Российская Федерация в соответствии с Конституцией Российской Федерации признается социальным государством, гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в частности в случае потери кормильца (часть 1 статьи 7, часть 1 статьи 39 Конституции РФ). При этом определение механизма назначения и выплаты пенсий, их исчисление относится к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О страховых пенсиях», статьей 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, имеют право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца. При этом члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
К нетрудоспособным относятся, в том числе, дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Иждивение детей умерших родителей презюмируется и не требует доказательств. Однако дети, объявленные полностью дееспособными или достигшие возраста 18 лет, должны подтвердить факт нахождения на иждивении умершего кормильца.
Такая разница в обязанности доказывания между несовершеннолетними и совершеннолетними обусловлена тем, что лица старше 18 лет вправе вступать в полноценные трудовые отношения в качестве работников, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, то есть иметь свой источник средств у существованию, в связи с чем они могут и не находиться на иждивении родителей.
Таким образом, лицам старше 18 лет для признания права на получение пенсии по потере кормильца требуется доказывать факт нахождения на иждивении умершего родителя.
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 № 2428-О «По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «иждивение» означает нахождение лица на полном содержании кормильца или получение от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
В судебной практике рассматриваются дела по установлению факта нахождения на иждивении лиц старше 18 лет, относящихся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обращения с такими исками поступают от лиц, которым получение пенсии по потере кормильца необходимо в связи с тем, что они являются студентами очных (дневных) форм обучения высших учебных заведений.
В таких делах в качестве доказательств нахождения на иждивении могут приниматься, помимо прочего, свидетельские показания, справка налогового органа об отсутствии собственного дохода (Апелляционное определение Московского городского суда от 14 января 2016 г. по делу № 33-0292/2016).
При этом ответчиками (территориальные управления Пенсионного фонда России) в качестве оснований для отказа в иске указывается, что на основании представленных доказательств невозможно сделать однозначный вывод о нахождении на иждивении. В анализируемых же судебных актах судами данный довод отвергается, указывается, что свидетельские показания могут достоверно установить факт нахождения на иждивении.
В обстоятельствах ряда дел дети, оставшиеся без попечения родителей, не получали от родителей алиментов. То есть родители были лишены родительских прав, судом с них были взысканы алименты, однако алименты ими не уплачивались, возникала задолженность по уплате алиментов. В таких случаях ответчики указывали, что факт наличия задолженности по уплате алиментов означает, что лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не могло находиться на их иждивении. Также указывали, что дети, будучи воспитанниками детских учреждений, находились на полном государственном обеспечении, в связи с чем не могли находиться на иждивении.
Суды не соглашались с данным доводом, указывали, что сам факт обязанности по алиментному содержанию подтверждает в достаточной мере нахождение на иждивении, а сама задолженность по алиментам и являлась для лица единственным источником средств для существования (Апелляционное определение Омского областного суда от 7 сентября 2017 г. по делу № 33-5423/2017).
В некоторых случаях лица, которые в несовершеннолетнем возрасте фактически относились к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не были выявлены в данном качестве и до достижения совершеннолетия не получали мер государственной поддержки, предусмотренных федеральным и региональным законодательством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Например, орган опеки и попечительства по тем или иным причинам (недостаток документов, отсутствие необходимых запросов в иные органы) не установил факт нахождения лица без попечения родителей. Таким образом, пенсия по потере кормильца выплачена не была, хотя при надлежащем исполнении своих обязанностей органом опеки и попечительства была бы выплачена, среди прочих мер социальной поддержки.
В таком случае суды не взыскивают задолженность по выплате пенсии, ввиду истечения срока исковой давности (при обращении в суд после достижения возраста 23 лет), однако возможно взыскание морального вреда. Так, в частности, было взыскано 150 000 рублей в качестве морального вреда с администрации муниципального образования (Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 г. по делу № 88-5561/2021).
Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» реализует проект «Юридическая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, их законным представителям и представителям» за счет средств, предоставленных Фондом президентских грантов.
http://souchastye.ru/o-sudebnoj-praktike-po-delam-o-vzyskanii-kompensacii-za-utrachennoe-posobie-po-sluchayu-poteri-kormilca-i-ob-ustanovlenii-fakta-naxozhdeniya-na-izhdivenii-naznachenii-pensii-po-potere-kormilca/?fbclid=IwAR1oGrmgx-XRzPOHB-V_c1TMACoV4IscgThF_MTJ7dlaSl-8HXZ2r3zyW1A
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.