Наибольшее количество детей сегодня передается под опеку. О том, как сегодня развивается процесс усыновления в столице, мы попросили рассказать начальника юридического отдела Аппарата уполномоченного по правам ребенка Наталью ВОЛКОВУ.
– При усыновлении предъявляются жесткие требования не только к усыновителю, но и к ребенку. Усыновляемый должен иметь так называемые правовые основания. Что это такое? Не могли бы вы рассказать о них подробнее?
– Правовыми основаниями для усыновления детей в соответствии с действующим законодательством является смерть родителей, лишение родительских прав, ограничения в родительских правах, признание родителей недееспособными, отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных. Кроме того, можно усыновить ребенка, родители которого дали согласие на его усыновление. Такое заявление-согласие должно быть нотариально удостоверено или заверено руководителем того учреждения, в котором находится ребенок, либо органом опеки и попечительства. Подлежит усыновлению ребенок-подкидыш – что ребенка подкинули, должно также подтверждаться соответствующим актом установленной формы. Статья 130 Семейного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность усыновления ребенка, если родители его неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими. Например, если родители по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.
– Усыновление и опекунство сегодня являются наиболее распространенными формами семейного устройства. Наталья Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, а какова ситуация с патронатом и приемной семьей?
– По состоянию на 1 января 2007 года в городе Москве числилось восемь приемных семей, в которых воспитывалось 23 ребенка (без родительских детей).
Число патронатных семей составило 195 – в них воспитываются 244 ребенка. Ранее до 2006 года статистической отчетностью не предусматривался учет числа патронатных семей и количество воспитываемых в них детей, но с уверенностью можно сказать, что их количество постоянно увеличивается, то есть данная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе продолжает развиваться.
– Московским законодательством предусматривается однократное предоставление благоустроенных жилых помещений опекаемым по достижении 18 лет по договору безвозмездного пользования. А может ли рассчитывать на предоставление жилья ребенок, выросший в приемной семье или в семье патронатного воспитателя?
– Статья 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 года № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» предусматривает однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Это касается не только подопечных по достижении возраста 18 лет, но и детей этой категории по окончании их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот. Также на получение жилья могут рассчитывать дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в приемных семьях, детских домах семейного типа, в патронатной семье. Еще одна категория – сироты, проходящие обучение в учреждениях профессионального образования, заканчивающие службу в Вооруженных силах Российской Федерации, или возвращающиеся из мест лишения свободы. Если указанные граждане не имели закрепленного жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно, они могут претендовать на предоставление жилого помещения.– Скажите, пожалуйста, какие программы и законы, стимулирующие развитие усыновления, принимаются сегодня в Москве?
– Существует, например, «Комплексная программа дополнительных мер по поддержке семей с детьми, созданию благоприятных условий развития семейных форм воспитания и становления личности ребенка на 2007 год», которой разработан ряд мероприятий по созданию условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, формированию в обществе семейных ценностей. В числе этих мероприятий – внести изменения и дополнения в Закон № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». Данным законом предусмотрены единовременные денежные выплаты не только в связи с рождением ребенка, но и усыновлением ребенка в возрасте до трех месяцев.Кроме того, усыновители, опекуны, попечители имеют право на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни. Законом города Москвы № 55 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребенка. В настоящее время размер данной выплаты составляет 15 000 руб.
– А какая помощь в трудоустройстве оказывается детям-сиротам в Москве?
– Большая работа по оказанию помощи в трудоустройстве данной категории граждан оказывается Московским центром труда и занятости молодежи «Перспектива». На базе центра образования «Детский дом-школа №1862» реализуется программа «Психолого-профориентационное сопровождение воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В 13 детских домах и школах-интернатах проводились занятия по программе «Технология профессионального самоопределения и трудоустройства». В своей работе психологи-профконсультанты центра используют разработанный ими методический комплекс. Среди безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, по состоянию на 1.01.2007 года состояли 308 человек категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Размер получаемого пособия соответствует средней заработной плате по Москве.
Вечерняя Москва, 5.10.2007 г.
Для справки:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»