Минпросвещения России направили в субъекты официальные рекомендации, разъясняющие порядок работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей условиях действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в
связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
О направлении информации
Минпросвещения России в связи с возникающими у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, вопросами по осуществлению деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а также организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно – органы опеки и попечительства, организации для детей-сирот), в условиях действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) рекомендует следующее.
Органы опеки и попечительства и организации для детей-сирот в условиях действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) должны руководствоваться положениями Указа Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Деятельность органов опеки и попечительства должна быть организована исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте Российской Федерации с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.
В части деятельности организаций для детей-сирот Роспотребнадзором установлен запрет на посещение организаций для детей-сирот для лиц, не связанных с их деятельностью. При этом граждане, получившие направление на посещение ребенка, граждане Российской Федерации, желающие временно принять детей из организаций, а также представители негосударственных некоммерческих, в том числе общественных и религиозных, организаций, благотворительных фондов, а также отдельных граждан – добровольцев (волонтерами), правоотношения с которыми оформлены в установленном порядке, специалисты органов опеки и попечительства, - могут относиться к лицам, связанным с деятельностью организаций.
В этой связи, указанными гражданами возможно посещение организаций для детей-сирот в случае, если с ними правоотношения с указанной организацией оформлены в установленном порядке. Личное посещение указанными гражданами организаций для детей-сирот возможно в соответствии с утвержденным графиком приема граждан, а также режимом дня детей при строгом соблюдении мер профилактики распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
С учетом рекомендаций Роспотребнадзора от 20 июля 2020 г. № 2/14783-2020-32 (https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rek_ros.php) при посещении организаций для детей-сирот должны быть соблюдены профилактические мероприятия, включающие:
1) проведение при входе в организацию для детей-сирот:
термометрии с использованием бесконтактных термометров с целью выявления и недопущения лиц с признаками респираторных заболеваний и температурой свыше 37°С;
обработки рук спиртосодержащими кожными антисептиками.
2) использование в период нахождения в организации для детей-сирот средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток, а также кожных антисептиков для обработки рук;
3) усиление дезинфекционного режима в организации в период посещения детей, генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств.
Кроме того, необходимо предусмотреть возможность взаимодействия граждан с детьми-сиротами с использованием дистанционных технологий.
В части выдачи направлений на посещение ребенка, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в конкретном субъекте Российской Федерации, а также решений, принятых руководителем субъекта Российской Федерации, рекомендуем рассмотреть вопрос возможности организации органами опеки и попечительства, региональными операторами государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), организации личного приема граждан в целях постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители, опекуны, (попечители) и предоставления производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, имеющим заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), состоящими на учете в органе опеки и попечительства, государственном банке данных о детях.
Вопрос обеспечения приема заявлений на выдачу направлений и осуществление выдачи гражданам направлений на посещение детей, а также принятия органом опеки и попечительства решений о назначении опеки (попечительства) необходимо также рассматривать в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой в конкретном субъекте Российской Федерации.
В случае если производная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставлена гражданам, учет которых ведет орган опеки и попечительства или региональный оператор банка данных о детях, посредством телефонной, почтовой или электронной связи, в раздел анкеты ребенка «Информация о мерах, предпринятых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации» должна быть внесена соответствующая информация.
Основанием для выдачи направления на посещение ребенка является подтверждение гражданами желания посетить ребенка в организации для детей-сирот (заявление граждан об ознакомлении со сведениями о ребенке (детях), подлежащем(их) устройству в семью, с просьбой выдать направление на посещение ребенка по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 101 (Приложение № 7 к приказу).
Необходимо обеспечить возможность для граждан прохождение подготовки в очно-заочной форме с использованием дистанционных методов подготовки и соблюдением профилактических мероприятий.
Очно-заочная форма подготовки предполагает сочетание аудиторных занятий и самоподготовки в течение всего периода подготовки. К дистанционным методам подготовки возможно отнести лекции и практические занятия в режиме вебинара, видеоконференции, консультации с указанными специалистами в режиме on-line, посредством электронной почты или очно, а также самостоятельную работу и др.
При этом для применения дистанционных технологий с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, должны быть созданы условия для функционирования информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающей освоение курса подготовки независимо от места нахождения гражданина.
Обращаем внимание на то, что с учетом установленных требований к подготовке граждан, утвержденных приказом Минобрнауки России от 13 марта 2015 г. № 235, проведение подготовки исключительно с использованием дистанционных технологий, не предусмотрено.
В части проведения проверок условий проживания детей, находящихся под опекой (попечительством), и осуществления сопровождения семей рекомендуется возобновить проведение органами опеки и попечительства проведение проверок условий жизни детей, находящихся под опекой (попечительством), соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, если мероприятия, связанные с осложнением эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, завершены, и в связи с чем было принято соответствующее решение о переносе проверок. Принимать решение об отмене проверок после их возобновления, возможно если срок проведения следующих наступает в течение двух месяцев. При проведении проверок также должны быть соблюдены профилактические мероприятия, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В случае если санитарно-эпидемиологическая обстановка в конкретном субъекте Российской Федерации, включающая в том числе установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять проверку в порядке и в сроки, которые определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, рекомендуется принимать акт о переносе плановых проверок.
В течение указанного периода органом опеки и попечительства может быть организован мониторинг, включающий в себя сбор, учет, обработку и анализ информации, поступающей от опекунов (попечителей), несовершеннолетних подопечных, компетентных органов, уполномоченных организаций. Мониторинг может осуществляться с использованием дистанционных технологий.
Оказание консультативных услуг организациями, осуществляющими сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, также рекомендуется осуществлять в общем порядке с применением дистанционных технологий с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, и соблюдением профилактических мероприятий.
В части продления сроков заключений органов опеки и попечительства, выданных гражданам.
Приостановление сроков действия заключения органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, течение которых прекратилось в период проведения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, нормативными правовыми актами не предусмотрена.
В связи с чем выдача органами опеки и попечительства указанных документов должна осуществляться в установленном порядке.
Прошу довести настоящие рекомендации до сведения специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и обеспечить личный контроль за исполнением данных рекомендаций.
Д.Е. Грибов
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.