Интервью "Российской газете" по итогам состоявшегося в Общественной палате обсуждения Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года (в том числе по детям-сиротам), председателя Комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты Александры Очировой.
РГ: Вы не используете определение "прожиточный минимум", заменяя его довольно необычными терминами: "социальный стандарт", "экономическая устойчивость семьи". Что это за стандарты и о какой устойчивости речь?
Очирова: Мы выступаем за экономическую устойчивость семьи, что позволило бы рассчитать совершенно иные качественные показатели сопровождения семейной политики.
Понятие экономической устойчивости семьи - это та базовая единица, с которой можно было бы вести расчеты. Его, к сожалению, нет в законодательстве. Мы сделаем все возможное, чтобы эти стандарты появились, и в первую очередь в отношении детей.
РГ: Ну, например, каким может быть этот стандарт для конкретного ребенка?
Очирова: Возьмем, к примеру, здравоохранение - эффективность "скорой помощи" по месту жительства: ее оснащенность, как скоро она приезжает по вызову. Важнейшая составляющая стандарта в том, чтобы каждый ребенок получал бесплатную медпомощь. Каждый! Вне зависимости от уровня благосостояния родителей и места проживания.
К сожалению, много примеров, когда даже за лечение детей-инвалидов требуют денег.
РГ: Но такие вопросы - в компетенции прокуратуры, а не социальных работников.
Очирова: Заблуждение! Кто и на каком основании может отказать ребенку-инвалиду в бесплатной медпомощи? Задают такой вопрос руководителю медучреждения. Он в ответ: а где закон? А нет такого закона.
Да больше того, в ряде городов у нас нет детских больниц! При этом, если вы изучите стратегию, предложенную минэкономразвития, то обратите внимание, что детство там, к сожалению, не нашло отражения в той мере, в которой эта проблема стоит перед гражданским обществом. Очень плохо работают органы опеки и попечительства. Выход один - все должно находиться под общественным контролем.
РГ: Ваша оценка органов опеки и попечительства не слишком радикальна?
Очирова: Я специально занималась с профильным комитетом Госдумы по этому вопросу. У нас более 700 тысяч детей-сирот, часть из которых - при живых родителях. Лишь 10 процентов из этих 700 тысяч станут полноценными членами общества. У остальных тяжелая судьба, многие оказываются в конце концов в местах лишения свободы. Причина: они не подготовлены к самостоятельной жизни, не получили положенных по закону прав, жилья и т. д. Что же получается: дорогостоящая структура под названием "органы опеки и попечительства" готовит этих детей для тюрем?
Хотя в целом сегодня налицо смысловое изменение в политике государства, ведь социальная политика - главный индикатор наших прав, нашего состояния.
Благодаря в том числе поддержке президента социальная сфера вошла в круг нацпроектов. Мы выдержали острую полемику с Думой по поводу Закона "Об опеке и попечительстве". В итоге патронатное воспитание стало одной из форм семейного устройства.
Есть отдельная строка в федеральном бюджете для обеспечения детей-сирот жильем. Президентским указом создан фонд, в который передано 5,2 млрд рублей. Принцип: что бы ни происходило с родителями, это не должно ухудшать положение детей.
РГ: И сегодня у государства на это есть ресурсы?
Очирова: Есть. Самое выгодное вложение, в том числе и с экономической точки зрения, - в человека.
Источник: по материалам статьи "Прожиточный максимум. Дети и пенсионеры должны жить по новым социальным стандартам" Игоря Елкова в "Российской газете" - Неделя №4704 от 10 июля 2008 г. Полный текст материала см. ЗДЕСЬ.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.