Министерство образования и науки Российской Федерации ознакомилось с информацией, размещенной на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, и сообщает следующее.
До настоящего времени представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации "Об устранении нарушений законодательства, допущенных при продлении срока аккредитации представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению российских детей" в Минобрнауки России в установленном порядке не поступило. Вместе с тем, Министерство считает необходимым высказать свою позицию по основным вопросам, обозначенным в размещенных на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации материалах.
1. В представлении указывается, что на момент решения вопроса о продлении аккредитации многие представительства имели задолженность по предоставлению отчетов об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленных компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок (далее - отчеты), а также по предоставлению информации о постановке на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами (далее - консульский учет).
Данные сведения приводятся со ссылкой на информацию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о работе представительств, находящихся на их территории и осуществляющих деятельность по усыновлению детей, ежегодно представляемую в Минобрнауки России.
Действительно, по ряду организаций, в информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеется замечание о нарушении сроков предоставления отчетов, что, по мнению Генеральной прокуратуры Российской Федерации, является безусловным основанием для отказа в продлении срока аккредитации.
В данном случае необходимо учитывать следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют четкие сроки предоставления отчетов. Так, например, в Положении о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением нет прямого указания на то, по истечении какого периода времени (с момента вынесения судебного решения об усыновлении, а также предыдущего представления отчета) должно быть проведено обследование условий жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в течение какого срока должен быть составлен отчет, а также не позднее какого периода данный отчет должен быть представлен в орган исполнительной власти субъекта федерации. Например, во второй и третий годы отчеты представляются один раз в год. Таким образом, возникает правовая коллизия, при которой такие отчеты могут быть представлены в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации как в начале, так и в конце года.
Не определен и конкретный срок представления в регион информации о постановке детей на консульский учет.
Представляется, что каждый случай несвоевременного представления отчетов и информации о постановке на консульский учет представительствами в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должен рассматриваться в индивидуальном порядке. Также следует принимать во внимание обстоятельства, послужившие причиной соответствующих задержек.
В большинстве случаев задержки предоставления отчетов не носят систематический характер и, как правило, обусловливаются техническими факторами (задержка почтовых отправлений, утеря и т.д.). В указанных случаях имеющиеся задолженности оперативно устраняются представительствами. Как правило, представительства добросовестно выполняют взятые на себя обязательства, что подтверждается письмами большинства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об отсутствии каких-либо задолженностей у представительств и замечаний к их деятельности.
Безусловным основанием для отказа в продлении срока аккредитации, либо ее досрочного прекращения являются случаи, когда представительства систематически и в течение длительного времени не предоставляют необходимые отчеты и, несмотря на неоднократные напоминания, направленные в их адрес, данные обязательства остаются невыполненными.
В 2005 году по указанным основаниям Министерством было отказано в продлении срока аккредитации трем представительствам.
2. В представлении указывается как нарушение отсутствие сроков в лицензиях организаций и доверенностях, выдаваемых главам представительств.
Следует учитывать, что в соответствии с законодательством Испании и Италии лицензии на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей выдаются соответственно Сообществами Автономных областей и Комиссией по международным усыновлениям Республики Италия без указания срока их действия. При этом такие лицензии считаются действительными и действующими до того момента, пока не будут отозваны, и продлеваются автоматически по умолчанию.
Аналогичный порядок выдачи разрешений организациям по усыновлению установлен и французским законодательством, и законодательством ряда штатов США.
Таким образом, в указанных случаях лицензии без указания срока их действия, выданные организациям по усыновлению (удочерению) детей компетентными органами иностранных государств, являются действительными.
Такой же порядок распространяется и на доверенности, выдаваемые иностранными организациями главам представительств. В соответствии с российским законодательством срок действия доверенности и основания ее прекращения определяются по праву страны, где была выдана доверенность (ст. 1217 ГК РФ). Таким образом, если в доверенности не оговорен срок ее действия, то такая доверенность считается действительной до момента ее отзыва, отмены и т.д., и признается действующей на территории Российской Федерации.
Законодательством не установлено, что при продлении срока аккредитации копия лицензии иностранной организации по усыновлению (удочерению) детей действительна в течение 6 месяцев со дня ее выдачи.
Данное требование относится исключительно к процедуре открытия представительства на территории Российской Федерации.
3. В представлении высказано мнение о недействительности лицензии агентства "Фэмили энд Чилдрэнс Эйдженси, Инк." (США), "т.к. в ней не указано, что ее действие распространяется на территорию Российской Федерации".
Выдача лицензий на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей регулируется законодательством каждого штата США и ни в одном из них не предусмотрено требование об указании страны, на территорию которой распространяется действие таких лицензий.
4. Нельзя согласиться с утверждением о том, что письмо, выданное Офисом обслуживания детей и семей штата Нью-Йорк организации "Хэппи Фэмилиз Интернэшнл Сентер, Инк." (США) не может считаться официальным документом, подтверждающим полномочия организации в области усыновления детей.
В соответствии с законодательством штата Нью-Йорк, рассмотрение и утверждение организаций в штате Нью-Йорк осуществляется государственным органом - Офисом обслуживания детей и семей путем регистрации в реестре штата. После внесения в такой реестр организация является уполномоченной на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей, о чем ей выдается соответствующее письмо.
Такое письмо признается "другим документом, выданным компетентным органом государства местонахождения иностранной организации, подтверждающим полномочия иностранной организации по осуществлению деятельности по усыновлению детей".
5. Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказано мнение, что на момент проверки у глав некоторых представительств истекли сроки их полномочий. Это утверждение представляется некорректным, поскольку в делах указанных представительств имелись доверенности, и срок их действия не истек.
6. В качестве нарушения в представлении указано отсутствие в доверенностях, выданных главам представительств, слова "усыновление".
Законодательством Российской Федерации не установлены требования к содержанию доверенности, выдаваемой иностранной организацией по усыновлению (удочерению) детей главе представительства на территории Российской Федерации, в частности, обязательность указания в тексте доверенности слова "усыновление". Это доверенность на представление интересов организации на территории Российской Федерации в рамках возложенных на представительство полномочий, в пределах, допускаемых российским законодательством. Учитывая, что основным видом деятельности представительства является деятельность по усыновлению детей на территории Российской Федерации, отсутствие в доверенности слова "усыновление" не является нарушением.
7. В представлении также высказывается мнение о том, что не соответствует действующему законодательству то, что глава представительства "Дьяконишес Верк дэр Эвангелишен Кирхенбэцирке им Райн-Некар-Крайс" (Германия) наделен в доверенности правом на получение информации о детях.
Согласно пункту 14 Положения о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2000 г. N 268, представительства, помимо конкретизированных в данном пункте функций, осуществляют и иную деятельность по представительству интересов кандидатов в усыновители на территории Российской Федерации, разрешенную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Порядка организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобразования России от 28 июня 2002 г. N 2482 (зарегистрирован в Минюсте России 6 августа 2002 г. N 3670), сотрудник представительства может по просьбе иностранного гражданина представить соответствующему оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, письменное заявление иностранного гражданина с просьбой о получении производной (не конфиденциальной) информации о подобранном для него ребенке.
В связи с этим наделение сотрудников представительства полномочиями на получение информации о детях не является нарушением.
8. Генеральной прокуратурой Российской Федерации высказано замечание относительно того, что при продлении срока аккредитации Минобрнауки России не запрашивало новые заключения о возможности продления срока аккредитации представительствам от МВД России, МИДа России и Минюста России.
В соответствии с Инструкцией по работе с документами органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей, представляемых для получения разрешения на открытие представительства иностранной организации по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации в Министерство образования и науки Российской Федерации, утвержденной приказом Минобрнауки России от 12 апреля 2005 г. N 110, такие заключения даются федеральными органами исполнительной власти на основании представляемых для продления срока аккредитации документов, перечень которых утвержден приказом Минобразования России от 27 июля 2001 г. N2826 5, при этом срок действия таких заключений законодательно не определен.
Документы организациями были представлены, необходимые заключения федеральных органов исполнительной власти получены, однако, в связи с административной реформой, срок действия аккредитации в установленном порядке продлен не был.
Порядок действий в подобной ситуации, который предусматривал бы требование представления дополнительных заключений федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами не урегулирован. В частности, на запрос Министерства о представлении новых заключений о 43 организациях МИДом России был дан ответ о нецелесообразности представления повторных заключений.
Необходимо отметить, что в соответствии с возложенными на Минобрнауки России полномочиями Министерством принимаются меры по усилению контроля за деятельностью представительств.
В июле т.г. Минобрнауки России направлено письмо главам представительств о необходимости соблюдения законодательства Российской Федерации.
В настоящее время Министерством осуществляется мониторинг выполнения аккредитованными представительствами своих обязательств. В IV квартале т.г. запланировано проведение проверок деятельности ряда представительств, к проведению которых при необходимости будут привлечены представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
В случаях выявления систематических нарушений в деятельности представительств вопрос о досрочном прекращении их деятельности будет вынесен на очередное заседание Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи.
Также, в целях совершенствования законодательства, регламентирующего указанные вопросы, с учетом выявленных в практике работы неурегулированных моментов и проблем, Министерством завершается подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением (в том числе в части принятия решения о продлении срока аккредитации, уточнения порядка и сроков предоставления отчетов и информации о постановке на консульский учет, совершенствование порядка обмена информацией о деятельности представительств между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Минобрнауки России).
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»