Около 200 тысяч детей-сирот в стране стоят в очереди на получение жилья. Выделяемых средств явно недостаточно: очередь растет быстрее, чем выдается жилье в новостройках. От обязательства обеспечить квартирами выпускников детдомов государство не отказывается. Но его реализация провалена.
С проблемами в получении жилья сталкиваются и здоровые дети, и с инвалидностью. Почти во всех регионах органы власти рекомендуют им отстаивать свои права через суд. Как правило, суды встают на сторону истца, однако это лишь помогает ему продвинуться в очереди: например, с двухтысячного места в первую сотню.
В ряде субъектов РФ для сирот предусмотрены субсидии, покрывающие аренду квартиры в период до получения социального жилья. Однако даже в этих регионах поддержка зачастую остается на бумаге. В лучшем случае оплачиваются коммунальные расходы. Поэтому часть выпускников остаются жить в детском доме до 23 лет - пока не получат образование и профессию. Очень часто, к сожалению, детдомовцы уходят в криминальную сферу.
Глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин говорит, что необходимо увеличить бюджетные расходы. Это так. Основная проблема - вопиющее недофинансирование. Однако одними деньгами здесь вопрос не решить. Во-первых, надо навести порядок с очередью, которая с 2013 года фактически таковой не является: это лишь список, не предполагающий обязательств. Во-вторых, надо проанализировать ситуацию в комплексе. Не секрет, что регионы пускаются на различные ухищрения, чтобы сократить свои расходы: например, прописывают выпускников детдомов в других областях или в отдаленных районах, где ничего не строится, либо выдают низкокачественное жилье.
Регионы побогаче, надо отдать им должное, пытаются понемногу решать проблему своими силами. В связи с этим возникает дополнительный вопрос: получается, сироты внутри одной страны не равны? Те, кому повезло воспитываться в Москве или ХМАО, жилье получают быстрее, а тем, кто воспитывался в дотационных регионах, квартира не светит вовсе.
Необходимо отметить и межведомственную рассогласованность: в регионах вопросами поддержки детей-сирот занимаются департаменты образования, а за строительство социального жилья отвечают департаменты ЖКХ и строительства. За каким именно ведомством закреплены контроль и ответственность, непонятно.
До 2024 года планируется создать единую модель "подчиненности организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах". Но единую модель надо создавать сейчас, а к 2024 году она должна уже эффективно работать. Это действительно очень большая проблема, которой нужно заниматься безотлагательно. Разрабатывать отдельную целевую госпрограмму или самостоятельный национальный проект - с четким пониманием расчетов, сроков, ответственных ведомств и целевых показателей, системы контроля и мониторинга удовлетворенности со стороны сирот.
Задача общественности - эту проблему поднимать. Далее надо брать на себя экспертную работу, входить в органы управления и организовывать тщательный народный контроль.
https://rg.ru/2021/02/02/reg-cfo/pochemu-siroty-vnutri-odnoj-strany-ne-ravny.html
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.