Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные pro bono проекта с Фондом «ДетскиеДомики» об отношении к детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, и готовности помогать им.
Последние годы показатели сиротства снижаются, но проблем в этой сфере еще очень много. У детей, воспитывающихся в интернатных учрежедниях, разные истории. Это не только дети, у которых нет родителей или иных родственников, готовых взять их на воспитание. Это и социальное сиротство — когда родители есть, но лишены родительских прав, ограничены в них или по иным причинам не могут заниматься воспитанием ребенка. А также ситуации, при которых дети, имещие родителей, находятся в интернатных учреждениях из-за отсутствия по месту жительства необходимой инфраструктуры для их развития или лечения.
Почти половина наших сограждан знают людей, которые воспитывались в интернатных учреждениях (44%), 3% сами выросли в них. Молодежь 18-34 лет чаще других говорит о том, что знает людей, выросших в интернатных учреждениях, — 54%; россияне старше 60 лет говорят о наличии таких знакомых в полтора раза реже — 35%. Показатель выше также среди жителей небольших населенных пунктов численностью до 100 тыс. человек — 52%, среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 36%.
Что знают россияне о детях в интернатных учреждениях?
О том, что в детских домах и интернатах помимо детей-сирот могут находиться дети, имеющие родителей, знают 88% росcиян. Топ причин, по которым дети могут оказаться в интернатном учреждении при живых родителях, возглавил, по мнению россиян, вариант «родители представляют угрозу для ребенка», так думает каждый третий (30%). На втором месте — материальная несостоятельность семьи — 16%. На третьем — лишение родительских прав; алкоголизм или наркомания родителей; нехватка у родителей времени на ребенка — по 12%. Каждый десятый убежден, что ребенок может попасть в интернатное учреждение по причине плохого поведения (10%), что является негативным стереотипным представлением. Среди других ответов звучали: неблагополучная семья; халатное отношение родителей к своим обязанностям (6%); асоциальный образ жизни родителей (4%). В целом в представлениях россиян дети, имеющие родителей, оказываются в интернатном учрежеднии в ситуациях, когда родители не могут должным образом выполнять свои обязанности и обеспечивать ребенка всем необходимым.
О готовности помогать
Каждый второй признает высокий вклад благотворительных и некоммерческих организаций в помощь воспитанникам детских домов и интернатов (53%). Процент выше среди 25-34-летних (65%), опрошенных со средним и неполным средним образованием (62-70%), жителей небольших поселков и сел (58-57%). О том, что такая помощь скорее важна, улучшает отдельные моменты, но в целом не меняет картины, говорят 37%. В группе молодежи 18-24 лет — 46%. Бесполезным участие некоммерческого сектора в решении проблем детей в интернатных учреждениях назвали только 6%. В целом такие цифры говорят о понимании россиянами серьезной роли общественных и некоммерческих организаций в решении проблем детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Большинство россиян считают, что дети, имеющие родителей и находящиеся в интернатном учреждении, нуждаются в дополнительной помощи наравне с детьми-сиротами, об этом говорят 74%. Противоположной точки зрения придерживаются 11%. Еще 5% отметили, что такие дети нуждаются в большей поддержке, чем дети-сироты. Важность помощи таким детям чаще признают молодые люди 18-24 лет (81%) и жители городов-миллионников (84%).
Несмотря на то, что в обществе признается высокая значимость проблем детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, 77% россиян за последние два года не оказывали помощи таким детям. Каждый пятый (22%) оказывал помощь различными способами. В 7% случаев это денежный перевод, чаще его делали 35-44-летние (11%), финансово обеспеченные граждане (10%), жители Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников (10-11%). Отдавали детскую одежду и игрушки в общей сложности еще 9%, в группе 35-44-летних — 16%. Только по 1% россиян выступали в роли волонтеров, проводили мастер-классы или оказывали профессиональную помощь учреждениям или НКО. Среди вариантов ответа «другое» (9%) называли: сбор новогодних подарков; покупку канцелярских товаров в рамках благотворительных акций; корпоративную помощь в виде стройматериалов, продуктов питания; передачу книг; акции на кассе магазина «Детский мир».
Две трети россиян декларируют готовность оказывать помощь детям, находящимся в интернатных учреждениях (67%). Показатель выше среди мужчин (70%) и 25-34-летних (82%). Финансово обеспеченные граждане в 1,3 раза чаще говорят о подобных намерениях в сравнении с теми, кто недоволен своим материальным положением (70% против 53%).
На готовность участвовать в решении проблем детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, заметное влияние оказывает непосредственный опыт взаимодействия с людьми, выросшими в таких учреждениях. Те, в чьем окружении есть такие знакомые:
|
Наиболее удобный для россиян способ участия в решении проблем интернатных учреждений — передача детской одежды (35%) и детских игрушек (31%). Об этом чаще говорят женщины (39%) и 25-44-летние (50-42% готовы отдать детскую одежду и 47-35% — детские игрушки). Скорее всего, это те, у кого есть маленькие дети и остались уже ненужные вещи. Оказать финансовую помощь готовы 21%, каждый пятый; среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга — 29%, каждый третий. Материальное положение также влияет на готовность перевести деньги в интернатное учреждение — граждане с хорошим материальным положением отмечают этот вариант в 2 раза чаще (29% против 13% в группе с низкими доходами). Потенциал волонтерского участия составил 13%, но среди 18-24-летних — 29%, каждый третий. Еще 8% сообщили, что могли бы оказать транспортную помощь (13% среди мужчин); по 5% готовы оказать профессиональную помощь учреждениям или НКО или провести мастер-классы и выступления для детей.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.