом становятся другие приемные родители, клубы, сообщества, - подтверждает Галия Бубнова, многодетная мама, усыновитель, приемная мама, руководитель Ассоциации приемных родителей-опекунов и попечителей «Столичная семья». - Но беда в том, что даже при желании помочь человек не всегда обладает дополнительными знаниями. А иногда консультация сводится к рекомендациям из своего личного опыта, но он не всегда подходит всем. При этом идеальный образ приемного родителя - это сильный потенциал и ресурс, но этот ресурс нужно подкрепить знаниями. Но ведь невозможно отправить приемных маму или папу на 2 года в магистратуру, на это просто нет времени, возможностей. Однако дать какие-то базовые знания – это вполне реальная рабочая задача. Так родился проект коучинга приемных родителей, который удалось реализовать. Меня радовало, что это были не просто приемные родители, но люди, обладающие педагогическим, психологическим или юридическим образованием. В итоге они подкрепили свой опыт и компетенции нужными знаниями».
Задача Института коучинга приемных родителей - повысить уровень родительских компетенций, формировать профессиональные компетенции консультанта. Обучение дает возможность преподавать в ШПР и работать в службах сопровождения приемных семей.
На обучение отбирали опытных родителей со стажем родительства не менее 3 лет, а также тех, у кого есть высшее педагогическое, психологическое, правовое образование. Родитель должен был предоставить рекомендацию от органа опеки и попечительства или официально зарегистрированного регионального объединения замещающих семей, а затем пройти вступительные испытания.
Галина Семья, доктор психологических наук, профессор МГППУ, член Координационного совета при Правительстве РФ по реализации Десятилетия детства
Коуч - это фактически консультант, но консультант особый, который не решает проблему за семью, а помогает семье самостоятельно найти решение, поясняет научный руководитель программы коучинга приемных родителей Галина Семья, доктор психологических наук, профессор МГППУ, член Координационного совета при Правительстве РФ по реализации Десятилетия детства. Этому и решили обучить самых опытных приемных родителей.
«Мы попросили, чтобы региональные органы власти, опеки и попечительства, общественные объединения приемных родителей дали рекомендации лучшим родителям на своей территории, - рассказывает Галина Семья. - Оказалось много достойных желающих, конкурс был 3-4 человека на место, мы набирали 150 приемных родителей, обучение шло при поддержке Фонда Президентских грантов. Мы разработали взвешенную по темам и часам программу с общим объемом 100 часов. Это основы консультирования, семейная психология и педагогика, психология сиротства, психология травмы и как она отражается на ребенке. Медиативные технологии в большом объеме - они особенно востребованы для разрешения конфликтных ситуаций в супружеских и детско-родительских отношениях, технологии разрешения проблем, которые возникают в семьях».
Среди преподавателей коучинга были такие высокопрофессиональные эксперты сферы приемного родительства, как доктор психологических наук Галина Семья, первый детский омбудсмен Москвы, руководитель благотворительного центра «Соучастие в судьбе» Алексей Головань, доктор психологических наук, заведующая кафедрой социальной психологии МГОУ Татьяна Шульга, медиатор и тренер Марина Быкова и другие специалисты.
«Мы получили концентрированную прививку знаний»
Галия Бубнова, обладая большим опытом в приемном родительстве и имея за плечами уже более 13 лет работы в сопровождении, решила пройти коучинг: «Я не считаю, что у меня супер-опыт, знания нужны всегда. В итоге в короткий срок я получила выжимку глубокой информации, которая нам нужна, - не общие сведения, а подробные навыки и знания. В том числе - по медиации, знания способов разрешения конфликтов, мы разбирали сложные ситуации, искали варианты, как можно решать проблемы стрессов, выгорания. Хочется отметить, что учили нас опытные специалисты, которые давно в теме приемного родительства. Мы получили концентрированную прививку знаний, которая хорошо легла на ту информацию, образование, опыт, которые уже у нас есть».
Роза Шайфутдинова, участница обучения из Республики Татарстан
Роза Шайфутдинова, участница обучения из Республики Татарстан, с 2010 года – приемная мама: в семье выросло трое кровных детей, 10 приемных – часть детей уже взрослые, сейчас в семье 4 приемных ребенка. «Надо заметить, что живем мы в деревне, в 15 километрах от районного центра Кукмор Республики Татарстан. И конечно, у нас не было никакой активности или помощи для приемных родителей, - рассказывает Роза Шайфутдинова. - Но я сама очень активный человек – педагог, председатель профсоюза, депутат. И я решила объединить наших приемных родителей. В итоге мы создали Клуб приемных родителей, я стала его председателем. С опекой у нас сложились очень хорошие взаимоотношения, сотрудники нашей опеки всегда нам помогают, многие вопросы мы решаем вместе. В нашем клубе 70 детей, 36 опекунских семьи и 28 приемных семьи. Узнав о коучинге для приемных родителей, опека предложила мне принять участие в обучении».
К Розе Шайфутдиновой и раньше обращались за помощью родители. Кого-то приемная мама консультировала, кого-то сопровождала довольно длительно, причем и удаленно, онлайн тоже. «Ведь часто приемные мамы и папы, особенно неопытные, стесняются задавать вопросы, а в опеке им, например, грубят или не могут что-то объяснить. Например, совсем недавно ко мне обращалась женщина, я ее вела к приемству, помогала ей разобраться во всех сложностях, и наконец она приняла в семью девочку, - рассказывает участница коучинга. - Но я понимала, что очень важно постоянно растить свои знания, чтобы помогать родителям на высоком уровне. Поэтому с удовольствием приняла участие в коучинге. Хочу отметить, что такая помощь более опытных приемных родителей действительно нужна другим. Ведь бывают очень сложные случаи, в которых, кстати, лучше, чтобы детей брали люди с психологическим, педагогическим или медицинским образованием. Например, случайным образом ко мне в семью как-то попал мальчик, который жил в первой приемной семье 11 лет, но потом начались проблемы. Выяснилось, что у ребенка психическое заболевание, сейчас он попал в психоневрологический интернат. Безусловно, в подобных ситуациях менее опытным приемным родителям очень нужна поддержка и специалистов, и опытных родителей, а если это совмещается в одном человеке, то такая помощь еще более эффективна. В другой семье мальчик постоянно угоняет машины, но родители никому не рассказывали – то ли не придавали значения, то ли боялись. Это тоже важный момент, ведь когда у ребенка начинаются сложности, нужно ставить в известность и органы опеки, потому что государство отвечает за детей, скрывать это нельзя. И таким семьям нужна квалифицированная помощь. И я рассказываю родителям, как действовать в таких сложных ситуациях. Учу тому, что нужно хорошо знать своих детей».
Учась в рамках коучинга, Роза Шайфутдинова вспоминала свои сложные случаи в жизни приемной мамы. И еще раз получила подтверждение, что это обучение очень нужно - получила крайне полезные знания, учеба дала больше возможностей для консультирования.
Елена Веретенникова из Новосибирска - психолог и приемная мама, в семье – кровный сын и четыре приемных дочери, сейчас все уже выросли, младшая приемная дочь учится в 9 классе. Опыт большой, и не только в воспитании приемных детей, но и в консультировании приемных родителей. «Наша опека, узнав про возможность этого обучения, сама предложила мне поучаствовать: сочли, что мне это точно пригодится, - рассказывает Елена Веретенникова. - Действительно, мне было интересно получить новые знания, чтобы применять их в консультировании других приемных родителей. И мои ожидания оправдались, я действительно обновила ту информацию, которой уже владею. Новые знания я получила и от преподавателей, в коучинге участвовали очень опытные специалисты, и от других родителей – мы создали свой чат, и, кстати, до сих пор общаемся, помогаем друг другу в вопросах психологического и юридического характера».
Сейчас Елену Веретенникову уже приглашают в службы сопровождения, в ШПР, просят вести семинары, консультации. Родители и раньше обращались к этой опытной приемной маме, но это были в основном индивидуальные консультации, а сейчас Елена вышла на групповые семинары. Много накопилось опыта, хочется им делиться, и теперь такая возможность появилась. Помогает и сертификат о прохождении коучинга, это официальный документ, он подтверждает знания и возможности.
«Это очень хороший полезный проект. А если еще обучающийся родитель обладает психологическим или педагогическим образованием, то эффект обучения будет еще выше, - отмечает Елена Веретенникова. - Кстати, хочу похвалить наши новосибирские органы опеки, у нас в них работают очень активные и неравнодушные специалисты, они постоянно проводят обучение родителей и поддерживают нас. Замечу, что в ходе коучинга родители из некоторых других регионов сетовали, что их опеки не проявляли инициативу в том, чтобы направить родителей на это обучение. А у нас именно опека проявила активность. А после обучения из мэрии пришла информация, что я теперь получила сертификат о прохождении коучинга и могу участвовать в различных формах консультирования. Радует, когда не надо стучаться в двери, а когда власти сами просят о взаимодействии, очень важен такой момент сотрудничества. В итоге мы со службами сопровождения города и ШПР уже до Нового года расписали мои консультации и семинары для приемных родителей. Работы много, и я очень рада, что смогу на практике применить свои знания и навыки».
По мнению Галии Бубновой, обучение дает потрясающий эффект: выпускники обучения могут уже не просто консультировать как приемные родители, но у них есть нечто большее: «Теперь мы можем подняться над ситуацией, посмотреть на нее извне, не как приемный родитель, а как специалист».
Коучинг принесет много пользы, особенно в регионах. Пандемия открыла нам возможность виртуальных взаимоотношений, когда можно обучаться и консультировать, встречаться онлайн. «Наш отряд первопроходцев сможет помогать всей стране. И в течение года уже можно будет говорить о конкретных итогах, когда те приемные родители, которые обучились и получили сертификаты, будут приносить реальную пользу, - убеждена Галия Бубнова. - И к нам уже обращаются. Замечу, что где-то опеки по-прежнему равнодушны и к проблемам приемных родителей, и к этому важному курсу обучения, хотя владеют этой информацией. А в других местах опеки очень активны и рады, что у них появились такие помощники, уже приглашают: «Вы нам поможете!». Да и многие приемные родители интересуются обучением, спрашивают, когда следующий курс, ждут. Я думаю, чем будет больше таких замещающих ресурсных родителей-профессионалов, тем будет стабильнее ситуация в целом в сфере семейного устройства».
«Мы, обучившиеся родители, сможем передавать полученные знания другим. Еще один важный момент – таким образом мы еще и разгружаем опеку, облегчаем им работу, ведь сотрудники опек очень загружены и просто не успевают погружаться в проблемы семей. И теперь, благодаря полученным знаниям и сертификату, я смогу помогать еще более качественно», - считает Роза Шайфутдинова.
Новый ресурс для помощи приемным семьям
Дети не слушаются, дерутся, воруют, убегают, интересуются противоположным полом, для родителей это головная боль и подрыв уверенности в своих силах. Опытные консультанты-коучи смогут помочь семьям в разрешении этих проблем. «При этом важно понимать ограничения своей помощи и вмешательства в семейные вопросы, - предостерегает Галина Семья. - Не надо замахиваться на психиатрические проблемы, но многие проблемы, связанные с развитием и воспитанием ребенка, становлением детско-родительских отношений, обученные приемные родители могут помочь решить. Этому способствует и технология «равный - равному», что позволяет создать доверительные отношения между родителем-коучем и проблемной семьей. В этом и заключается идея Института коучинга приемных родителей».
Помощь важна еще и для труднодоступных, удаленных регионов, куда не доберешься, где нет рядом служб сопровождения, психологов. А приемный ресурсный, подготовленный родитель, который рядом, - всегда сможет поддержать в кризисной ситуации и помочь разобраться в ней. Кроме того, обученные родители-коучи могут быть прекрасными волонтерами или наставниками как для ребенка, так и для семьи.
«Что важно, после обучения наши слушатели обрели умение отчуждать свой личный опыт для передачи другим, профессионально рефлексировать, то есть анализировать свои действия, поступки, слова с позиции полученных знаний. И такие родители-коучи становятся качественными преподавателями в школе приемных родителей, а не просто рассказчиками про жизнь своей приемной семьи», - подчеркивает Галина Семья.
Центр не занимается трудоустройством наших слушателей, но при этом уже были направлены письма в субъекты РФ, порекомендовав привлекать к работе родителя, прошедшего наш курс. И уже есть прекрасные примеры трудоустройства нескольких выпускников. А списки прошедших коучинг приемных родителей размещены на федеральном ресурсе в реестре специалистов, прошедших повышение квалификации.
Кроме того, как отмечает Армен Попов, Центр также разработал программу «Профопека» по повышению квалификации для сотрудников органов опеки. Нагрузка у этих специалистов большая, а знаний часто не хватает. В целом назрела необходимость реформ органов опеки, и в том числе обучения специалистов. В итоге 1400 сотрудников органов опеки из 14 регионов страны прошли обучение и получили важные для них знания. Организаторы обучения надеются, что специалисты изменили свое понимание психологии приемных семей, родителей, детей, и смогут лучше разбираться в спорных вопросах и не делать ошибок. В итоге Центр развития социальных проектов стал единственной площадкой по обучению и повышению квалификации специалистов органов опеки.
Стоит отметить, что на первое обучение-коучинг приемных родителей поступило более 600 заявок. Это, говорят организаторы обучения, говорит о большой востребованности курса коучинга. Поэтому, возможно, курс будет повторяться, чтобы большее количество опытных приемных родителей получили ценные знания.
Марина Лепина
Спонсор статьи - ООО «Газпром трансгаз Москва»
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»