Большинство детей, которые попадают в сиротские учреждения в возрасте до четырех лет, теряют шанс вернуться в свою семью или обрести новую — приемную. Для 62% малышей руководство этих учреждений не составляет план дальнейшей работы по жизнеустройству, следует из аналитики аппарата омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Дети годами остаются под опекой государства, что сказывается на их психике, говорят эксперты. Чтобы решить проблему, следует расширить штат профильных специалистов в учреждениях для детей-сирот и утвердить единый стандарт плана жизнеустройства, считают представители благотворительных фондов.
В отношении большинства детей (62%) в возрасте до четырех лет, попавших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует план по дальнейшему жизнеустройству. Такие цифры указаны в исследовании специалистов аппарата уполномоченного при президенте России по правам ребенка Марии Львовой-Беловой.
Они изучили анонимизированные личные дела всех детей в возрасте до четырех лет включительно из детских учреждений 14 регионов — участников проекта «Профилактика социального сиротства среди детей до четырех лет». Среди заявленных целей программы — к концу 2025 года минимум на четверть сократить число детей, которые проживают в интернатных учреждениях.
Планов по устройству детей нет, например, в домах ребенка Белгородской, Рязанской и Тюменской областей. «Известия» направили запрос в соответствующие регионы.
«Низкие показатели наличия планов работы могут свидетельствовать о плохом межведомственном взаимодействии в рамках системы профилактики социального сиротства, об упущенных возможностях по возвращению ребенка в кровную семью», — отмечается в исследовании.
Действующий с 2015 года закон предусматривает, что индивидуальный план жизнеустройства следует составить для каждого ребенка, попавшего в интернатное учреждение, прояснила президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. Его создают органы опеки совместно с учреждением, куда был помещен ребенок. В плане необходимо указывать, что конкретно будет сделано для его дальнейшего жизнеустройства: возвращение в кровную семью, передача под опеку родственникам или замещающей семье.
Однако на практике возникают сложности, отметила эксперт. Например, до сих пор нет типового образца такого плана, утвержденного на федеральном уровне.
— Поэтому учреждения на местах часто формируют их сами, кто во что горазд. Иногда они абсолютно несодержательные, формальные. Либо их вообще нет, — пояснила она.
Вопросы судьбы ребенка, причин его попадания в систему раньше были прерогативой органов опеки, а не учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Они оказывали в основном медицинскую помощь и закрывали базовые потребности. Многие дома ребенка так и не смогли перестроиться на новый лад, отметила Елена Альшанская.
— Хотя прошло уже больше семи лет, до сих пор большая часть учреждений не воспринимает эту задачу как свою, — считает она.
Они постепенно подстроятся под требование законодательства, но проблема не только во времени — для устройства детей нужны и квалифицированные кадры в достаточном количестве.
— В доме ребенка, как правило, есть один-единственный сотрудник, который работает с этими задачами. Обычно это специалист по социальной работе. Но он слишком загружен документооборотом, — пояснила Елена Альшанская.
Такие специалисты не всегда успевают вникать в историю каждого ребенка, ситуацию у него в семье, перспективы помощи его маме и другим родственникам, резюмировала специалист.
Всего в 14 пилотных регионах в домах ребенка живут 1214 детей до четырех лет, говорится в аналитике аппарата омбудсмена. Средний возраст ребенка в учреждении — 2,3 года. При этом 40% детей попадают туда в возрасте до года, а каждый четвертый — в 1–4 месяца.
«Помещение половины детей в ДУ в возрасте до одного года может свидетельствовать о существующих дефицитах поддержки кровных родителей, отчего страдают права детей на жизнь в семье», — указано в результатах исследования.
В большинстве случаев (61%) ребенок оказывается там из-за трудной жизненной ситуации в семье. Каждый второй малыш — из неполной семьи с матерью-одиночкой. Показатели могут говорить о том, что сотрудники органов опеки и попечительства зачастую недооценивают тяжесть ситуации в семье, отмечают авторы исследования. При этом в некоторых случаях помещение ребенка в эти учреждения может быть необоснованным.
При этом инвалидность зафиксирована лишь у 11% детей, что еще раз доказывает: основная причина отказа от воспитания малышей не в их плохом здоровье.
40% детей сдают в госучреждения сами родители, отметили авторы исследования. Это свидетельствует о том, что во многих регионах недостаточно социальных услуг для семей, отметила директор благотворительного фонда «Арифметика добра» Наиля Новожилова.
— Часто в месте проживания семьи нет или не хватает садов для детей с особенностями, но такие услуги есть в специализированном доме ребенка. При этом маме надо кормить всю семью, работать, и она вынуждена отдавать малыша в учреждение, — рассказала она «Известиям».
У таких детей нет соответствующего статуса для попадания в приемную семью даже временно, пока родная семья справляется с кризисом. И он годами может жить в доме ребенка. Исследования показывают, что это непоправимо для мозга и психики детей, добавила эксперт.
— Если семья живет в каком-нибудь районном центре, а ближайший дом ребенка, например, в 150 км, то мама еще и не сможет часто навещать ребенка. Соответственно, детско-родительские отношения страдают, — подчеркнула она.
Среди тех, кто имеет необходимый статус для дальнейшего устройства в новую семью, также, как правило, много детей с особенностями здоровья и развития. Отсутствие инфраструктуры и поддержки для их воспитания и развития может отпугнуть и потенциальных приемных родителей, полагает Наиля Новожилова.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
26 Июля 2024
С июня по август состоялось восемь онлайн-встреч приёмных родителей и кандидатов в приёмные родители с экспертами проекта «От обители– к родителям» в области защиты прав детей и сопровождения замещающих семей, православными священниками, православными психологами, работающими на основе православного вероучения
28 Июня 2024
27-28 июня Центром развития социальных проектов была организована Всероссийская онлайн конференции для специалистов системы профилактики «Ребенок дома» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка