Один из мифов усыновления – в российских детских домах живут тысячи несчастных малышей. Но реальность сейчас иная - дело в том, что в учреждениях страны почти таких малышей не осталось. Сейчас здесь без родителей остаются дети подросткового возраста, дети с особенностями здоровья, а также сиблинги. Не так просто найти для них семью. Благотворительные фонды, профессионально работающие в сфере социального сиротства, оттачивают свою деятельность, стараясь, чтобы результаты были максимально эффективными. Для этого, во-первых, важно перейти к принципу подбора не ребенка для семьи, а семьи для ребенка, учитывая характеры и потребности всех участников каждой истории, а во-вторых, сосредотачиваться именно на сложноустраиваемых категориях детей. Кроме того, сами семьи нужно «прокачивать», повышая их профессиональные навыки. Этими задачами и заняты фонды, работающие в этой сфере.
«Говоря о детях, имеющих риск остаться без родительского попечения, важно обозначить, что в ценнее всего для них остаться в кровной благополучной семье. Но это далеко не всегда возможно, и вот когда не удается сохранить ребенка в кровной семье, его благополучие напрямую зависит от того, сможет ли он попасть в заботливую приёмную семью, а не в детский дом», - подчеркивает Наиля Новожилова, председатель правления благотворительного фонда «Арифметика добра». |
Сегодня нужно уделить максимум внимания детям трудноустраиваемых категорий. «Как правило, дети подросткового возраста остаются невостребованными и продолжают жить в интернатных учреждениях: приемные родители чаще ориентированы на детей дошкольного или младшего школьного возраста, ссылаясь на скорое формирование привязанности с ними, нежели с подростком,- говорит Марина Аксенова, директор благотворительного фонда «Солнечный город». - Да, в учреждениях подростков готовят к самостоятельной жизни, и, тем не менее, они сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Только в семье дети могут научиться построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств, вырасти психологически устойчивыми и уверенными в себе». Дети, относящиеся к категории трудноустраиваемых - с особенностями здоровья, сиблинги, подростки, дети, пережившие жестокое обращение в кровной семье или возврат из приемных семей, - должны получить возможность воспитываться в условиях семейной заботы. |
Наиля Новожилова констатирует, что большая часть семей, которые готовы их принимать «сложных» детей, – это уже состоявшиеся приемные родители: «Кандидатов в приемные родители для подростков и детей с особенностями не хватает. Многие хотят малышей, но таких детей в учреждениях уже практически нет». Поэтому важно качественно готовить будущих приемных родителей: на них сегодня ложится более серьезная ответственность.
Качественная подготовка и прокачка родительского ресурса
Развитие приемного родительства во всех его формах – приоритет в работе Фонда «Арифметика добра» . «Приемное родительство является альтернативной формой учреждениям. Когда мы говорим о том, что дети не должны воспитываться в детских домах (всех видов), то должны располагать на уровне всей страны качественной поддержкой и работой с кровными семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и семьями, готовыми принять этих детей. А значит, заниматься привлечением, подготовкой, подбором семьи для ребенка и последующим сопровождением. Мы работаем с этим огромным вторым блоком», - говорит Наиля Новожилова. Фонд работает и с потенциальными приемными родителями, и с уже состоявшимися приемными семьями – начиная с того шага, когда они готовятся взять ребенка в семью, и до момента, когда они его выпустят в самостоятельную жизнь. Для этого в фонде есть Школа приемных родителей и служба сопровождения – консультационный центр. Фонд помогает семье комплексно.
Школа приемных родителей БФ "Арифметика добра"
Сегодня немаловажно, чтобы приемные семьи должны быть подготовлены к тому, чтобы принять в семью таких детей, которым нужен особый подход. И задача НКО и специалистов – работать на категорию тех детей, которые сейчас находятся в детских домах и нуждаются в семье. Вектор работы более сконцентрирован. «Вот почему работа нашей Школы приёмных родителей ориентирована на кандидатов, которые хотят взять ребенка старше 7 лет», - замечает Наиля Новожилова. Она подчеркивает, что в целом пока подготовка тренеров и их профессионализм в Школах приемных родителей по всей стране низкая. «Наша же программа подготовки отвечает реальным потребностям семейного устройства, обязательно участвует в школе опытный приемный родитель и что важно приемный подросток. У кандидатов есть возможность поговорить, задать свои вопросы и послушать опыт реальный, - рассказывает Наиля Новожилова. - Мы думаем над тем как помочь другим ШПР перенять это. Мне кажется странным, что многие ШПР не делают акцент на том, что в детских домах огромное количество подростков».
В фонде «Измени одну жизнь» для тех, кто только задумался о возможности принять ребенка в свою семью, также работают консультации психолога, который поможет сориентироваться в своих ожиданиях, опасениях, сомнениях, ресурсах и других важных вопросах. «Важная особенность - мы специализируемся на онлайн-сервисах для родителей, поэтому практически все наши услуги доступны для любого желающего из любой точки страны. К примеру, мы сделали ряд обучающих курсов в формате чат-ботов. Например, на базе одной из социальных сетей (Фейсбук) создали курсы Profamily, в них рассматриваются важные темы в очень удобном формате и в комфортном режиме для любого, кому интересна тема детско-родительских отношений. Пройти эти курсы может каждый желающий, и мы будем очень благодарны за обратную связь», - рассказывает Яна Леонова, директор благотворительного фонда "Измени одну жизнь". |
Видеоанкеты детей и видеоанкеты родителей: опыт первопроходцев и новые тенденции
Фонд «Измени одну жизнь» помогает приемным родителям уже с самого начала – в процессе поиска ребенка. Этот фонд стал одним из первых, кто начал создавать видеоанкеты детей, живущих в детских домах, чтобы помочь их устройству. Эта программа действует с 2012 года. «За 8 лет для более чем 50 000 детей были созданы такие анкеты, и более 18 000 детей уже в семье, - говорит Яна Леонова. - Все видеоанкеты размещаются на нашем информационном портале , который содержит огромный объем информации для потенциальных и действующих опекунов и усыновителей, включая справки, инструкции, вебинары специалистов, блоги приемных семей, служба «вопрос-ответ», и многое другое».
Сервис видеоанкет БФ "Измени одну жизнь"
А проект «Ванечка.рф» https://vanechka.ru/ , который оказывает помощь и поддержку семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей и семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, создал первую в России базу потенциальных приемных родителей, из которых специалисты детских учреждений, в том числе, могут подбирать для детей семью. «Проект «Видеоанкета кандидата в приемные родители: как рассказать ребёнку о себе» https://vanechka.ru/for_children/videopassports мы реализуем с ноября 2019 года по октябрь 2020 года в рамках реализации проекта Фонда президентских грантов на территории 6 пилотных регионов: Московская область, Ульяновская область, Свердловская область, Красноярский край и Вологодская область, - Юлия Зимова, руководитель проекта «Ванечка», член Общественной палаты РФ. - В детских домах очень много подростков, поэтому мы направили свою работу на семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 10 до 17 лет».
Задача специалистов проекта – подобрать семью для ребенка, такую, которая в большей степени, чем при традиционном подходе, когда кандидаты выбирают ребенка, соответствует потребностям ребенка. И не менее важным в идее проекта является голос ребенка в вопросах его жизнеустройства. «Вот одна из реальных наших историй, - рассказывает Юлия Зимова. - Однажды нам позвонил мальчик и сказал: «Я видел анкету семьи, мама, там, правда, хочет маленького ребенка, но я увидел, что рядом с ними есть Ледовый дворец, а я мечтаю играть в хоккей! Может быть, вы познакомите меня с этой семьей?». И после одобрения руководства детского дома мальчика познакомили с этими приемными родителями, в дальнейшем он ушел в эту семью! Сейчас он уже вырос, стал взрослым, и до сих пор они поддерживают тесную связь».
Проект помогает и в организации самой съемки и подготовке сценария, по которому кандидат снимет о себе видеоролик. «Мы приняли во внимание ранее проводимые исследования о том, а что же дети хотят знать о своей будущей семье. Им интересно, кто живет в семье, сколько там детей, в какой комнате и в каких условиях они будут жить, есть ли в семье животные, какая рядом с домом школа и другая инфраструктура – все это мы учли в сценарии», - говорит Юлия Зимова.
С родителями работают психологи проекта, чтобы определить мотивацию, характер, цели, это помогает понять, какому ребенку подойдет такая семья. А у всех специалистов детских домов, включенных в проект, есть свой личный кабинет на сайте проекта "Ванечка", там они видят и открытые, и закрытые анкеты родителей. Специалист сначала вместе с ребенком в целом изучает проект и анкеты, чтобы рассказать ему, какие бывают семейные традиции, как живут семьи. А уже когда подбирается конкретный кандидат, подходящие анкеты показывают ребенку и предлагают познакомиться. Сначала ребенок и потенциальные приемные родители общаются онлайн, что сейчас, в период пандемии, актуально. И, если отношения складываются, семья уже готовит документы на принятие ребенка.
«Проект помогает сделать подбор индивидуальным. Например, какому-то ребенку нужна многодетная семья, другому – из-за аллергии нельзя в семью, где есть животные, третьему важно остаться в своем регионе, потому что тут живет, например, его бабушка. А еще учитывать и характеры! Например, один ребенок – очень подвижный и общительный, другой – неспешный и родителей нужно подбирать с совместимыми качествами и привычками. Все это можно учесть, а значит, сузить выборку и ускорить подбор», - поясняет Юлия Зимова.
На 1 июня 2020 года в проекте приняли участия 22 органа опеки, 20 детских домов, сейчас добавляем еще 10 из Московской области, и 17 школ приемных родителей. Активно принимают участие Ассоциации приемных семей Ульяновской области, Красноярского края и Московской области. Проект поддерживают и власти регионов. Снято уже 18 видеоанкет кандидатов, готовых воспитывать от 1 до 4 детей в возрасте от 10 до 17 лет. В проекте приняло участие более 100 детей, из них 6 согласились познакомиться, 5 - в процессе общения с будущими родителями, 1 ребенок уже в семье! Остальные ждут окончания карантинных мер.
«Мы хотим, чтобы эта система была развита уже на государственном уровне и вертикально интегрирована, - подчеркивает Юлия Зимова. - Сейчас органы опеки и попечительства, если нужно подобрать ребенку семью, по привычке обращаются уже к проверенным семьям, которых они знают, или же обращаются к базе родительских видеоанкет на нашем портале. Органы опеки пытаются создавать свои базы кандидатов в замещающие родители, что подтверждает правильность выбранного нами направления в работе. В разных органах опеки и попечительства есть более 30 тысяч зарегистрированных кандидатов в приемные родители, и они ждут! И во всей России более 40 тысяч детей в детских домах. Почему они никак не состыкуются, не найдут друг друга? Нужна помощь, и наш проект "Видеоанкета кандидатов в замещающие родители" может этому способствовать».
Родительские сообщества: технологии «равный равному»
Во многих регионах страны давно появлялись различные ассоциации приемных родителей, но не всегда они дают нужный эффект. В фонде «Арифметика добра» убеждены, что подобное сообщество должно оказывать реальную помощь. В «Арифметике добра» с самого начала был создан Клуб приемных семей. В нем могут получить поддержку (с учетом технологии «равный равному», когда помощь оказывают опытные приемные родители) все желающие приемные семьи. «Для нас важно, чтобы это было сообщество людей, которые вместе развиваются и помогают друг другу – при поддержке, конечно, наших специалистов. Это не просто ассоциация или объединение. Идея клуба в том, чтобы родители делились проблемами и опытом друг с другом, могли дать совет, подставить плечо. Были объединены вокруг образовательного процесса, развивающего родительские компетенции, - поясняет Наиля Новожилова. - Но сила сообщества, конечно, в горизонтальной поддержке. Часто приемные родители говорят: «Нас не понимают, с нами даже перестали общаться друзья, нас называют странными». В Клубе они находят единомышленников, тех людей, для которых приемное родительство – норма. Нам было важно дать приемным семьям такое сообщество, такую поддержку».
Сейчас в Клубе больше 1500 семей, и он стал еще активнее: фонд выходит с этим проектом в регионы, работает уже 6 региональных клубов. Тема развития родительских компетенций очень важна, и фонд старается масштабировать эту работу по всей стране. «Для этого требуется сочетание профессионализма, менеджмента. В идеале мы хотим, чтобы приемный родитель в каждом регионе мог прийти в такой клуб, пообщаться, поделиться своими тревогами. У нас в стране не хватает такой инфраструктуры, - замечает Наиля Новожилова. - Ведь приход ребенка в семью – это только первый шаг, а потом идет большая работа по адаптации, компенсации утраченного детства и развития».
Поддержка профессионального приемного родительства
Идея новосибирского благотворительного фонда «Солнечный город» - чтобы дети, относящиеся к категории трудноустраиваемых, получили возможность воспитываться в условиях семейной заботы. Для принятия такого ребенка нужна опытная, ресурсная семья. «Мы решили поддержать такие профессиональные приемные семьи. С 2018 года фонд «Солнечный город» в Новосибирской области реализует проект «Новая семья 2.0» который оказывает помощь в приобретении дома или улучшении жилищных условий для уже действующих приемных семей – участников проекта, - рассказывает Марина Аксенова. - Жилье мы предоставляем в Новосибирской области». В этом году проект сосредоточился на устройстве подростков.
Проект "Новая семья 2.0" БФ "Солнечный город"
О проекте знают специалисты органов опеки, которые работают напрямую с семьями и могут рекомендовать им поучаствовать в нем, также мы рассказываем о нем на Школах приемных родителей. Сначала семьи подают заявку на участие. На первом этапе специалисты общаются с кандидатами, чтобы определить соответствие формальным требованиям (возраст, семейное положение, опыт воспитания детей, отношения внутри семейной системы). Проходит также психолого-педагогическое собеседование, причем со всеми членами семьи, если они живут на одной территории или планируют жить вместе. Важна готовность к расширению семьи кровных детей или уже имеющихся в семье приемных детей. В 2019 году проект получил заявки от 80 семей, но только 8 семей были одобрены к участию в проекте: иногда люди подают заявку, не обдумав и не почитав условия, или не рассчитывая свои силы.
Если семья прошла все этапы собеседования, то она обучается в Школе приемных родителей на базе партнерского учреждения «Солнечного города», потому что родители должны обладать определенными компетенциями. «Наша специфика в том, чтобы подобрать для детей профессиональных приемных родителей. Требования определены фондом. Например, такая семья должна обладать родительскими компетенциями и практическими навыками по воспитанию детей. В частности, в проекте есть семья, специфика которой – работа с трудными подростками-девочками. Мы также занимаемся повышением квалификации тех семей, которые уже в проекте», - говорит Марина Аксенова.
Изначально предусматривалась возможность предоставления помещений для большой семьи, где в целом не более 6 детей. В этом году решено предоставлять жилье семье в аренду или оказывать дополнительную помощь семьям, которые остаются жить в своем помещении, при этом готовы взять 1 ребенка, но сложного – допустим, подростка или ребенка с особыми потребностями. Семья живет в таком доме или квартире на безвозмездной основе, но сама платит за коммунальные услуги, поддерживает помещение в надлежащем виде. Продолжительность проживания в жилых помещениях индивидуальна, прописывается в договоре. За выполнение приемным родителем своей профессиональной заботы по отношению к детям и выполнение индивидуального плана развития на каждого ребенка предусмотрено дополнительное финансовое вознаграждение от фонда. «Сейчас в нашем проекте уже участвует 4 семьи, в которых воспитывается 15 приемных детей, 12 из которых переданы в семьи в рамках проекта, - говорит Марина Аксенова. - Мы считаем, что такая практическая поддержка профессиональных семей помогает создать условия для приема детей в семью, а дети, находящиеся в учреждениях, в итоге быстрее уйдут в семьи».
В фонде «Арифметика добра» тоже считают важным развивать профессиональное приемное родительство. Для этого фонд запустил проект «Ресурсные родители» – в него отбирают опытные приемные семьи, которые способны многократно брать детей-подростков из учреждений. «Наша задача – превратить этот проект в поддержку профессиональных приемных семей. Мы уже сформировали костяк. Таким семьям фонд тоже предлагает комплексную помощь консультационного центра, - рассказывает Наиля Новожилова. - Мы подбираем семьи для наших подопечных, например, из программы «Шанс» – это образовательная программа для детей-сирот. Дети знакомятся с будущими родителями только после работы наших специалистов и заключения о том, что семья подходит этому ребёнку».
Чтобы избежать возвратов
Фонд «Арифметика добра» также работает с профилактикой вторичных отказов. Задача Клуба приемных родителей, в том числе, помочь семье справиться с трудностями, уберечь ее от возврата ребёнка. «В учреждениях много детей-возвратников, значит, надо активнее развивать сервисы помощи родителям. Но важна и позиция родителей: они должны быть открыты и готовы к партнерству и воспринимать работу специалистов не как вмешательство, а как сотрудничество, поддержку, - отмечает Наиля Новожилова. - Мы понимаем, что органы опеки сформировали отношение к помощи как ко вторжению, но нужно постепенно менять эту ситуацию».
Профилактика выгорания и практическая помощь
Проект «Ванечка.рф» разработал важный проект для помощи приемным семьям, которые взяли особого ребенка. Это Карта возможностей приемного ребенка. Обычно, принимая в семью ребенка с инвалидностью, родители сталкиваются со сложностями устройства его в садик или школу, на какие-то занятия и так далее. «С помощью коллег из ВОРДИ, Ассоциации «Аутизм-регионы» и с помощью самих родителей мы составили такую карту. Теперь родитель такого ребенка уже заранее может посмотреть, какие ресурсы есть для его развития и социализации рядом с домом, - рассказывает Юлия Зимова. - Мы проводили также и общественный контроль, когда родители сами выходили и проверяли эти адреса, соответствуют ли данные действительности». Сейчас карту продолжают наполнять родители. |
Карта возможностей приемного ребёнка "Ванечка.рф"
Фонд «Измени одну жизнь» разрабатывает сервисы, которыми могут воспользоваться родители из любого уголка страны. Например, для мам или пап, которые уже приняли детей, работает дистанционная служба консультантов-психологов. Чтобы получить такую поддержку, нужен только доступ в интернет. Помимо этого, при наличии вопросов юридического характера, можно получить и онлайн-консультацию юриста. «Также мы сейчас развиваем направление по психологическому консультированию детей, неважно, кровных или приемных. Мы понимаем важность и сложность процесса адаптации всех членов приемной семьи, и очень важно своевременно оказать поддержку детям», - рассказывает Яна Леонова. Есть также возможность помочь детям из приемных семей в учебе, при поддержке партнера фонда – образовательной платформы «Фоксфорд». Ребята могут получить помощь репетиторов и подтянуть учебу, разобраться в предметах с помощью хороших педагогов, увлеченных своим предметом.
Для помощи родителям фонд создал проект «Передышка» - сервис поддержки бэбиситтеров. «Это единственный наш оффлайн-проект. В настоящее время, в связи с вирусной обстановкой, наши няни предоставляют эту услугу дистанционно: они могут поиграть с детьми в игры, занять рисованием, чтением, обсуждениями прочитанного, - говорит Яна Леонова. - Услуги проекта «Передышка» в реальном режиме доступна опекунским семьям Москвы и ближайшего Подмосковья. Проект пользуется большой популярностью, ведь он позволяет родителям беречь свой ресурс, решать важные вопросы, брать передышку в веренице дел и забот, это очень важно для сохранения сил и профилактики эмоционального выгорания. С января по апрель 2020 года мы предоставили более 2 270 часов передышки».
А на канале Youtube фонд «Измени одну жизнь» развивает проект «Почитай мне». Изначально идеей было поддержать детей, которым никто не читает сказки: актеры, артисты, теле- и радиоведущие читают сказки для ребят из детских домов-участников проекта. «Проекту уже более 6 лет, и в настоящее время это может помочь с пользой провести время, - замечает Яна Леонова. - Это тоже важная помощь и семьям, и детям».
«Хочется, чтобы была очередь из кандидатов, готовых принять детей»
Наработанный опыт и практическая работа благотворительных фондов поможет будущим и действующим приемным семьям.
«Мы настаиваем на том, что опекунам и усыновителям нужна профессиональная и человеческая поддержка, никто кроме родителей не знает, с чем они каждый день сталкиваются, с какими страхами и сложностями воюют, какие, порой, тяжелые истории вынуждены проживать со своими детьми, чтобы дать им возможность получить опору и принятие», - подчеркивает Яна Леонова.
Сегодня главные вызовы НКО, работающих в сфере социального сиротства и приемного родительства, – сделать так, чтобы подбор семьи для ребенка был профессиональный. «Надо подбирать не ребенка, а семью. Хочется, чтобы была очередь из кандидатов, которые готовы принять детей. Для этого, в том числе, я работаю, - делится Наиля Новожилова. - Я убеждена, что застану такую слаженную систему, в которой и уровень профессионализма всех участников высокий, и приоритетны интересы ребенка, и детские дома не нужны. Конечно, для реализации этих задач нужна и политическая воля, а еще нужно популяризировать приемное родительство. Люди должны знать больше о проблемах социального сиротства, быть готовыми примерять на себя роль приемного родителя».
Автор: Марина Лепина
Материалы подготовлены с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.