Второй за 2021 год Бюллетень судебной практики подготовлен Благотворительным центром «Соучастие в судьбе» в рамках реализации проекта «Специализированная юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в условиях постпандемии» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.
Бюллетень состоит из судебных постановлений Европейского суда по правам человека, Верховного Суда Российской Федерации, кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, судов уровня субъектов Российской Федерации, районных и городских судов. В Бюллетень включено 68 судебных актов и четыре статьи с анализом правовой позиции судебных постановлений по делам, имеющим важное значение, применительно к вопросам защиты имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый третий из судебных актов, размещенных в Сборнике, касается дел подопечных Центра «Соучастие в судьбе» и, соответственно, отражает результаты работы организации по восстановлению нарушенных прав сирот.
Впервые в Сборнике судебной практики размещено решение Европейского суда по правам человека, касающееся защиты жилищных прав сирот в связи с длительным неисполнением судебных решений о предоставлении им жилых помещений. 30.09.2021 г. и 14.10.2021 г. ЕСПЧ принял два идентичных решения, которыми обязал Российскую Федерацию выплатить девяти лицам из числа детей-сирот денежные компенсации за длительное неисполнение решений судов о предоставлении жилых помещений.
Решения об обязании уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставить сиротам жилые помещения были вынесены судами в 2012, 2015, 2016 годах, но не были исполнены.
Предварительно заявителями были поданы административные иски о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения в разумный срок (в соответствии с положениями Федерального закона от 30.04.2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» в редакции Федерального закона от 19.12.2016 г. № 450-ФЗ). Однако суммы присужденных компенсаций были незначительными от 40 до 60 тысяч рублей.
После этого, были подготовлены и поданы в ЕСПЧ девять жалоб о нарушении права на справедливый суд (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод), на имущество (ст. 1 Протокола 1 к Конвенции), а также на отсутствие эффективного внутреннего средства правовой защиты (ст. 13 Конвенции).
В жалобах в ЕСПЧ было указано, что присужденные сиротам российскими судами компенсации, являются неэффективными и несоотносимыми, что такое долгое неисполнение решений судов нарушает их право на справедливый суд, а также что неисполнение решений именно о предоставлении жилья нарушает права заявителей на их имущество, собственность, которой они вправе уже долгое время обладать и пользоваться.
В решениях от 30.09.2021 г. «Дело Mezak и другие против России (33681/15)» и от 14.10.2021 г. «Дело Kadala и другие против России (62276/16)», ЕСПЧ признал нарушение прав заявителей по указанным статьям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и присудил компенсации в размере от 2 500 до 5 300 евро. Присужденные суммы подлежат выплате заявителям государством в течение трех месяцев.
ЕСПЧ также указал, что на государство-ответчика возлагается обязательство скорейшего исполнения решений по предоставлению жилья.
Решением ЕСПЧ от 30.09.2021 г. компенсации присуждены 3 лицам из числа детей-сирот, а в решении от 14.10.2021 г. – шести лицам из числа детей-сирот.
Все указанные дела с момента подготовки и подачи административных исков о взыскании компенсаций до подготовки жалоб в ЕСПЧ сопровождались юристами Центра «Соучастие в судьбе».
Вместе с тем, обращение в ЕСПЧ с жалобами на несоответствие размера компенсации за длительное неисполнение решений судов об обязании предоставить жилое помещение, возможно только после прохождения процедуры взыскания указанной компенсации российскими судами в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ. Поэтому в Сборнике размещены несколько судебных актов принятых апелляционными судами общей юрисдикции по указанной категории дел, которые помогут заинтересованным лицам сформировать правовую позицию при подготовке административных исков в суды субъектов Российской Федерации.
Традиционно в Бюллетене представлены судебные акты по различным категориям дел, связанных с защитой права детей-сирот на льготное обеспечение жилыми помещениями.
Одной из таких категорий, являются дела о признании детей-сирот и лиц из числа детей-сирот не являющимися членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма, по адресу их регистрации по месту жительства.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Соответственно, в случае если ребенок-сирота или лицо из числа детей-сирот ранее проживал в муниципальном жилом помещении, в котором зарегистрирован по месту жительства, и отсутствуют установленные пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и региональным законодательством обстоятельства невозможности их проживания в данном жилом помещении, то единственным способом признания этого лица подлежащим обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения является установления факта того, что это лицо не является членом семьи нанимателя в ранее занимаемом жилом помещении.
Представляются важными и дела (судебная практика по которым, также формируется с участием юристов Центра «Соучастие в судьбе») по вопросу об отсутствии необходимости устанавливать факт невозможности проживания сирот в жилых помещениях, в отношении которых они имеют право общей долевой собственности, в случае, если такие жилые помещения не соответствуют критериям благоустроенности или в случае, если на долю сироты в праве общей долевой собственности приходится незначительная доля общей площади жилого помещения, размер которой позволяет расценивать эту долю не как объект жилищных, а как объект гражданских прав.
По практике обращений в Центр «Соучастие в судьбе», по-прежнему весьма актуальной является проблема систематических отказов во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями лиц, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Поэтому, в Бюллетене размещены несколько судебных постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, касающихся дел об оспаривании решений о включении в список «возрастных» сирот в соответствии с положениями Правил формирования списка…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397.
В условиях постпандемии обострилась проблема взыскания управляющими компаниями с детей-сирот и (или) их законных представителей задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в отношении ранее занимаемых жилых помещений. В Бюллетене представлены судебные акты по указанной категории дел, а также судебные постановления об определении доли сирот в оплате за жилое помещение и ЖКУ.
В период постпандемии важными являлись дела по восстановлению нарушенных прав сирот на меры социальной поддержки, установленные федеральным и региональным законодательством.
В Бюллетене представлены судебные акты об оспаривании решений уполномоченных органов об отказе в назначении и выплате ежемесячных денежных средств на содержание подопечного, предусмотренные пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, в случае если законный представитель и подопечный не имеют регистрации по месту жительства в субъекте Российской Федерации в котором подопечный состоит на учете в органе опеки и попечительстве.
Представлено в Бюллетене и апелляционное определение по делу о признании незаконным и отмене распорядительного акта об отказе в выплате сироте пособия по безработице в размере средней заработной платы, сложившейся в регионе, как впервые ищущему работу.
По-прежнему актуальными являются дела об оспаривании отказов в назначении единовременной компенсационной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании нахождения в приемной семье, при прекращении попечительства в связи с достижением возраста 18 лет. Судебные акты по делам указанной категории также размещены в Бюллетене.
Несколько судебных актов касаются оспаривания отказов органов опеки и попечительства в заключении с опекунами и попечителями договоров о приемной семье в отношении подопечных, ранее преданных им под безвозмездную опеку и попечительство.
Позиции судов заключаются в том, что положения федерального законодательства не содержат оснований, критериев и условий, а также предпочтений или ограничений для заключения договоров о приемной семье с опекунами (попечителями), которые уже исполняют обязанности безвозмездно в отношении подопечного, ранее принятого на воспитание, в случае соблюдения им требований пункта 10 Правил создания приемной семьи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
Решение органа опеки и попечительства о передаче подопечных, находящихся на безвозмездной опеке (попечительстве), под опеку или попечительство, осуществляемые на возмездных условиях, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона.
Большое число судебных споров по делам о восстановлении нарушенных имущественных прав сирот свидетельствует, что в условиях постпандемии указанные нарушения со стороны государственных органов и органов местного самоуправления не только не уменьшились, но и приняли более массовый характер.
Судебные постановления, размещенные в Бюллетене, будут полезны лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их законным представителям и представителям, сотрудникам органов прокуратуры, специалистам органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот, НКО, работающих в интересах детей-сирот.
Представленные в Бюллетене судебные акты, помогут заинтересованным лицам определиться с правовой позицией по аналогичным делам, подготовить обоснование и требования исковых заявлений в суды, предоставят возможность аргументировать свою позицию при разрешении споров в досудебном порядке.
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.